Тематика самостоятельной управляемой работы студента

Тематика самостоятельной управляемой работы Задание Литература Форма контроля
№1.Субъекты административного права Республики Беларусь. 1. Обращения граждан.   2. Компетенция республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь.     3. Статус предприятий, учреждений, организаций, которые могут являться субъектами административного права. 1.Изучить и проанализировать рекомендованные нормативные правовые акты, научную литературу. 2.Составить: По вопросу 1: обращение в соответствии с требованиями Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц»; По вопросу 2: таблицу по компетенции республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь; По вопросу 3: таблицу по видам предприятий, учреждений, организаций, которые могут являться субъектами административного права.   [1], [2], [7], [57], [69], [117], [148], [184] –[186], [188], [190] – [194], [201] – [205]     [1], [19], [27], [29], [50], [56], [59], [64], [78], [82], [86], [97], [99], [101], [109], [111]- [113], [115], [118], [130], [133],[135]- [138], [143]- [144], [151]-[164], [167]- [169], [174], [183]–[187], [189]–[194], [196], [198] – [199], [201]- [205]   [1], [2], [66], [68], [75], [77], [99], [105], [145], [183]–[187], [189]–[194], [199] [201]- [205] опрос, e-mail, обсуждение
№2.Административные процедуры.   1. Изучить и проанализировать рекомендованные нормативные правовые акты. 2. Составить эссе по порядку совершения, в том числе, по элементам, любой произвольно выбранной в справочной правовой системе административной процедуры, совершаемой в соответствии с законодательством об административных процедурах.     [57], [124], [127]     опрос, e-mail, обсуждение
№3.Административные правонарушения. Виды, составы, ответственность. 1.Изучить и проанализировать рекомендованные нормативные правовые акты, научную литературу. 2.Определить состав выбранного правонарушения. 3.Определить обстоятельства, подлежащие доказыванию по данному делу. [1], [6], [187] опрос, e-mail, обсуждение
№4.Законность и дисциплина в сфере государственного управления. 1.Законность и дисциплина в сфере государственного управления.     2.Право на обжалование незаконных действий органов государственного управления и их должностных лиц как способ обеспечения законности в государственном управлении. 1.Изучить и проанализировать рекомендованные нормативные правовые акты, научную литературу. 2.Составить: По вопросу 1 блок-схему по вопросу соотношения законности, дисциплины и целесообразности в государственном управлении; По вопросу 2 эссе на заданную тему.     [1], [36], [184] –[186], [188], [190] – [194], [201] – [205] [1], [2], [7], [57], [69], [117], [148], [184] –[186], [188], [190] – [194], [201] – [205]   опрос, e-mail, обсуждение

Формы контроля за работой студентов.

1. Проведение групповых контрольных работ.

2. Опрос при проведении семинарско-практических занятий.

3. Текущее и рубежное тестирование.

4. Подготовка и защита рефератов по заданным темам.

ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ.

Название дисциплины, с которой требуется согласование Кафедра, обеспечивающая изучение этой дисциплины Предложения об изменениях в содержании учебной программы по изучаемой дисциплине Решение, принятое кафедрой, разработавшей учебную программу
Конституционное право зарубежных стран Административное право Общая теория права История государства и права зарубежных стран   Кафедра публичного права   Кафедра истории права и гуманитарных дисциплин Предложений нет Учебную программу утвердить протокол № от « »_ _20 г.

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ К УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ ПО ИЗУЧАЕМОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

НА 20 /20 учебный год

№№ пп Дополнения и изменения   Основание  
       

Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры публичного права (протокол №___ от «___»__________20__г.)

И.О.Заведующий кафедрой

__________________ ____________________ _Н.И. Забродский_________

(степень,звание) (подпись) (И.О.Фамилия)

УТВЕРЖДАЮ

Декан юридического факультета

_____________________ ____________________ _____________________

(степень,звание) (подпись) (И.О.Фамилия)

2. Теоретический раздел электронного учебно-методического комплекса по дисциплине «Административное право»:

Тема 1. Государственное управление и его соотношение с исполнительной властью и административным правом.[5]

1.Управление, государственное управление, исполнительная власть.

Общее понятие управления как определенного целенаправленного воздействия, целью которого является упорядочение системы, состоящей из элементов.

