Процессуальный статус иностранных лиц 4 страница

§ 5. Судебные поручения'

Обратимся прежде всего к понятиюсудебного поручения. Суды распространяют свою власть на территорию того госу­дарства, органами которого они являются, они вправе совер­шать процессуальные действия: допрашивать свидетелей, про­изводить осмотр письменных и вещественных доказательств, назначать проведение экспертизы, вручать извещения и вызо­вы, а также иные судебные документы физическим и юриди­ческим лицам только на территории своего государства. Одна­ко при рассмотрении гражданских дел с участием иностран­ных лиц нередко возникает потребность в производстве процессуальных действий на территории другого государства, что возможно только с его ведома (согласия), т. е. в порядке судебного поручения. Действующий ГПК РФ (ч. 4 ст. 407) пре­доставляет судам РФ право обращаться в иностранные суды с поручениями о совершении отдельных процессуальных дейст­вий. Под судебным поручениемкак институтом международно­го гражданского процесса понимается совокупность националь­ных и международно-правовых норм, регулирующих обществен­ное отношение, возникающее в связи с обращением суда одного государства к суду другого государства с просьбой о совершении на территории этого государства процессуальных действий, необ­ходимых для рассмотрения и разрешения дела, находящегося в производстве иностранного суда,а также исполнением этого по­ручения.

Например, при рассмотрении иска российской гражданки против гражданина Финляндии об установлении отцовства в отношении несовершеннолетней дочери Мосгорсуд вынужден был обратиться к финскому суду с просьбой об исследовании

1 Более подробно см., например: Лунц Л. А. Курс международного частного права: В 3 т. Т. 3. С. 878-898; Дробязкина И. В. Указ. соч. С. 87-105.

Глава 12. Международный гражданский процесс 791

крови ответчика, проживающего в Финляндии, в экспертном учреждении Финляндии1.

Порядок обращения российских судов с судебными поруче­ниями к судам иностранных государств, а также порядок испол­нения российскими судами иностранных судебных поручений регламентируется ст. 407 ГПК РФ, а также Гаагскими конвен­циями — по вопросам гражданского процесса от 1 марта 1954 г., о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам от 15 ноября 1965 г.2, о полу­чении за границей доказательств по гражданским или торговым делам от 18 марта 1970 г.3; Минской конвенцией 1993 г. (ст. 4— 19); двусторонними договорами о правовой помощи. Согласно господствующему в международно-правовой доктрине мнению, принятие одним государством судебного поручения от другого государства при отсутствии между ними соответствующего меж­дународного соглашения не рассматривается как юридическая обязанность. В то же время необоснованный отказ другого госу­дарства в принятии и исполнении иностранного судебного по­ручения расценивается как нарушение начал международной вежливости и в этом смысле является актом проявления недру­желюбия4.

Согласно ч. 4 ст. 407 ГПК РФ порядок сношенийсудов РФ с иностранными судами определяется международным догово­ром РФ или федеральным законом. Мировой практике извест­ны четыре исторически сложившихся порядка обращения суда одного государства к суду другого государства. Первый поря­док — дипломатический. Он заключается в том, что сношение судов иностранных государств осуществляется через Министер­ство иностранных дел. При этом суд запрашивающего государ­ства обращается к своему Министерству иностранных дел, ко-

1 См.: Лазарев Л. В., Марышева И. И., Пантелеева И. В. Иностранные граж­
дане: правовое положение / Под ред. Н. И. Марышевой. М., 1992. С. 203.

2 См.: Федеральный закон от 12 февраля 2001 г. № 10-ФЗ «О присоедине­
нии Российской Федерации к Конвенции о вручении за границей судебных и
внесудебных документов по гражданским или торговым делам» // СЗ РФ. 2001.
№ 7. Ст. 615. Текст Конвенции и Заявление РФ см.: СЗ РФ. 2004. № 50.
Ст. 4951.

