Судебная власть и формы ее осуществления в украине
Судебную систему Украины составляют суды общей юрисдикции и суд конституционной юрисдикции. Суды общей юрисдикции образуют единую систему судов. Единственным органом конституционной юрисдикции в Украине является Конституционный Суд Украины. Судебная система обеспечивает доступность правосудия для каждого лица в порядке, установленном Конституцией и законами Украины.
Создание чрезвычайных и особых судов не допускается. Порядок организации и деятельности Конституционного Суда Украины устанавливается Конституцией Украины и Законом Украины "О Конституционном Суде Украины". Система судов общей юрисдикции в соответствии с Конституции Украины строится на принципах территориальности, специализации и инстанционности.
Систему судов общей юрисдикции составляют:
a) местные суды;
б) апелляционные суды;
в) высшие специализированные суды;
г) Верховный Суд Украины.
Наивысшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции является Верховный Суд Украины. Высшими судебными органами специализированных судов являются соответствующие высшие специализированные суды.
Единство системы судов общей юрисдикции обеспечивается: единственными принципами организации и деятельности судов; единым статусом судей; обязательностью для всех судов правил судопроизводства, определенных законом; обеспечением Верховным Судом Украины одинакового применения судами (судом) кассационной инстанции норм материального права; обязательностью исполнения на территории Украины судебных решений; единым порядком организационного обеспечения деятельности судов; финансированием судов исключительно из Государственного бюджета Украины; решением вопросов внутренней деятельности судов органами судейского самоуправления.
Суды общей юрисдикции специализируются на рассмотрении гражданских, уголовных, хозяйственных, административных дел, а также дел об административных правонарушениях. В судах общей юрисдикции может вводиться специализация судей по рассмотрению конкретных категорий дел.
Конституционный Суд Украины - независимый, самостоят. субъект в системе судебной власти, единый орган конст-ой юрисдикции в У., к-й выносит решение о соот. законов и др. правовых актов Конст-ии, дает официальное толкование Конст-ии и ЗУ. Он осуществляет правосудие в границах, определенных ЗУ. "О Конституционном Суде У" от 16.10.96 г. В его состав входят 18 судей.
Суды общей юрисдикции обеспечивают защиту прав и свобод граждан через рассмотрение уголов., гражданских, админ. и др. дел. Основной закон устанавливает, что народ непосредств. принимает участие в осуществлении правосудия через заседателей и присяжных, порядок избрания и функциониров. к-х определяется ЗУ.. Конст-ия и ЗУ гарантируют независимость и неприкосновен. судей, к-е подчиняются только законам и любое влияние на них запрещено. Неприкосновенность судей распространяется на переписку, средства связи, документы, служебные и частные помещения. Судьи всех уровней без согласия ВР не могут быть задержаны и арестованы до вынесения судом обвинительного приговора. Судьям запрещается состоять в полит. партиях, профсоюзах, принимать участие в любой полит. деятельности, быть членами выборных госорганов или органов местного самоуправления, занимать любые др. оплачиваемые должности или выполнять др. оплачиваемую работу (кроме научной, преподават. и творческой).
Судопроизводство в У. ведется судьей единолично, коллегией судей или судом присяжных. Основы его деятельности: законность; равенство всех участников судебного процесса перед законом и судом; обеспечение доказанности вины; состязательность сторон и свобода в предоставлении ими суду своих доказательств; поддержка гос.обвинения в суде прокурором; обеспечение обвиняемому права на защиту; гласность судебного процесса и его полное фиксирование тех. средствами; обеспечение апелляционного и кассационного обжалования решения суда; обязательность решений суда. В соотв. с Конст-ей в гос-ве действует Высший совет юстиции из 20 членов.
Прокуратура. В юр.науке У. нет единого мнения в вопросе к какой из ветвей власти принадлежит прокуратура (далее: прок-ра). Действующее з-во также не дает четкого ответа на этот вопрос. Опыт зарубежных стран говорит, что есть различные варианты решения вопроса о месте прок-ры в системе госвласти. В одних странах она находится в составе Министерства юстиции, в др. – при судах, в третьих – выделена в отдельную систему.