Управляющее воздействие реализуется в связях между элементами системы:

субъектом управления (формирует задачи и подчиняет им объект);

объектом управления (подчинение обеспечивается управленческими командами субъекта управления).

Управление обществом - управление людьми, их волей и сознанием – социальное управление, где «люди управляют людьми».

Субъект социального управления и используемые методы определяют вид социального управления (государственный, общественный).

Государственное управление – особый вид социального управления.

В доктрине (система воззрений ученых) административного права (далее по всему тексту электронного учебно-методического комплекса - АП) не существует единого подхода как к понятию государственного управления и его функциям, так и к его объему:

1. «Исполнительная власть не тождественна государственному управлению», а последнее есть «форма практической реализации исполнительной власти в ее собственном смысле».

2. «Государственное управление» необходимо заменить термином «управление», «публичное администрирование».

3. Следует ограничить государственное управление пределами «государственно-аппаратной среды», постепенно исключив из юридического обихода.

Закрепленный в законодательстве Республики Беларусь термин «государственное управление» не является синонимом понятия «исполнительная власть».

С юридической точки зрения государственное управление «представляет собой сферу правоотношений, которые складываются между государством и обществом, органами государственной власти, их должностными лицами, государственными служащими и гражданами, их организациями при взаимодействии по поводу осуществления государственной власти и управления делами общества и государства».

Также государственное управление может пониматься в широком и узком смысле.

Функции государственного управления - основные направления деятельности органов исполнительной власти по обеспечению исполнения задач государственного управления.

внутренние - внешние;

общие – специфические.

Особенности субъектов государственного управления в зависимости от принципа разделения властей.

Право является наиболее приемлемым регулятором сферы государственного управления:

пределы правового регулирования и государственное управление;

способы осуществления правового регулирования государственного управления;

правовое обеспечение государственного управления.

2. АП как отрасль права.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» право - это система общеобязательных правил поведения, устанавливаемых (санкционируемых) и обеспечиваемых государством в целях регулирования общественных отношений.

Предмет отрасли права – это круг общественных отношений, регулируемых данной отраслью. По предмету в основном проводится разграничение между различными отраслями права.

Подходы к определению содержания предмета АП. Сложности в определении общественных отношений, составляющих предмет АП.

Понятие предмета АП.

Метод правового регулирования – явление, присущее всем отраслям права.

Метод АП – императивно-правовое воздействие на участников общественных отношений с целью обеспечения их необходимого поведения.

Механизм метода АП.

Императивный характер метода АП: неравенство участников административно-правовых отношений.

Иные методы, применяемые органами исполнительной власти.

АП – это система норм, регулирующих общественные отношения управленческого характера, складывающиеся в процессе организации и функционирования исполнительной власти, а также в сфере административно-юрисдикционной деятельности различных государственных органов.

АП не имеет строгих границ, взаимодействуя с различными отраслями права:

конституционным;

финансовым;

трудовым;

гражданским;

уголовным и т.д.

АП можно рассматривать в нескольких аспектах в зависимости от его содержания:

как отрасль права;

как учебную дисциплину;

как правовую науку.

Существующие трудности с определением системы АП:

проблемные вопросы по составляющим системы АП как отрасли права;

существующие мнения по структуре учебной дисциплины;

по вопросу АП как науки см. ниже (вопрос 4 в данной теме).

3. Механизм административно-правового регулирования.

Механизм административно-правового регулирования - это система административно-правовых средств, которые воздействуя на общественные отношения, организуют их в соответствии с задачами государственного управления.

Существующие подходы по содержанию механизма.

Как вариант, его можно рассматривать как совокупность следующих элементов:

нормы АП, регулирующие принципы и цели деятельности органов исполнительной власти;

акты толкования норм АП, издаваемые уполномоченными на то органами;

акты применения норм АП;

административно-правовые отношения.

Норма АП – это санкционированные государством правила поведения субъектов АП.

Особенности норм АП.

Структура: гипотеза, диспозиция, санкция.

Примеры классических и авторских классификаций административно-правовых норм.

Вопросы действия административно-правовых норм в общем виде в соответствии с Законом Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»:

начало действия и прекращение действия (действие во времени);

действие в зависимости от территории (действие в пространстве);

действие в зависимости от распространения устанавливаемых ими правил либо на всех субъектов, либо на их отдельные группы (действие по кругу лиц).