3 См.: Федеральный закон от 12 февраля 2001 г. № 11-ФЗ «О присоедине­
нии Российской Федерации к Конвенции о получении за границей доказа­
тельств по гражданским или торговым делам» // СЗ РФ. 2001. № 7. Ст. 616.

4 См.: Лунц Л. А. Указ. соч. С. 879; Звеков В. П. Указ. соч. С. 447; Нешатае-
ва Т. Н. Международный гражданский процесс. С. 138.

Процессуальный статус иностранных лиц 4 страница - student2.ru 792 Раздел IV. Производство по делам с участием иностранных лиц

торое через свое посольство или консульство обращается в Ми­нистерство иностранных дел запрашиваемого государства с нотой. В том случае, если МИД иностранного государства при­мет ноту, судебное поручение иностранного суда направляется в суд запрашиваемого государства (т. е. отечественный суд) с просьбой об его исполнении1. Второй порядок сношений судов различных государств — непосредственный, когда суд запраши­вающего государства напрямую, минуя посредников, обращает­ся к суду запрашиваемого государства, в котором должно быть исполнено судебное поручение. Третий порядок — сношения ] через центральные органы юстиции. Наконец, четвертый поря- ! док исторически сложился в судебном процессе Англии и США. Суть его состоит в следующем. Если английскому или американскому суду нужно допросить свидетеля, проживающе­го во Франции, то он назначает кого-либо из французских гра­ждан, предварительно получив на то их согласие, своим уполно­моченным (комиссионером), который вызывает свидетеля, допра­шивает его и направляет материалы допроса в суд США. Применение такого порядка допускается только при отсутствии возражений со стороны властей государства, в котором совер­шаются процессуальные действия2. В России четвертый поря­док сношений не применяется.

О применении конкретного порядка сношений судов раз­личных государств, в том числе России, специально указывает­ся в международных конвенциях и договорах, которые содер-

1 Недостатком дипломатического порядка сношений судов является его
медлительность вследствие длительного прохождения судебного поручения по
инстанциям. Например, если судебное поручение направляется по дипломати­
ческим каналам американскому суду, то из МИДа России оно поступает снача­
ла в Государственный Департамент США, затем в Отдел по международным су­
дебным делам Департамента юстиции США, оттуда — в местное отделение
службы федерального прокурора по месту нахождения истребуемых доказа­
тельств и только потом — к судье, который будет исполнять это поручение. Та­
ким образом, прохождение судебного поручения по дипломатическим каналам '
занимает много времени, как правило, не менее 6 месяцев. В одном только
Министерстве иностранных дел РФ оно может пролежать около месяца в связи

с особенностями направления дипломатической почты. Поэтому нередко быва­ет так, что на момент исполнения судебного поручения необходимость в нем уже отпадает. См.: Дистефано К. Л. Способы получения доказательств из США для судопроизводства за границей // РЮ. 1996. № 10. С. 29; Миронов А. Судеб­ные поручения по гражданским и семейным делам: международно-правовой аспект // РЮ. 1999. № 2. С. 30.

2 См.: Курс советского гражданского процессуального права / Под ред.
А. А. Мельникова. Т. 2. С. 386.

