Общая характеристика системы права
Разнообразные отношения, в которые вступают люди, организации, государственные органы и которые регулируются нормами права, называются правоотношениями. Они находятся в тесной взаимосвязи, образуют единое целое. Среди них есть главные и второстепенные правоотношения.
Любое единое целое, состоящее из соподчиненных элементов, представляет собой систему. Следовательно, общественные отношения, а значит, и регулирующее их право также представляет собой систему.
Понятие «правовая система» означает, что право представляет собой целостное образование, состоящее из множества взаимосвязанных элементов. Изучение системы права необходимо начинать с первичного элемента, в котором в сжатом виде могут быть отражены признаки права. Таким элементом является охарактеризованная выше норма права.
Чтобы отдельные нормы права могли образовать систему и регулировать общественные отношения беспробельно, а не фрагментарно, они должны взаимодействовать друг с другом. Этому способствует не только дифференциация правовых норм, но и их структура. Элементы структуры различных норм права (гипотеза, диспозиция и санкция) неразрывно связаны между собой и в одних отношениях представляют собой диспозиции со своими гипотезами и санкциями, в других — элементы гипотез других норм, в третьих — санкция одной нормы становится диспозицией другой и т. д. Например, лишение свободы может быть санкцией за совершение кражи в уголовном праве и одновременно — элементом нормы уголовно-исполнительного пра-
ва, обязывающей отбыть такое наказание; нарушение этой нормы уголовно-исполнительного права (побег из мест лишения свободы) влечет применение новой уголовно-правовой санкции в виде лишения свободы.
Такая системная взаимосвязь норм права уже на низшем уровне правовой системы обеспечивает ее единство и согласованность. Если нормы права взаимосвязаны и взаимодействуют недостаточно, это отрицательно сказывается на функционировании правовой системы и, следовательно, негативно влияет на общественную практику, на повседневную жизнь. Отдельные нормы могут вообще бездействовать, если отсутствуют другие нормы, необходимые для их действия.
Единство правовых норм означает, что они, хотя и регулируют разнородные общественные отношения, тем не менее выражают единую государственную волю и подчинены определенным общим целям, задачам и принципам. Какими бы они ни были в рамках одной системы, они не могут противоречить или противопоставляться друг другу. Подчинение всех норм права одним и тем же целям, задачам и принципам, обладание одинаковыми признаками придает действию права единую социальную направленность.
Согласованность правовых норм означает, что они дополняют друг друга, выявленные между ними противоречия устраняются в кратчайшие сроки. Согласованность правовых норм также выражается в определенной иерархии между нормами, издаваемыми вышестоящими и нижестоящими субъектами, в конкретизации общих норм специальными нормами. Согласование норм права происходит постоянно, поскольку непрерывно изменяющиеся общественные отношения требуют нового и упразднения устаревшего нормативно-правового регулирования.
Принимая нормативно-правовой акт, субъект правотворчества обязан четко определить его место в правовой системе. Неверно выбранное место акта в системе права приведет к рассогласованию между правовыми актами и отдельными нормами, затруднит поиск нужного акта (например, в компьютерных базах данных) и породит противоречия на практике.
Однако системные связи в праве не замыкаются только на правовых нормах. Именно потому, что общественные отношения различны, нормы права объективно обособляются внутри образуемой ими системы права на различных уровнях. В результате правовая система предстает как сложный многоуровневый
комплекс, состоящий из множества различно структурированных элементов и образований, в котором действуют связи как минимум четырех уровней: между элементами норм права; между нормами права, объединенными в различные институты; между институтами, объединенными в отрасли права; между отраслями права. Такое строение системы права обусловливает наличие у нее совокупности специфических признаков.
l Системность права — явление объективное, складывающееся под воздействием множества факторов: образа жизни людей, их образованности и культуры, идеологии в обществе и др. Субъекты правотворчества, формируя правовую систему, не могут их не учитывать. Недооценка (переоценка), а тем более игнорирование этих факторов приведут к рассогласованию правовой системы и общественной практики.
l Структурные частисистемы права нередко способны надлежащим образом воздействовать на общественные отношения лишь совместно с другими ее частями. Например, нормы права социального обеспечения не действуют без исполнения норм финансового права (не собраны налоги — не выплачены пенсии).
l Система права подвержена непрерывным изменениям. Право должно своевременно отражать и регулировать новые общественные отношения, в противном случае оно задержит развитие общества. При длительном несоответствии права социальной реальности его авторитет падает, умножаются попытки нарушения его норм. Если же правовая система «откликается» на запросы общества своевременно, то это положительно сказывается и на ней самой. Она сохраняет свою действенность за счет внутренней перестройки.
