Процедура приема и регистрации сообщений о преступлениях на территории Российской Федерации
ОМСКАЯ АКАДЕМИЯ МВД РОССИИ
Кафедра криминологии
УТВЕРЖДАЮ
Начальник кафедры криминологии
канд. юрид. наук, доцент
А.В. Иващенко
«_____» января 2010 г.
Ревягин А.В.
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
«Правовая статистика»
ТЕМА 3. ПЕРВИЧНЫЙ УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. СУДЕБНАЯ СТАТИСТИКА
Материалы к лекции
Время – 2 часа
Специальности:
030501. 65 Юриспруденция.
030505. 65 Правоохранительная деятельность
080105. 65 Финансы и кредит
Рецензенты:
Панов С.Л. – канд. юрид. наук, доцент кафедры криминологии Омской академии МВД России;
Цвилий А.В. – доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин факультета права и экономики Омской академии МВД России
Материалы предназначены для проведения занятий с курсантами 3 курса, обучающимися по программе высшего профессионального образования.
Обсуждены и одобрены на заседании кафедры криминологии Омской академии МВД России 15 января 2010 г., протокол № 7.
ПЛАН
Введение
1. Правовые основы организации статистической работы в правоохранительных органах.
2. Процедура приема и регистрации сообщений о преступлениях на территории Российской Федерации.
3. Процедура разрешения сообщений о преступлениях. Организация их проверки и контроля.
Заключение
Список использованных источников
Введение
Эффективное управление процессом борьбы с преступностью предполагает наличие высококачественной (научно обоснованной, своевременной, достоверной, полной) информации, являющейся результатом регистрации, обобщения и тщательного изучения массы фактов правонарушений и мер борьбы с ними. При этом уголовно-статистическая информация выступает как важное средство социального регулирования в сфере деятельности органов внутренних дел.
Обобщенный анализ системы статистической отчетности в органах внутренних дел свидетельствует о том, что сведения, содержащиеся в ней, являются неполными. Так, в ущерб объективности и полноте оперативной и криминологической информации, всесторонности информационного охвата явлений, имеющих значение для организации эффективной управленческой работы, в органах внутренних дел практически не используются данные о лицах, которым в результате преступления причинен вред. Это обусловлено тем, что такие данные крайне скудны, и даже при обобщении они не могут дать заметного практического «выхода».
Правовые основы организации статистической работы в правоохранительных органах
Конституция РФ.
УПК РФ.
Приказ МВД от 29 декабря 2005 г. № 1070 «о едином учете преступлений».
Приказ МВД от 1 декабря 2005 г. № 985 «об утверждении инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел российской федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях».
Приказ МВД от 22 мая 2007 г. № 448 «об утверждении инструкции по статистической отчетности о рассмотрении сообщений о преступлении (форма № 2-е)».
Приказ МВД от 5 августа 2005 г. № 650 «о критериях оценки в деятельности ОВД».
Процедура приема и регистрации сообщений о преступлениях на территории Российской Федерации
Организация приема сообщений о преступлениях
Непосредственная организация в органах приема сообщений о преступлениях осуществляется руководителями этих органов.
Должностными лицами, правомочными осуществлять прием сообщений о преступлениях и оформлять их в соответствии с требованиями УПК РФ, являются дознаватели, следователи, прокуроры, а также судьи (в отношении заявлений потерпевших или их законных представителей по уголовным делам частного обвинения, а также устных сообщений о преступлениях, сделанных в ходе судебного разбирательства).
Полномочия органа дознания по приему сообщений о преступлениях, оформлению протоколов принятия устного заявления о преступлении и составлению рапортов об обнаружении признаков преступления могут быть возложены начальником органа дознания или его заместителем посредством издания организационно-распорядительного документа на иных должностных лиц этого же органа с учетом степени их юридической подготовки.
Круглосуточный прием сообщений о преступлениях и их соответствующее оформление в органах дознания могут быть также поручены должностным лицам дежурных частей (смен, нарядов), если таковые имеются в структуре (составе) этих органов.
Сообщение о происшествии может поступать в орган внутренних дел лично от заявителя, нарочным, по почте, по телефону, телеграфу, факсимильным или иным видом связи.
Сообщения о происшествиях, поступившие в подразделения делопроизводства (секретариат) органов внутренних дел по почте, нарочным, телеграфу, факсимильной связью или иным видом связи, регистрируются по правилам делопроизводства и направляются начальником органа внутренних дел в дежурную часть для незамедлительной регистрации.
Сотрудникам секретариата запрещается принимать и учитывать сообщение о происшествии, которое доставлено в орган внутренних дел лично заявителем.