Теоретические аспекты действия административно-правовых норм, в том числе, в части прекращения действия «старой» нормы.

Реализация норм АП – это претворение на практике в жизнь государственной воли, содержащейся в административно-правовых нормах.

Основные способы реализации норм АП: исполнение и применение; их характеристика.

Соблюдение и использование как возможные способы реализации норм АП; их содержание.

Источник АП – внешняя форма выражения административно-правовых норм.

Существующие классификации источников АП.

Многочисленность административно-правовых норм порождает необходимость их упорядочения, которое осуществляется, в большинстве своем, посредством систематизации и кодификации.

Правовая суть данных понятий в соответствии с Законом Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь».

Административно-правовые отношения - это общественные отношения, урегулированные нормами АП.

Особенности административно-правовых отношений.

Многообразие теоретических классификаций видов административно-правовых отношений.

Внешние административно правовые отношения - внутренние административно-правовые отношения;

Вертикальные административно-правовые отношения – горизонтальные административно – правовые отношения – диагональные административно-правовые отношения.

4. Наука АП. Предмет, задачи и система курса «АП».

Наука АП представлена в книгах, статьях, научных докладах, сообщениях и т.д.

Наука АП – это, по сути, доктрина АП.

Задачи науки АП.

Предмет науки АП составляют:

нормы и институты АП;

отношения, регулируемые этими нормами и институтами;

тенденции развития административно-правовой системы и вопросы взаимодействия АП и другими отраслями права.

Методы, применяемые в науке АП.

Цель изучения дисциплины «АП».

Предмет и система см. выше (вопрос 2 в данной теме).

Тема 2. Субъекты административного права.

1.Физические лица как субъекты административного права.

Субъект АП как носитель прав и обязанностей, установленных административно-правовыми нормами.

Проблемы в определении понятия субъекта АП.

Правосубъектность лица и субъект АП.

Содержание правосубъектности.

Субъект АП и субъект административно-правовых отношений/ соотношение.

Индивидуальные и коллективные субъекты; содержание данных понятий.

Административно-правовой статус граждан Республики Беларусь, характеристика его содержания и признаки.

Классификация прав и свобод гражданина в зависимости от:

оснований их возникновения;

возможности их реализации.

Общие и специальные права и обязанности граждан в сфере государственного управления.

Административно-правовые гарантии – система административно-правовых норм, организационных мер и методов, с помощью которых органы исполнительной власти практически реализуют в жизнь права и свободы граждан в области государственного управления.

Политико-правовые, организационные, экономические, образовательные гарантии.

Судебные и внесудебные гарантии.

Конституция Республики Беларусь как основа административно-правовых гарантий прав и обязанностей граждан.

Реализация конституционного права на обращение в законодательстве Республики Беларусь. Правовое регулирование.

Институт обращений граждан в АП, его функции. Понятие и виды обращений, требования к их содержанию.

Порядок приема, регистрации и разрешения предложений, заявлений и жалоб:

права и обязанности заявителя;

порядок приема и рассмотрения обращения;

сроки подачи обращения;

особенности рассмотрения устных и письменных обращений;

оставление обращений без рассмотрения;

сроки рассмотрения обращений;

требования к письменным ответам на обращения;

порядок обжалования ответов на обращения или решений об оставлении обращений без рассмотрения по существу;

особенности рассмотрения отдельных видов обращений;

ответственность за нарушение установленных требований.

Личный прием и особенности его проведения.

Возможность реализации права на обращение юридическими лицами.

Закон Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» как основополагающий законодательный акт, регулирующий статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь.

Объем правосубъектности иностранных граждан и лиц без гражданства по сравнению с гражданами Республики Беларусь. Права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства.

Административно-правовой статус беженца в соответствии с Законом Республики Беларусь «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь».

Сравнительный анализ правового статуса иностранного гражданина, лица без гражданства и беженца.

2. Общественные объединения как субъекты АП.[6]

Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях» общественным объединением является добровольное объединение граждан, в установленном законодательством порядке объединившихся на основе общности интересов для совместной реализации гражданских, социальных, культурных и иных прав.

Виды общественных объединений.

Регистрация общественного объединения как условие возникновения правосубъектности общественного объединения. Порядок ее осуществления.

Правовой статус общественных объединений.

Формы участия общественных объединений в государственном управлении.