Глава 12. Международный гражданский процесс



жат норму о порадке сношений. Так, ст. 9 Гаагской конвенции по вопросам гражданского процесса 1954 г. установила дипло­матический порядок сношений, а также непосредственный по специальному соглашению двух договаривающихся государств. Гаагская конвенция о вручении за границей судебных и внесу­дебных документов по гражданским или торговым делам 1965 г. ввела в качестве основного порядок сношений через централь­ные органы государств. В соответствии с Указом Президен­та РФ от 24 августа 2004 г. № 1101 «О центральном органе Рос­сийской Федерации по Конвенции о вручении за границей су­дебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам», а также Заявлением России по Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам от 15 ноября 1965 г. цен­тральным органом РФ для целей ст. 2 Конвенции назначено Министерство юстиции РФ1. Минская конвенция 1993 г. уста­навливает порядок сношений через центральные органы, если иной порядок сношений не установлен этой Конвенцией. Дву­сторонние договоры о правовой помощи по-разному решают вопрос о порядке сношений. Например, ст. 3 Договора между Россией и Польшей о правовой помощи устанавливает в каче­стве основного порядок сношений учреждений юстиции Рос­сии и Польши через центральные органы: Министерство юсти­ции России и Министерство юстиции Республики Польша. В то же время договор не исключает возможность непосредст­венного сношения учреждений юстиции России и Польши по отдельным вопросам, что может быть установлено по взаимно­му согласию центральных органов (п. 4 ст. 3). Статья 2 Догово­ра России с Аргентиной о правовой помощи определяет в каче­стве основного порядок сношения через центральные органы: Министерство юстиции РФ и Министерство иностранных дел, международной торговли и культа Аргентинской Республики, в качестве дополнительного — дипломатический порядок. Дого­вор России с Египтом о правовой помощи предусматривает один-единственный порядок сношения — через центральные органы в лице министерств юстиции России и Египта (ст. 4). В соответствии со ст. 4 Договора СССР с Королевством Испа­ния учреждения юстиции СССР (РФ) и Испании сносятся ме-

1 СЗ РФ. 2004. № 35. Ст. 3608; № 50. Ст. 4951.

794 Раздел IV. Производство по делам с участием иностранных лиц

жду собой через центральные органы, если договором не преду­смотрено иное. Что касается иного порядка сношений, то со­гласно ст. 15 указанного Договора документы о регистрации актов гражданского состояния и иные документы, касающиеся личных прав и законных интересов граждан одного государст­ва, направляются по просьбе другого государства в дипломати­ческом порядке.

Согласно ч. 4 ст. 407 ГПК РФ порядок обращения россий­ских судов в иностранные суды с поручениями регулируется международным договором РФ или федеральным законом. Анализ международных соглашений с участием Российской Федерации и двусторонних договоров свидетельствует о том, что само обращение суда к суду иностранного государства о со­вершении на его территории соответствующих процессуальных действий облекается в письменную форму и имеет различное наименование: «поручение об оказании правовой помощи» (ст. 7 Минской конвенции 1993 г., ст. 7 Договора о правовой помощи между Россией и Египтом); «просьба о правовой по­мощи» (ст. 6 Договора о правовой помощи между СССР и Ко­ролевством Испания); «запрос об оказании правовой помощи» (ст. 4 Договора о правовой помощи между Россией и Индией, ст. 2 Договора о правовой помощи между Россией и Аргенти­ной); «запрос о вручении за границей судебных и внесудебных документов» (ст. 3 Гаагской конвенции 1965 г. и приложение к Конвенции).

Различные наименования обращений судов одних госу­дарств с просьбой о совершении процессуальных действий на территории других государств не меняют юридической приро­ды этих обращений (просьб) как судебных поручений, форма и содержание которых должны отвечать специальным требовани­ям, включая язык обращения, соответствующих международ­ных договоров, а в случае их отсутствия — требованиям ч. 2 ст. 62 ГПК РФ. Например, согласно ст. 3, 5, 7 Гаагской кон­венции 1965 г. и Заявлению России (разд. III) запрос о вруче­нии за границей судебных и внесудебных документов составля­ется в соответствии с образцом, прилагаемым к Конвенции на русском, английском или французском языках. К запросу при­лагается документ, подлежащий вручению, или его копия. За­прос и документ представляются в двух экземплярах. Поруче­ния или запросы об оказании правовой помощи должны содер-;

Глава 12. Международный гражданский процесс 795

жать: а) наименования запрашивающего и запрашиваемого учреждений; б) наименование дела, по которому запрашивается правовая помощь; имена и фамилии лиц, имеющих отношение к запросу, информация об их гражданстве, роде занятий, месте жительства или месте пребывания; применительно к юридиче­ским лицам — их наименование и адрес; в) фамилии и адреса представителей лиц, имеющих отношение к запросу; г) содер­жание запроса и сведения, необходимые для его исполнения, в том числе имена, фамилии и адреса свидетелей, дата и место их рождения, если они известны. Запрос или поручение должны быть подписаны и скреплены официальной печатью запраши­вающего органа. Договаривающиеся стороны могут использо­вать для поручений бланки на двух языках.