Дежурные подразделений ОВО, ГИБДД сообщения о происшествиях, а также о принятых по ним решениях и мерах реагирования, передают в дежурные части территориальных ОВД для незамедлительной регистрации.
При обнаружении признаков преступления по иной информации о преступлениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности, должностное лицо органа дознания или предварительного следствия обязано составить соответствующий рапорт (приложение 1 к ст. 476 УПК РФ).
В помещениях административных зданий органов, на стендах или в иных общедоступных местах размещаются:
В помещениях органов внутренних дел - образцы написания заявлений, выписки из положений УПК РФ, иных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок приема сообщений о происшествиях; служебные номера телефонов и кабинетов должностных лиц, которым могут быть обжалованы действия, связанные с приемом или отказом в приеме сообщений о происшествиях.
Организация регистрации сообщений о преступлениях
Должностное лицо, уполномоченное принимать сообщения о преступлениях, обязано принять меры к незамедлительной регистрации принятого сообщения в книге регистрации сообщений, если иное не установлено настоящим Положением.
Регистрация сообщений о происшествиях осуществляется в Книге Учета Сообщений о Происшествиях круглосуточно в дежурных частях органов внутренних дел независимо от территории оперативного обслуживания.
При регистрации в дежурной части органов внутренних дел сообщений о происшествиях, полученных сотрудниками вне служебных помещений органов внутренних дел или в органах внутренних дел, где нет дежурных частей, в КУСП обязательно указываются дата и время получения сообщения сотрудником. Сотрудник ОВД, принявший сообщение о происшествии от заявителя, указывает в заявлении дату и время получения сообщения о происшествии, сведения о заявителе, а также свою фамилию, инициалы, должность и заверяет своей подписью.
Заявитель письменно информируется о передаче его сообщения о происшествии по подследственности или в суд (по делам частного обвинения) в течение суток с момента принятия решения. При этом заявителю разъясняется его право обжаловать данное решение и порядок его обжалования.
Поступивший в ОВД талон-уведомление подшивается в специальное дело секретариата с указанием номера ранее направленного материала по журналу исходящей корреспонденции.
Срок разрешения поступившего сообщения о происшествии исчисляется с момента его поступления в ОВД по подследственности.
При регистрации сообщений о происшествиях, поступивших в дежурную часть органов внутренних дел, на документах, зарегистрированных в КУСП, в обязательном порядке проставляется штамп о регистрации. В оттиск штампа оперативный дежурный вносит регистрационный номер записи в КУСП, дату регистрации, наименование ОВД, свои инициалы и фамилию и заверяет указанные сведения своей подписью.
Под оперативным дежурным понимаются:
начальник дежурной части,
начальник дежурной смены,
помощник начальника отдела (отделения) - оперативный дежурный,
помощник начальника дежурной части - оперативный дежурный,
старший оперативный дежурный,
оперативный дежурный,
помощник оперативного дежурного.
Если сообщение о происшествии поступило в ОВД при личном обращении заявителя, то одновременно с регистрацией сообщения о происшествии в КУСП в дежурной части органов внутренних дел оперативный дежурный оформляет талон-уведомление и выдает его заявителю.
Талоны должны быть сброшюрованы в книжки и пронумерованы. Книжки талонов регистрируются в секретариате и хранятся в дежурной части ОВД.
Талон состоит из двух частей: талон-корешок и талон-уведомление. Обе части талона имеют одинаковый регистрационный номер.
В талоне-корешке указываются: сведения о заявителе, краткое содержание сообщения о происшествии, регистрационный номер по КУСП, подпись сотрудника, принявшего сообщение, дата приема.
В талоне-уведомлении указываются: сведения о сотруднике, принявшем сообщение о происшествии, регистрационный номер по КУСП, наименование ОВД, адрес и служебный телефон, дата приема и подпись, инициалы и фамилия дежурного.
Заявитель расписывается за получение талона-уведомления на талоне-корешке, проставляет дату и время получения талона-уведомления.
Талоны-корешки остаются в дежурной части ОВД и используются при сверках полноты регистрации сообщений о происшествиях, а также при рассмотрении жалоб граждан на действия должностных лиц органов внутренних дел.
Обязанности по круглосуточной регистрации сообщений о преступлениях могут возлагаться посредством издания ведомственных нормативных актов или организационно-распорядительных документов руководителей органов, на должностных лиц дежурных частей (смен, нарядов), имеющихся в структуре (составе) этих органов.