Таким образом, система права — это объективно существующая совокупность взаимосвязанных норм права, объединенных в институты и отрасли. Поскольку характеристика норм права была дана выше, нужно перейти к рассмотрению правового института. Следует лишь добавить, что содержание конкретной нормы (например, мягкость или суровость наказания за ее нарушение) в большей степени определяется субъектом правотворчества, чем содержание того или иного института или отрасли, обосабливающихся в системе права в основном объективно, помимо воли законодателя.
Правовой институт— это совокупность объективно обособившихся взаимосвязанных норм, объединенных общностью
предмета регулирования относительно самостоятельного вида общественных отношений. Обычно институт полностью входит в состав определенной отрасли права (например, институт купли-продажи — в гражданское право), являясь внутриотраслевым (простым). Однако общественные отношения могут регулироваться нормами институтов различных отраслей права с присущими им спецификой. Например, отношения собственности на недвижимость регулируются не только нормами гражданского, но и земельного законодательства. В таких случаях нормы права образуют межотраслевой (сложный) институт, различные части которого входят в различные отрасли права.
В каждой отрасли права имеется множество институтов. Если нормы одного института или нескольких институтов усложняются, детализируются, приобретают все большую специфику и общественную значимость, то они могут трансформироваться в подотрасль права или даже со временем выделиться в самостоятельную отрасль права, что обычно сопровождается принятием соответствующего кодекса или группы взаимосвязанных законов. Например, в гражданском праве есть такие подотрасли, как жилищное право, авторское право, наследственное право; в финансовом праве — бюджетное право, налоговое право; в конституционном праве — избирательное право, понимаемое не как субъективное право конкретного человека избирать и быть избранным в органы власти, а как значительная совокупность норм, регулирующих отношения по проведению референдумов и выборов. В настоящее время происходит отделение от конституционного права такой новой отрасли, как муниципальное право.
Критериями обособления правовых норм в институты являются следующие признаки.
ь Юридическое единство правовых норм. Как целостное образование правовой институт характеризуется единством содержания, которое выражается в общих положениях, правовых принципах или совокупности используемых понятий.
ь Нормативная обособленность. Нормы, образующие институт, помещаются в отдельные разделы и главы нормативно-правовых актов исходя из логики его изложения.
ь Полнота регулирования. Правовой институт должен бес-пробельно регулировать соответствующие отношения с использованием (исходя из сути отношений) различных правовых норм: запрещающих, диспозитивных и др.
Расположение правовых норм в том или ином правовом институте определенной отрасли права, как и расположение внутри отрасли целых институтов, имеет подчас важное практическое значение. Например, норма процессуальной отрасли должна располагаться так, чтобы способствовать проведению процесса (уголовного, гражданского, арбитражного) с целью установления истины, наиболее полно регулировать процессуальные общественные отношения, не вмешиваться в те стадии, в которых ее применение не требуется. Оптимальное построение процессуальных отраслей права достигается тогда, когда каждая норма, каждая статья данной отрасли представляет собой последовательный шаг на пути к исследованию всех обстоятельств дела.
Правовые институты, находясь в тесной взаимосвязи, образуют отрасль права.
Отрасль права— это основное подразделение российской правовой системы, представляющее собой совокупность взаимосвязанных институтов, регулирующих обширную область общественных отношений (административную, трудовую, имущественную, финансовую и т. д.). Это не механическое соединение нескольких институтов, а целостное образование со своими качествами, не присущими отдельным институтам.
Разделение системы права на отрасли диктуется объективными условиями, поэтому объем нормативно-правовых актов и содержание каждого из них в различных отраслях также неодинаковы. Например, в гражданское право помимо такого сложного нормативно-правового акта, как ГК, входят множество других законов и подзаконных актов. Другие отрасли права состоят из относительно небольшого числа актов (уголовное право, процессуальные отрасли).
Отрасль права имеет специфическую структуру. Она состоит из общей и особенной частей. В общую часть входят институты, содержащие нормы, действие которых распространяется на все регулируемые данной отраслью права отношения. Институты общей части конкретизируются в институтах особенной части. Такое построение отрасли права позволяет исключить дублирование в текстах нормативно-правовых актов, устранить их громоздкость, облегчить изучение и применение. Например, единственный законодательный акт отрасли уголовного права — УК — содержит общую и особенную части.
В отраслях права — в общих частях — может быть выделен основной правовой институт, закрепляющий общеотраслевые
принципы права, содержание и объем правового регулирования отношений, являющихся объектом данной отрасли. Например, в конституционном праве таковым является институт основ конституционного строя. Нормам этого института не могут противоречить нормы других институтов конституционного права.
Наконец, отрасль права отличается от правовых институтов тем, что объединяет их в зависимости от предмета и метода правового регулирования.