Содержание запроса (поручения) зависит от объема запра­шиваемой правовой помощи1, т. е. конкретного перечня про­цессуальных действий, которые надлежит совершить на терри­тории другого государства. С точки зрения последствий и осо­бенностей правового режима осуществления процессуальных действий на территории иностранного государства необходимо различать: а) процессуальные действия по сбору доказательств2 (получение объяснений сторон, допрос свидетелей, осмотр письменных и вещественных доказательств, проведение экс­пертизы); б) процессуальные действия по вручению за грани­цей судебных и внесудебных документов: извещений и вызо­вов3, копий судебных документов (например, исковых заявле­ний, кассационных жалоб, письменных объяснений сторон, су­дебных решений).

Порядок исполнения иностранных судебных порученийрегла­ментируется ч. 1—3 ст. 407 ГПК РФ и международными согла­шениями. Отметим наиболее характерные его черты. Во-пер­вых, исполнению подлежат поручения не только иностранных

1 О проблемах оказания правовой помощи см., например: Яркое В., Медве­
дев И., Трутников С. Некоторые проблемы интернационализации цивилистиче-
ского процесса и гражданских юрисдикции в России // Арбитражный и граж­
данский процесс. 2006. № 1. С. 45.

2 Например, о способах получения доказательств из США для судопроиз­
водства за границей см.: Дистефано К. Л. Указ. соч. С. 29—30; Миронов А. Указ.
соч. С. 30.

3 О проблемах надлежащего извещения иностранных лиц см., например:
Пацация М. О надлежащем извещении иностранных лиц в арбитражном про­
цессе // РЮ. 2004. № 5. С. 24-25.

796 Раздел IV. Производство по делам с участием иностранных лиц

судов, но и других правоохранительных органов, а также орга­нов исполнительной власти. К числу правоохранительных и иных органов относятся органы прокуратуры, нотариата, загса, опеки и попечительства. Например, органы загса одного госу­дарства по просьбе органов, в том числе судебных, другого го­сударства пересылают документы о регистрации актов граж­данского состояния без перевода и бесплатно (см. п. 2 ст. 16 Договора между Россией и Польшей о правовой помощи). Во-вторых, согласно ч. 2 ст. 407 ГПК РФ, ст. 13 Гаагской кон­венции 1965 г. и ст. 19 Минской конвенции 1993 г. поручение иностранного суда о совершении отдельных процессуальных действий не подлежит исполнению, если: 1) исполнение пору­чения может нанести ущерб суверенитету России или угрожает безопасности России; 2) исполнение поручения не входит в компетенцию суда. В-третьих, исполнение поручений ино­странных судов производится в порядке, установленном рос­сийским правом, если иное не предусмотрено международным договором РФ. В порядке исключения по просьбе запраши­вающего государства при исполнении иностранных судебных поручений могут применяться процессуальные нормы ино­странного государства при условии, что они не противоречат российскому законодательству. Применение российского права при выполнении иностранного судебного поручения означает, что совершение отдельных процессуальных действий (напри­мер, допрос свидетеля, осмотр письменных и вещественных доказательств) осуществляется по правилам ГПК РФ (ст. 63, 177—179, 58). В соответствии с ч. 1 ст. 63 ГПК РФ выполнение судебного поручения производится в судебном заседании по правилам, установленным ГПК РФ. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте заседания, однако их неявка не является препятствием к выполнению поручения. Протоколы и все собранные при выполнении поручения доказательства немедленно пересылаются компетентным органам запраши­вающего государства.

