Правовой статус органа исполнительной власти
Орган власти – целостное структурно оформленное самостоятельное социальное образование, наделенное собственной компетенцией.
Признаки органа власти:
1. Организация, имеющая сложную внутреннюю структуру.
Типовая структура федерального органа исполнительной власти:
- центральный аппарат. Руководство (министерства – генеральный министр, агентства и службы - директор); структурные подразделения по основным видам деятельности (в министерствах – департаменты, в службах и агентствах - управления)
- территориальные органы органов исполнительной власти: отделы, должности. Несколько должностей = отдел.
2. Своя компетенция – направление деятельности и властные полномочия (министерство внутренних дел, министерство обороны). Полномочия – обязанности и права.
3. Каждый орган имеет свое наименование и место в системе гос. органов (МВД подчиняется президенту, а МВД подчиняется ФМС).
4. Каждый орган власти может наделяться правами юр. лица, но сам не является юр. лицом. Органы власти не вносятся ни в какой реестр для регистрации (как юр. лица). Органу власти статус юр. лица для вступления в правоотношения не требуется. Орган власти самостоятельный субъект. Федеральное собрание, высшие суды не являются юр. лицами. Органы власти создаются и ликвидируются иначе, чем юр лица.
5. Положение органов власти регулируется положением об органе. Там закреплены задачи и функции органа, его положение и структура.
Положение утверждается либо президентом (МВД, министерство обороны), либо правительством (министерство культуры), зависит от того кто руководитель этих министерств.
Министерства и в целом органы власти могут пользоваться гос. символами (герб, флаг) и создавать свои символы.
Чем орган власти отличается от учреждений??
Орган власти реализует и наделен властными полномочиями.
Учреждения занимаются вспомогательными функциями – образование, культура, наука, здравоохранение.
Гос. предприятия – коммерческая деятельность, но с гос. собственностью и нет властных полномочий.
Виды органов власти:
1. по территориальным масштабам деятельности
- федеральные (федеральные министерства, службы и агентства) и их территориальные органы (федеральные органы исполнительной власти - ФОИВ)
- органы исполнительной власти субъекта РФ: высшее должностное лицо субъекта РФ, орган общей компетенции, орган исполнительной власти специальной компетенции. Также могут создаваться территориальные органы органа исполнительной власти субъекта РФ (отдел).
- органы местного самоуправления.
Не относятся к гос. органам.
2. по объему компетенции
-общей компетенции, т.е. ведают всеми вопросами гос. управления (социально-культурной, обороны и т.д.) – правительство РФ, правительство субъекта РФ
- органы специальной компетенции – осуществляют управление в определенной сфере или межотраслевое управление (федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - Роспотребнадзор).
Правительство РФ.
Правовое положение правительства РФ регулируется конституцией РФ и ФКЗ от 17.12.97 «о правительстве РФ».
Правительство РФ (ст.1 ФКЗ «о правительстве») – высший исполнительный орган, возглавляющий систему органов исполнительной власти РФ.
Правительство – коллегиальный орган общей компетенции (управляет в сфере обороны, культуры, с/х и т.д.).
Состав правительства РФ:
- председатель правительства
- заместители председателя правительства (9 человек)
- федеральные министры (18 министерств)
Организационно-правовые формы деятельности правительства – внешнее выражение их деятельности:
1. Заседание (регламент правительства от 2004г)
Проводятся не реже, чем 4 раза в месяц (как правило, по четвергам) – очередные заседания. Бывают внеочередные. Могут быть открытые и закрытые.
В заседаниях участвуют все члены правительства и они имеют право решающего голоса.
Заседание правомочно, если присутствует более 50%. И решение принимается общим согласием или на голосовании простым большинством и голос председателя имеет решающее значение при равенстве.
Руководит заседанием президент РФ.
2. Президиум правительства РФ
Состоит из председателя, заместителей.
Собирается для решения оперативных (малозначительных) вопросов.
Акты, принятые президиумом могут отменить заседание правительства РФ.
3. Акты правительства РФ (ст.23 ФКЗ)
Правительство издает постановления (нормативный характер) и распоряжения (издаются по оперативным и текущим вопросам).