Основы административно-правового статуса политических партий в соответствии с Законом Республики Беларусь «О политических партиях». Контроль за деятельностью политических партий.

Понятие и виды религиозных организаций согласно Закону Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях».

Административно-правовой статус религиозных организаций. Взаимоотношение религиозных организаций и государства.

3. Предприятия, учреждения и организации.

Содержание понятия «организация» как коллективного субъекта административной ответственности как организации или как юридического лица.

Предприятия и учреждения как разновидности организаций; предприятия и учреждения как виды юридического лица.

Понятие юридического лица в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь (далее по всему тексту ЭУМК - ГК).

Коммерческие и некоммерческие организации; формы; цели создания.

Понятие и виды предприятий как формы коммерческой организации согласно ГК (государственные - республиканские унитарные предприятия/ коммунальные унитарные предприятия; частные унитарные предприятия). Казенное унитарное предприятие.

Учреждение как форма некоммерческой организации в соответствии с ГК.

Порядок создания и прекращения деятельности предприятий, учреждений в соответствии с ГК, Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г.№1 (далее по всему тексту ЭУМК - Декрет №1), постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 июля 2004 г. № 913.

Классификация норм, определяющих административно-правовой статус предприятий и учреждений.

Различия и особенности правосубъектности государственных и негосударственных предприятий и учреждений.

Административно-правовые гарантии самостоятельности деятельности предприятий, учреждений.

Конституция Республики Беларусь, ГК как основополагающие законодательные акты, гарантирующие независимость предприятий, учреждений.

Конституция Республики Беларусь, ГК, Декрет № 1 - центральные законодательные акты, регулирующие административно-правовые основы предпринимательской деятельности:

общие вопросы государственного регулирования предпринимательской деятельностью;

государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности;

контроль за их деятельностью.

4. Органы исполнительной власти.

4.1.Законодательство не раскрывает понятие «орган исполнительной власти».

В доктрине АП понятие органа исполнительной власти выводится из понятия «государственный орган».

Государственный орган -организованный коллектив, образующий самостоятельную часть государственного аппарата, наделенную собственной компетенцией и выполняющую публичные функции.

Государственно-властные полномочия как важнейший признак государственного органа; их содержание.

Соотношение понятий «полномочия» и «компетенция».

Основные признаки государственного органа.

Орган исполнительной власти всегда есть государственный орган, в то время как не всякий государственный орган является органом исполнительной власти.

Отличительные признаки органа исполнительной власти; понятие органа исполнительной власти.

Центральный орган государственного управления, осуществляющий исполнительную власть в Республике Беларусь, Правительство - Совет Министров Республики Беларусь (далее по всему тексту ЭУМК - Совет Министров).

Классификация органов исполнительной власти в зависимости от:

территориальных пределов деятельности;

организационно-правовой формы;

занимаемого положения и места в системе;

объема компетенции;

порядка разрешения подведомственных вопросов.

Все органы исполнительной власти образуют единую систему.

В доктрине АП система органов исполнительной власти понимается как совокупность взаимосвязанных звеньев аппарата государственного управления, каждое из которых обладает относительной самостоятельностью и выполняет строго определенные функции.

Принципы построения данной системы.

Правовой основой построения системы органов исполнительной власти являются: Конституция Республики Беларусь, Законы Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь» (далее по всему тексту ЭУМК – Закон о Совете Министров), «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» (далее по всему тексту ЭУМК – Закон о местном управлении), Указ Президента Республики Беларусь от 5 мая 2006 г. № 289 (далее по всему тексту ЭУМК - Указ № 289).

Можно выделить следующие звенья в рассматриваемой системе:

ü Совет Министров;

ü республиканские органы государственного управления:

министерства;

государственные комитеты;

ü объединения юридических лиц, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь (далее по всему тексту ЭУМК - Правительство);

ü органы местного управления (местные исполнительные и распорядительные органы).

4.2.Согласно статье 2 Закона «О Президенте Республики Беларусь» для реализации своих полномочий ПрезидентРеспублики Беларусь (далее по всему тексту ЭУМК – Президент) наделяется правами и исполняет возложенные на него высокие обязанности перед народом Республики Беларусь в формах и пределах, определенных Конституцией, Законом Республике Беларусь «О Президенте Республики Беларусь», другими законами Республики Беларусь и решениями республиканских референдумов. Президент несет ответственность перед народом Республики Беларусь за исполнение своих обязанностей.