Если поручение заключается во вручении адресату докумен­тов, то оно осуществляется по правилам гл. 10 ГПК РФ при ус­ловии, что документ составлен на русском языке либо снабжен заверенным переводом на русский язык. В том случае, если до­кументы изложены на иностранном языке или не снабжены пе­реводом на русский язык, они вручаются получателю, если он

Глава 12. Международный гражданский процесс 797

согласен добровольно их принять. В-четвертых, иностранные судебные поручения исполняются судом, в районе деятельности которого должны быть осуществлены соответствующие процес­суальные действия. Большую роль в исполнении иностранных судебных поручений играют Министерство юстиции РФ и его территориальные органы. Данное обстоятельство объясняется тем, что иностранные судебные поручения направляются в суды через территориальные органы Минюста России (управления юстиции). Протоколы и все собранные при выполнении пору­чения доказательства, а также извещения и вызовы с распиской адресата в их получении либо отметкой о невозможности их вручения адресату направляются судом в территориальное управление юстиции, где после проверки правильности испол­нения иностранного судебного поручения все материалы пере­даются в Минюст России.

§ 6. Признание и исполнение решений иностранных судов и иностранных третейских судов (арбитражей)1

Отношения, возникающие в связи с признанием и принуди­тельным исполнением на территории РФ решений иностран­ных судов и иностранных третейских судов (арбитражей), регу­лируются гл. 45 (ст. 409—417) ГПК РФ; ст. 80 Закона об испол­нительном производстве; разд. VIII (ст. 35—36) Закона РФ от 7 июля 1993 г. № 5338-1 «О международном коммерческом ар­битраже»2; Конвенцией ООН о признании и приведении в ис­полнение иностранных арбитражных решений, подписанной в

1 Более подробно об этом см., например: Богуславский М. М. Международ­
ное частное право: Учебник. 2-е изд. М., 1994. С. 381—388; Звеков В. П. Указ.
соч. С. 453—460; Нешатаева Т. Н. Международный гражданский процесс.
С. 141—166, 173—179; Лунц Л. А. Указ. соч. С. 899—938; Богуславский М., Кара-
бельников Б. Исполнение решений международных арбитражей и ссылки на
публичный порядок // ХиП. 2003. № 9. С. 134—144; Сорокина С. С. Правовая
сущность и предпосылки признания и исполнения иностранного судебного ре­
шения // Заметки о современном гражданском и арбитражном процессуальном
праве / Под ред. М. К. Треушникова. С. 203—220; Она же. Признание и приве­
дение в исполнение решений иностранных судов на территории РФ: Автореф.
дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004; Зайцев Р. В. Понятие признания и приведе­
ния в исполнение иностранных судебных актов // Арбитражный и гражданский
процесс. 2005. № 5. С. 35—39; Он же. Признание и приведение в исполнение в
России иностранных судебных актов: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екате­
ринбург, 2005; Яркое В., Медведев И., Трутников С. Указ. соч. С. 44—45.

2 Ведомости РФ. 1993. № 32. Ст. 1240.

798 Раздел IV. Производство по делам с участием иностранных лиц

Нью-Йорке 10 июня 1958 г.1; нормами международных согла­шений и двусторонних договоров2.

Рассмотрение и разрешение гражданских дел, осложненных иностранным элементом, с неизбежностью порождает пробле­му признания и принудительного исполнения судебных поста­новлений. Именно вследствие транснационального (интерна­ционального) характера юридических дел акты, принятые ком­петентными судами одного государства, могут нуждаться в признании и исполнении на территории другого государства. Необходимость признания иностранных судебных решений обусловлена принципом суверенитета, в силу которого судеб­ные акты распространяют свое действие только на территорию того государства, судебный орган которого принял решение по делу. В связи с этим признание иностранного решения означа­ет признание за ним такой же юридической силы, какой облада­ют вступившие в законную силу решения собственных судов. Признание и исполнение иностранных судебных постановле­ний осуществляется только с Согласия государства как носителя и выразителя суверенной власти, действие которой ограничива­ется территориальными пределами соответствующего государ­ства (ст. 3, 4, 10 Конституции РФ). Процедура выдачи разреше­ния государства на признание и принудительное исполнение на своей территории решений иностранных судов и иностранных третейских судов (арбитражей) именуется экзекватурой3.

