Конституция – наиболее стабильный и устойчивый закон.
Л Е К Ц И Я
По учебной дисциплине «Основы Права»
Тема 2: Основы конституционного права Республики Беларусь.
Цель:
1. Дать студентам основы систематизированных, научных знаний по основам конституционного права Республики Беларусь.
2. Сформировать понимание основных конституционных принципов государственного устройства и организации общественной жизни в Республике Беларусь.
Вопросы лекции:
Введение.
1. Понятие, предмет и источники Конституционного права. Структура и отличительные признаки Конституции Республики Беларусь.
2. Правовой статус и полномочия органов государственной власти в Республике Беларусь.
Заключение.
Учебная литература.
1. Конституция Республики Беларусь.
2. Закон Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» от 10 января 2000 г.
3. Основы права. Учебник. / Г. А. Василевич, А. В. Барков, Т. С. Бойко и др.; Под общ. ред. Г.Б.Шишко. – Мн.: Амалфея, 2002.
4. Декрет Президента Республики Беларусь № 190 декабря 1998 г.
5. Теория государства и права Учебник. / А.Ф. Черданцев. М. Юрайт. 1999.
Введение.
Конституционное право одна из базовых, основных отраслей материального права Республики Беларусь. Предметом правового регулирования данной отрасли права являются наиболее важные общественные отношения связанные конституционным строем государства, государственным строительством, полномочиями и взаимоотношениями органов государственной власти, избирательной системой, правовым статусом личности, суверенитетом народа государства и др.
Предметом конституционного права как науки является совокупность знаний, взглядов, концепций, идей и представлений о нормах конституционного права, повышении эффективности их и их воздействии на политические, экономические, и социальные процессы, повышении реального правового статуса граждан демократического государства.
Настоящая лекция посвящена рассмотрению основных проблемных аспектов конституционного права, как базовой отрасли права.
Вопрос 1 Понятие, предмет и источники конституционного права. Конституционный строй Республики Беларусь.
Конституционное право возглавляет всю систему права Республики Беларусь, фактически, составляя ее ядро, вокруг которого группируются все остальные отрасли права.
Источниками конституционного права являются:
Конституция Республики Беларусь, международные договоры, законы, декреты, указы постановления и другие правовые акты.
Слово «конституция» происходит от латинского слова constitutio – установление, строение. Общепринятым является определение конституции, как основного закона государства, закрепляющего организацию государственной власти, и, определяющий ее взаимоотношения с обществом и гражданами.
Все современные конституции закрепляют как минимум два аспекта, составляющих предмет конституционного регулирования:
1. провозглашение и гарантирование прав человека;
2. организацию государственной власти и определение основ конституционного строя.
Современное общепринятое понимание конституции состоит в том, что конституция это ограничитель власти государства, то есть ей устанавливаются пределы вторжения государства в область прав и свобод человека.
Свойства конституции.
К юридическим свойствам следует отнести:
1. конституция – основной закон государства, первичный источник национального права, на основании которого формируется вся система текущего законодательства;
конституция – наиболее стабильный и устойчивый закон.
Так в США действует Конституция, принятая в 1787 году, и в течение последующих более чем 200 лет в нее было внесено всего 27 поправок. Во Франции было принято 15 конституций, в Беларуси действует пятая по счету Конституция.
Конституция обладает верховенством по отношению ко всем иным правовым актам. Этот приоритет подкреплен спецификой принятия Конституции, ее изменения или отмены. Верховенство конституционных правовых норм распространяется не только на вновь принимаемые нормативные акты, но также и предусматривает обязанность законодателей привести в соответствие с действующей конституцией ранее принятые акты законодательства.
При не устранении противоречий в самом акте, путем внесения изменений и дополнений такой акт, или его отдельные части признаются недействительными по решению органов конституционного контроля. В Республике Беларусь таким правом наделен Конституционный Суд.
Стабильности конституции в юридическом плане соответствует предусматриваемый в ней усложненный порядок принятия (на всенародном референдуме или путем голосования в двух палатах парламента квалифицированным большинством голосов).
Конституции могут быть классифицированы по различным признакам.
По сроку действия различаются постоянные и временные конституции Временные принимаются на срок, прямо оговоренный в самом тексте конституции. Обычно конституции принимаются на неопределенный срок и являются постоянными В некоторых конституциях, например в мексиканской, прямо указано, что она является нерушимой..
В зависимости от форма или структуры конституции подразделяются на писанные и неписанные. К писанным относятся конституции принятые в виде одного документа. Неписанными конституциями называют совокупность законодательных актов. Из нескольких конституционных законов состоят конституции Швеции и Канады. В Великобритании и Новой Зеландии конституции не имеют четкой структуры.
По способу принятия конституции подразделяются на:
1. Принятые путем народного голосования (референдума);
2. Приятые законодательным органом. В данном случае может действовать более жесткая процедура, чем при принятии законов.