Исключительная компетенция Президента в соответствии с Конституцией Республики Беларусь в сфере исполнительной власти.

Президент как координатор исполнительной ветви власти.

Нормативные правовые акты Президента.

Администрация Президента, ее статус, задачи и функции в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 23 января 1997 г. № 97.

4.3.Правовой основой деятельности Совета Министров являются: Конституция, Закон о Совете Министров, Указ № 289, Регламент Совета Министров Республики Беларусь, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. № 193.

Структура Правительства в соответствии с Указом №289.

Состав Правительства.

Срок действия Правительства.

Статус Премьер-министра Республики Беларусь; его функции.

Специальные полномочия и функции Совета Министров в соответствии с Законом о Совете Министров.

Организация работы Совета Министров.

Решения Совета Министров.

Перечень вопросов, которые могут быть урегулированы лишь на уровне Правительства.

Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом Республики Беларусь.

Аппарат Совета Министров Республики Беларусь, действующий на основании Положения об Аппарате Совета Министров Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. № 192:

его статус;

статус руководителя Аппарата Совета Министров;

задачи и функции Аппарата Совета Министров.

В систему подчиненных Совету Министров республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, определенной Президентом, входят:

министерства,

государственные комитеты,

объединения юридических лиц, иные государственные организации, подчиненные Совету Министров.

Республиканские органы государственного управления, подчиненные Совету Министров, по отдельным вопросам деятельности, предусмотренным законодательными актами, могут подчиняться исключительно Президенту.

Механизмы, с помощью которых Совет Министров осуществляет руководство подчиненными ему:

республиканскими органами государственного управления

государственными организациями.

Механизмы, посредством которых Совет Министров руководит местными исполнительными и распорядительными органами (по вопросам, входящим в компетенцию Совета Министров).

Взаимодействие Совета Министров с Парламентом Республики Беларусь и Национальным банком Республики Беларусь.

4.4.Министерства Республики Беларусь: порядок образования, правовой статус, виды. Правовой статус Министра Республики Беларусь.

Министерства, государственные комитеты образуются Президентом, государственные организации, подчиненные Правительству, - Советом Министров с согласия Президента.

Положения о Министерстве внутренних дел, Министерстве обороны, Министерстве по чрезвычайным ситуациям, Комитете государственной безопасности, Государственном пограничном комитете, Государственном таможенном комитете, Государственном военно-промышленном комитете утверждаются Президентом, положения об иных министерствах, государственных комитетах - Советом Министров.

Понятие «министерство», «государственный комитет» имеют двоякое значение.

Различия между правовым статусом министерства и государственного комитета, их понятия.

Министерством единолично руководит министр, который по должности входит в состав Совета Министров. Он несет за выполнение возложенных на министерство задач и функций, за состояние дел в руководимой им сфере государственного управления. Правовой статус министра определен Президентом в Положении о Министре Республике Беларусь, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 21 ноября 2001 г. № 692.

Требования, предъявляемые к министру; его функции. Особенности дисциплинарного взыскания, применяемого к министру.

Правовые формы деятельности министерств.

Совещательный орган министерства.

Нормативные правовые акты министерств.

4.5.Государственные комитеты: порядок образования, правовой статус, виды.

Председатели государственных комитетов по статусу являются министрами.

Межотраслевое управление и линейное руководство как две группы задач, выполняемые государственными комитетами.

Коллегия государственного комитета. Формы реализации решений коллегии.

Государственные организации, подчиненные Правительству. За исключением Белкоопсоюза и Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения, в данном случае речь следует вести о концернах – государственных объединениях, статус которых урегулирован §6 Главы 4 ГК.

4.6.Местные органы управления, их правовой статус, виды.

Местное управление - форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан.

Принципы местного управления в соответствии с Законом о местном управлении.

Понятие органа местного управления; система органов местного управления.

Общая компетенция всех исполнительных и распорядительных комитетов, независимо от территориального уровня.

Особенности компетенции исполкомов различных уровней.

Компетенция местной администрации.

Порядок назначения на должность и освобождения от должности председателя исполкома, главы местной администрации согласно Указу Президента Республики Беларусь от 22 февраля 2011 г. № 66.