1 Для СССР Нью-Йоркская конвенция вступила в силу 22 ноября 1960 г., с
24 декабря 1991 г. РФ как правопреемница СССР несет обязательства по Кон­
венции в полном объеме. В соответствии со ст. 30 Венской конвенции о праве
международных договоров от 23 мая 1969 г. Нью-Йоркская конвенция носит
универсальный характер, поэтому применяется в том случае, если отсутствует
региональное или двустороннее соглашение по одному и тому же вопросу.
Текст Венской конвенции 1969 г. см.: Нешатаева Т. Н. Международный граж­
данский процесс. С. 314. Текст Нью-Йоркской конвенции 1958 г. см. там же,
с. 268-275.

2 См., например, ст. 51—55 Минской конвенции 1993 г.; ст. 17—26 Договора
о правовой помощи между РФ и Испанией; ст. 52—57 Договора о правовой по­
мощи между РФ и Польшей; ст. 37—45 Договора о правовой помощи меж­
ду РФ и АРЕ; ст. 18—24 Договора о правовой помощи между РФ и Аргентиной;
ст. 24—30 Договора о правовой помощи между Россией и Индией.

3 Международной практике известны и другие способы признания и испол­
нения иностранных судебных решений. Иной способ признания и исполнения
иностранного судебного решения может быть указан непосредственно в двусто­
роннем соглашении. Например, ст. 1 Соглашения между Российской Федера­
цией и Республикой Беларусь о порядке взаимного исполнения судебных актов
арбитражных судов РФ и хозяйственных судов Республики Беларусь (СЗ РФ.

Глава 12. Международный гражданский процесс 799

Согласно ч. 1 ст. 409 ГПК РФ решения иностранных судов, в том числе об утверждении мировых соглашений, признаются и исполняются в РФ, если это предусмотрено международным до­говором РФ. Таким образом, по российскому гражданскому про­цессуальному законодательству юридическим основанием выда­чи экзекватуры является международный договор с участием Рос­сии, предусматривающий взаимное признание и исполнение судебных постановлений. Поскольку судебной практике извест­ны случаи признания и исполнения иностранных судебных реше­ний и при отсутствии международного договора о правовой по­мощи, предусматривающего возможность взаимного признания и исполнения судебных постановлений1, следует различать два юридических основания экзекватуры: обязательное и необяза­тельное. Под обязательным основанием экзекватуры подразумева­ется международный договор (соглашение) о правовой помощи, предусматривающий взаимное признание и исполнение судеб­ных постановлений, наличие которого обязывает компетентный суд государства, на территорию которого предполагается распро­странить юридическое действие иностранного судебного реше­ния, положительно решить вопрос о выдаче разрешения (экзек­ватуры) на его признание и исполнение при условии отсутствия препятствий, установленных национальными (см. ч. 1 ст. 412, ст. 414, ч. 1 ст. 417 ГПК РФ) и международными (см., например, ст. 18 Гаагской конвенции 1954 г., ст. V Нью-Йоркской конвен­ции 1958 г., ст. 55 Минской конвенции 1993 г., ст. 20 Договора России с Аргентиной о правовой помощи) нормами. Необяза­тельное основание экзекватуры образуют такие общепризнанные принципы международного права, как взаимность2 и вежли-

2003. № 7. Ст. 550) содержит положение о том, что судебные акты компетент­ных судов сторон не нуждаются в специальной процедуре признания и испол­няются в таком же порядке, как и судебные акты судов своего государства на основании исполнительных документов судов, принявших решение.

1 См.: Нешатаева Т. Н. Указ. соч. С. 49, 173.