Анализ функций прок-ры определен Конст-ей и ЗУ о прок-ре. Они показывают, что одни ее функции склоняются к исполнительной власти, др. – к судебной, т.е. в современ. виде прок-ра У. ни к одной из ветвей власти не относится. Она является по своей гос. правовой природе самостоятельным институтом в механизме госвласти, призванным осуществлять определен. закон-ом функции. ЗУ о прок-ре закрепляет принципы ее организации и деят-ти: органы прок-ры представляют единую централизованную систему; осуществляют свои полномочия на основе выполнения Конст-ии и ЗУ.
Прокуратура: независима от любых органов; защищает в границах своей компетенции права и свободы граждан на основе их равенства перед законом; принимает меры по устранению нарушений закона от кого бы это не исходило; восстанавливает и привлекает в установленном законом порядке к ответ-ти лиц, допустивших эти нарушения; действует гласно и т.д. Работники прок-ры не могут принадлежать ни к какой из полит. партий или движений. З-во У. определяет гарантии независимости прок-ры в осуществлении полномочий. Запрещается всем вмешиваться в деят-ть прок-ры по надзору за выполнением законов или по расследованию деяний, содержащих признаки преступления. Никто не имеет права без разрешения прок-ры или следователя разглашать данные проверок и предварительныого следствия до их окончания
Система органов прок-ры У.: Генеральный прокурор У., прок-ра АРК, прок-ры областей, г.Киев и Севастополь (на правах областных), гор-, рай- и др. приравненные к ним прок-ры, а также военная прок-ра (имеет свою структуру); прокуратуры: транспортная, наблюдения за исполнением законов в исправительно-трудовых колониях, природоохранная, наблюдения за исполнением законов в оборон.пром-ти. ЗУ о прок-ре закрепляет за ней функции: 1)надзора за исполнением законов всеми органами, предпр-ми, учрежд-и,организ-и, должностными лицами и гражданами; 2)надзора за исполнением законов органами, к-е ведут борьбу с преступностью и др. правонарушениями; 3) расследования деяний, к-е содержат признаки преступления; 4) поддержки гособвинения, участие в рассмотрении в судах уголовных, гражданских дел и дел об админ. правонарушениях и хоз. споров в хоз.судах; 5) надзора за выполнением законов в местах лишения свободы; 6) надзора за исполнением законов в Вооруженных Силах и др. военных формированиях, дислоцированных на террит. У.. Предметом общего надзора прок-ры является соответствие актов, к-е издаются соотв. органами, предпр-ми и и др., требованиям действующего закон-ва У.. При выявлении нарушений закона прок-р в границах своей компетенции имеет право опротестовывать акты Премьер-Министра У., КМУ, министерств, местных органов испол. власти, решения и действия должностных лиц, органов местного самоуправления и т.п.; обращаться в суд с заявлением о защите прав и законных интересов граждан, гос-ва, предп-ий и юр.лиц.
Право внесения протеста на приговоры, решения, постановления судов, к-е вступили в законную силу, принадлежит: Генпрокурору и его заместителям на приговоры, решения, постановления любого суда У., за исключением постановлений Пленума Верховного Суда У. и президиума Высшего хозсуда У.; прок-ам АРК, областей, г.г. Киев и Севастополь и их зам-ям – на приговоры, решения, постановления рай- гор- судов и постановления судебных коллегий соот. ВС АРК, обл-ых, Киевского и Севастопольского гор-их судов. Основные акты органов прок-ры: протест, предписание. В них обязательно указывается: кем и какое положение закона нарушено, в чем оно заключается; что и в какой срок, кто должен принять меры к его устранению. Протест на постановление судьи в деле об админправонарушении вносится рай-, гор- прок-м или прокурорами высшего уровня и их зам-ми.