3. Принятые специально создаваемым для этих целей органом (Конституционной ассамблеей, учредительным собранием);
4. Посредством октроирования – одностороннего акта дарования конституции сувереном (монархом) народу. Наполеон 1 даровал конституцию народу Франции, а в 1990 г. конституцию народу даровал король Непала.
По порядку изменения конституции подразделяются на гибкие, жесткие и смешанного типа. Гибкая конституция дополняется и изменяется в том же прядке, что и обычные законы. Это конституции Великобритании и Новой Зеландии. Жесткими конституциями являются конституции, которые изменяются в более сложном порядке, чем при обычной законодательной процедуре. Наиболее важные положения объявляются не подлежащими изменению. К ним относят чаще всего основы конституционного строя, права и свободы человека.
В Конституции Республики Беларусь предусмотрено, что основы конституционного строя, права и свободы граждан, порядок изменения Конституции и раздел 1У «Президент, Парламент, Правительство, суд» могут быть изменены только путем референдума. Именно так, на референдуме 10 октября 2004 года была изменена __ ст. Конституции ограничивавшая избрание Президента страны двумя сроками.
Нередко вводятся ограничения по изменению конституции по времени и обстоятельствам. В конституциях отдельных стран (например, Бразилии) указано, то они не могут быть изменены в течение 5 лет. Это должно, по мнению создателей конституции, способствовать созданию и обеспечению эффективной работы органов государственной власти.
Более распространенно ограничение по обстоятельствам. Так, в нашей стране не допускается изменение и дополнение Конституции в период чрезвычайного положения. Такие же правила действуют в Румынии, Испании, Эфиопии.
Устанавливается и узкий круг субъектов, по сравнению с правом законодательной инициативы, на внесение конституционных законопроектов в Парламент. Согласно ст. 138 Конституции Республики Беларусь, вопрос об изменении и дополнении Конституции рассматривается палатами Парламента по инициативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом (ст. 99). Подобные правила предусмотрены в конституциях России и Португалии. Согласно Конституции Республики Беларусь закон об изменении и дополнении Конституции может быть принят после обсуждений и одобрений Парламентом с промежутком в два месяца. В Швеции установлены еще более жесткие правила. Там закон о внесении изменений в конституцию должен быть последовательно принят двумя составами Парламента (т.е. после принятия одним составом Парламента объявляются выборы в новый Парламент и он должен также принять такой закон).
Структура Конституции Республики Беларусь.
Структура Конституции Республики Беларусь представляет собой группировки ее норм их расположение, в виде разделов и глав. Она включает в себя преамбулу, основную часть и заключительные переходные положения.
В преамбуле закреплены руководящие начала, на которых базируется Конституция. В преамбуле предусмотрено, что Конституция является Основным Законом Республики Беларусь.
Основная часть Конституции состоит из восьми разделов, разделы Ш,1У, У – состоят из глав (всего восемь глав).
Раздел 1 содержит положения о конституционном строе Республики Беларусь, закрепляет взаимную ответственность человека и государства, суверенитет и верховенство воли народа. В этом разделе содержатся нормы, регулирующие институт гражданства, гарантирующие политический полюраллизм, право на развитие всех форм собственности и другие.
Раздел П – посвящен правам и свободам и обязанностям человека, гарантиям их реализации и содержит условия и основания возможного ограничения прав и свобод личности.
В Ш разделе содержатся основные положения, касающиеся избирательной системы и референдума.
Избирательная система – совокупность конституционных принципов и норм организации и проведения выборов Президента страны и депутатов в представительные органы государства и установление принципиальных отношений между избирателями и избранными.
К основным принципам избирательной системы Конституция относит: всеобщие, свободные, равные, прямые или косвенные выборы, тайное голосование. Расходы на выборы осуществляются за счет государства.
1У раздел посвящен статусу государственных органов и изложен с учетом принципа разделения властей. В нем закреплены полномочия Главы государства, Парламента, Правительства, органов судебной власти.
Раздел У касается местного управления и самоуправления, полномочий местных Советов, исполнительных и распорядительных органов, их взаимоотношений с другими властными структурами.
Положения У1 раздела регламентируют деятельность органов Прокуратуры и Комитета государственного контроля. Так, на органы Прокуратуры возложены обязанности по надзору за точным и единообразным исполнению законов, иных нормативных правовых актов всеми органами власти, юридическими лицами и гражданами. На органы Комитета государственного контроля возложен контроль за исполнение бюджета, использованием государственной собственности и другие вопросы.
УП раздел содержит нормы, касающиеся финансово-кредитной системы Республики Беларусь.
Важнейшее значение для формирования всей правовой системы имеет раздел УШ. В нем решены вопросы действия Конституции и порядка ее изменения.
Заключительные и переходные положения содержатся в разделе 1Х. Весь текст Конституции состоит из 146 статей.