2 Международно-правовой принцип взаимности является,-по определению
В. М. Корецкого, компенсационным коррективом равенства. См.: Нешатае­
ва Т. Н. Указ. соч. С. 50. Уместно заметить, что взаимность может иметь раз­
личные проявления. Например, обращение к взаимности в одном из решений
Верховного Суда Туркменистана обосновывалось тем, что при рассмотрении
хозяйственного спора с участием туркменской фирмы в арбитражном суде
г. Москвы было проявлено уважение к религиозным обычаям мусульман: су­
дебные заседания откладывались в связи с религиозными празднованиями в
Туркменистане. Поэтому туркменский суд счел себя обязанным на основе вза­
имности учесть основания для отложения судебного разбирательства, преду-



Раздел IV. Производство по делам с участием иностранных лиц

вость1. В соответствии с указанными принципами суд государст­ва, в котором испрашивается признание и исполнение ино­странного судебного решения, вправе, руководствуясь сообра­жениями международной вежливости и взаимности, выдать разрешение (экзекватуру) на признание и исполнение иностран­ного судебного постановления. Таким образом, в настоящее вре­мя признание и исполнение иностранных судебных решений возможно в случаях, когда это прямо предусмотрено междуна­родным договором РФ либо на основании общепризнанных принципов международного права — взаимности и вежливости2. В соответствии с ч. 2 ст. 409, ст. 416 ГПК РФ, а также меж­дународными договорами и соглашениями с участием России под решениями иностранных судов,которые могут быть призна­ны и исполнены на территории РФ, понимаются: а) решения по гражданским делам, за исключением дел по экономическим спорам и других дел, связанных с осуществлением предприни­мательской и иной экономической деятельности; б) судебные решения в части, касающейся взыскания судебных расходов', в) приговоры по делам в части возмещения ущерба, причиненного преступлением; г) решения иностранных третейских судов (арбитражей) по спорам, сторонами в которых могут быть как физические, так и юридические лица; д) иные акты компетент­ных органов иностранного государства, если это прямо оговоре­но в международном договореили соглашении, в котором участву-

сматриваемые АПК РФ, при рассмотрении спора туркменской и российской фирм. См.: Нешатаева Т. Н. Указ. соч. С. 49.

1 В юридической литературе существует и другая точка зрения, согласно
которой благосклонное отношение к иностранным судебным актам обусловле­
но не только и не столько международными принципами вежливости и взаим­
ности, сколько идеями социального значения, опирающимися на критерии
справедливости того государства, в котором испрашивается исполнение. По­
этому в качестве надлежащего обоснования необходимости признания и испол­
нения иностранных решений «должна выступать обязанность государства по
защите прав человека, взятых под охрану». См.: Зайцев Р. В. Признание и при­
ведение в исполнение в России иностранных судебных актов: Автореф. дис. ...
канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2005. С. 11—12.

2 Некоторые авторы обоснованно подвергают сомнению целесообразность
такого положения вещей, справедливо полагая, что право на признание ино­
странных судебных решений является субъективным правом гражданина (как,
впрочем, и организации), реализация которого не должна зависеть от наличия
международного договора или принципа взаимности. См.: Крохалев С. В. Кате­
гория публичного порядка в международном гражданском процессе. Сравни­
тельное исследование на основе правовых систем России и Франции: Автореф.
дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2005. С. 16.

Глава 12. Международный гражданский процесс 801

ет Россия1. Например, согласно ст. 51 Минской конвенции 1993 г., п. 2 ст. 52 Договора между Россией и Польшей о право­вой помощи признанию и исполнению на территории РФ под­лежат утверждаемые иностранным судом мировые соглашения по гражданским, семейным делам, а также нотариальные акты «в отношении денежных обязательств» или «имеющие силу ис­полнительной надписи» по законодательству государства, на территории которого они совершены. Таким образом, нотари­альные акты, имеющие силу исполнительного документа, могут быть признаны и приведены в исполнение в России только в случаях прямого указания на это в международном договоре или конвенции о взаимном признании и исполнении судебных решений по гражданским делам2.

Наши рекомендации