Компетенция председателя исполкома, главы местной администрации. Особенности компетенции председателей исполкомов различных уровней.

Форма работы органов местного управления. Нормативные правовые акты органов местного управления.

Типовая структура местных исполнительных и распорядительных органов в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 23 октября 2006 г. № 631:

общие положения органов местного управления;

виды структурных подразделений органов местного управления;

формы работы и организация работы структурных подразделений органов местного управления.

4.7.Организационная структура и штат органа государственного управления (исполнительной власти).

Каждый орган исполнительной власти как целостная система управления и как любая организация обладает внутренней (организационной) структурой и штатом.

Спецификой организационной структуры органа исполнительной власти является то, что она связана с особенностями сферы общественных отношений, в которых реализует государственную политику такой орган.

Организационная структура органа исполнительной власти - это систематизированная, иерархически упорядоченная совокупность структурных подразделений и управляющих ими органов или лиц, в которой определены области управления, полномочия, ответственность, подчинение и соподчинение всех участников управления.

Штат (штатное расписание).

Принципы построения организационной структуры органа исполнительной власти.

Приложение 2 к Указу Президента Республики Беларусь от 12 февраля 2004 г. № 66 как пример структурных подразделений, которые могут создаваться в субъектах, в нем поименованных.

Приложение 2 к Указу Президента Республики Беларусь от 23 октября 2006 г. №631 как пример структурных подразделений, которые могут создаваться в местных исполнительных и распорядительных органах.

Основные характеристики структурного подразделения органа исполнительной власти.

Неделимым элементоморганизационной структуры органа исполнительной власти является должность государственного служащего.

5. Государственные служащие.[7]

Существующие подходы по вопросу отраслевого правового регулирования института государственной службы.

Особенности правового статуса государственного служащего как особой категории работников.

В соответствии со статьей 2 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» (далее по всему тексту ЭУМК – Закон о службе) под государственной службойпонимается профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемая в целях непосредственной реализации государственно-властных полномочий и (или) обеспечения выполнения функций государственного органа.

Виды государственной службы.

Важным элементом государственной службы является государственная должность - должность, предусмотренная Конституцией Республики Беларусь, Законом о службе, и иными законодательными актами, либо должность, учрежденная в установленном законодательством порядке как штатная единица государственного органа с определенным для занимающего ее лица кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа.

Принципы государственной службы.

Правовое регулирование статуса государственных служащих.

Правовой статус государственных служащих как совокупность определенных элементов.

Должность как базовая характеристикаправового положения государственного служащего.

Нормы, составляющие основу правового статуса государственного служащего, дифференцируются на общие и особенные.

Понятие государственного служащего.

Градации государственных служащих.

Права государственных служащих.

Обязанности государственных служащих.

Характерной особенностью этих прав и обязанностей является то, что они выражают не полномочия по замещаемой должности, а общие правила поведения и действий государственных служащих, условия и меры организационного характера, которыми обеспечивается исполнение ими полномочий по замещаемым должностям.

Конкретные полномочия государственного служащего по занимаемой должности определяются должностной инструкцией.

Правоограничения государственных служащих.

Государственный служащий, нарушивший требования Закона о службе об ограничениях, подлежит освобождению от занимаемой должности.

В доктрине АП под прохождением государственной службыпонимается совокупность юридических фактов, вызывающих возникновение, изменений и прекращение государственных служебных отношений.

Способы замещения должностей, заключение контракта.

Особый порядок приема на работу предусмотрен на должности, включенные в кадровый реестр Главы государства в соответствии с Положением о порядке формирования и проверки данных о кандидатах на должности и лицах, занимающих должности, включенные в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 3 ноября 2000 г. № 577.

Право на поступление на государственную службу, квалификационные требования, предъявляемые при поступлении на государственную службу.

Для лиц, впервые поступающих на государственную службу, проводится квалификационный экзамен в порядке, установленном Указом Президента Республики Беларусь от 17 марта 2005 г. № 139.

Предварительное испытание.

Случаи, при которых гражданин не может быть принят на государственную службу.

Контракт.

Прохождение государственной службы. Понятие прохождения. Стажировка.

Государственным служащим, занимающим соответствующие государственные должности, в процессе прохождения государственной службы присваиваются в порядке, предусмотренном Законом о службе и другими законодательными актами, классы государственных служащих. Для государственных служащих устанавливается высший класс и 12 классов, из которых 12-й класс является низшим.

Порядок присвоения классов; особенности по некоторых категориям государственных служащих.

Повышение квалификации. Переподготовка.

Закон о службе предусматривает проведение обязательной аттестации государственных служащих, порядок проведения которой установлен Положением о проведении аттестации государственных служащих, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 6 ноября 2003 г. №489.

Перемещения по должности.

Гарантии государственных служащих.

Основания прекращения государственной службы.

Акт об освобождении от занимаемой должности, расторжение контракта.

Меры поощрения, которыми могут быть поощрены государственные служащие.

За особые трудовые заслуги работники представляются в компетентные органы к поощрению, к награждению орденами, медалями, почетными грамотами, нагрудными значками, к присвоению почетных званий. Правом награждения государственными наградами Республики Беларусь и присвоения почетных званий Республики Беларусь обладает Президент Республики Беларусь.

Порядок представления к награждению государственными наградами Республики Беларусь установлен Законом Республики Беларусь «О государственных наградах Республики Беларусь» и Положением о порядке награждения государственными наградами Республики Беларусь, лишения государственных наград Республики Беларусь и восстановления в правах на эти награды, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 8 апреля 2005 г. № 168.

Государственные служащие могут быть привлечены к дисциплинарной, административной, уголовной и материальной ответственности в соответствии с законодательством.

Дисциплинарная ответственность - основной вид ответственности государственных служащих.

Основание привлечения к дисциплинарной ответственности.

Понятие и признаки дисциплинарного проступка, его состав.

Общая и специальная дисциплинарная ответственность.

Особенности специальной дисциплинарной ответственности.

Меры дисциплинарных взысканий, которые могут быть применены к государственным служащим.

Порядок привлечения государственного служащего к дисциплинарной ответственности:

порядок и сроки применения дисциплинарных взысканий,

органы, руководители, правомочные применять дисциплинарные взыскания,

порядок обжалования, снятия и погашения дисциплинарных взысканий.

Тема 3. Административные процедуры.

Дебюрократизация государственного аппарата.

Понятие в доктрине АП «административной процедуры». Широкое и узкое понимание.

Определение «административной процедуры» в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об основах административных процедур» (далее по всему тексту ЭУМК – Закон о процедурах). Примеры административных процедур в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан».

Отношения, на которые не распространяется действие Закона о процедурах. Соотношение законодательства об обращениях граждан и юридических лиц с законодательством об административных процедурах – сходства и различия.

Законодательство об административных процедурах. Требования к нормативным правовым актам, регулирующим порядок совершения административных процедур.

Принципы осуществления административных процедур.

Уполномоченный орган, понятие. Компетенция уполномоченных органов.

Заинтересованное лицо, понятие. Права и обязанности заинтересованных лиц.

Порядок совершения административной процедуры:

подача заявления заинтересованного лица (способы подачи, требования к содержанию заявления), отказ в принятии заявления, отзыв заявления;

рассмотрение заявления; вынесение административного решения уполномоченным органом;

виды административных решений;

срок действия административного решения;

исполнение административного решения.

Обжалование административного решения:

порядок обжалования административного решения. Подача административной жалобы;

рассмотрение административной жалобы;

решение по административной жалобе;

исполнение решения по административной жалобе.

Проблемы совершенствования законодательства об административных процедурах.

Тема 4. Административно-правовые формы и методы.[8]

1. Понятие и виды административно – правовых форм.

В доктрине АП понятия «административно-правовая форма», «форма управления», «форма управленческой деятельности», «форма государственного управления» являются синонимичными.

В философском понимании форма соотносится с содержанием. Под формой понимается внешнее выражение, а под содержанием - внутреннее наполнение объекта или явления.

Таким образом, форма рассматривается как внешнее выражение содержания. Применительно к деятельности исполнительной власти форма является способом выражения ее государственно-правового содержания, т.е. всех тех качеств (прежде всего правовых), которые характеризуют ее как специфическую ветвь государственной власти.

В науке АП подобные формы государственного управления называются административно-правовыми.

Классификация форм управленческой деятельности может проводиться по различным основаниям.

По характеру вызываемых последствий:

правовые:

нормотворческая деятельность;

правоприменительная деятельность;

неправовые (организационные).

Классическая схема классификации форм.

Наши рекомендации