Обязанности по регистрации сообщений о преступлениях в органах, не имеющих в своих структурах (составе) круглосуточных дежурных частей (смен, нарядов), возлагаются руководителями этих органов на одного из своих сотрудников посредством издания соответствующего организационно-распорядительного документа.
Сообщения о преступлениях, совершенных в воинских частях, соединениях, военных учреждениях и гарнизонах, регистрируются в книгах регистрации сообщений, находящихся в ведении этих частей и учреждений.
Анонимные заявления, поступившие по почте, в которых содержатся признаки совершенного или готовящегося преступления, за исключением заявлений, содержащих данные о признаках совершенного или готовящегося террористического акта, без регистрации передаются в соответствующие подразделения органа внутренних дел для возможного использования в установленном порядке в оперативно-розыскной деятельности.
При поступлении сообщения о происшествии по телефону доверия МВД сотрудник, принявший сообщение, фиксирует его в журнале учета обращений по телефону доверия, рапортом оформляет сообщение и передает в дежурную часть по территориальности (в РОВД) для незамедлительной регистрации в КУСП.
В книге регистрации сообщений (КУСП) должны быть отражены следующие сведения:
порядковый номер, присвоенный зарегистрированному сообщению о преступлении;
дата и время его принятия;
должностное лицо, его принявшее;
номер уведомления, выданного заявителю;
дата и время регистрации сообщения и сведения о лице, его зарегистрировавшем;
краткое изложение сообщения;
резолюция руководителя или должностного лица по сообщению; подпись и сведения должностного лица, принявшего сообщение для проверки (рассмотрения), указание даты принятия; сведения о принятом процессуальном решении с указанием должностного лица, его принявшего, и даты;
особые отметки (о продлении срока проверки, отметки проверяющих лиц и т.д.).
Книга регистрации сообщений является документом строгой отчетности и хранится в органе, в котором она велась, не менее 3 лет с момента регистрации в ней последнего сообщения о преступлении.
Запрещается отражать в книге регистрации сообщений ставшие известными сведения о частной жизни заявителя (пострадавшего), его личной и семейной тайне, а также иную конфиденциальную информацию, охраняемую законом.
Непринятие должностным лицом мер к регистрации принятого сообщения о преступлении или отказ в регистрации представленного сообщения недопустимы.
Организация проверки сообщений о преступлениях
Руководители органов с учетом своей компетенции организуют проверку сообщений о преступлениях, принятых ими лично, при непосредственном их прибытии на место происшествия, а также при изучении докладываемых им в установленном порядке зарегистрированных сообщений, в том числе по которым были приняты меры неотложного реагирования: по предотвращению и пресечению преступления; установлению и преследованию "по горячим следам" лиц, совершивших преступления, с целью их задержания; производству отдельных следственных действий по закреплению следов преступления; введению в действие специальных планов по обнаружению и задержанию лиц, совершивших тяжкое или особо тяжкое преступление и т.д.
Должностными лицами, правомочными осуществлять проверку принятых сообщений о преступлениях, являются дознаватель, следователь и прокурор.
Заявления потерпевших или их законных представителей по уголовным делам частного обвинения рассматриваются судьями в порядке, предусмотренном УПК РФ.
О принятых мерах неотложного реагирования по сообщению о преступлении и их результатах должно быть в максимально короткий срок, не более чем в течение 24 часов, доложено соответствующему руководителю органа для организации дальнейшей проверки этого сообщения.
Если при проверке поступившего и зарегистрированного сообщения о преступлении будет установлено, что с учетом территориальности оно подлежит передаче в другой орган по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения - в суд, орган дознания, дознаватель, следователь или прокурор, а также иное должностное лицо, уполномоченное осуществлять прием и проверку сообщений о преступлениях, обязано вынести постановление о передаче сообщения по подследственности (приложение 10 к ст. 476 УПК РФ) или постановление о передаче сообщения в суд (приложение 11 к ст. 476 УПК РФ).
Первый экземпляр вышеуказанного постановления вместе с сообщением о преступлении должен быть в течение суток направлен в соответствующий орган по подследственности или подсудности, второй экземпляр постановления - заявителю, а третий экземпляр с копией сообщения приобщен в номенклатурное дело органа, направившего названные документы.
По сообщениям о преступлениях, требующим неотложного реагирования, информация должна быть предварительно передана в соответствующий орган по подследственности по каналам экстренной связи.
Сроки проверки сообщений о преступлениях исчисляются со дня поступления первого сообщения об указанном преступлении, за исключением сообщений о преступлениях, переданных с учетом территориальности в другой орган по подследственности, срок проверки которых определяется со дня их поступления по подследственности, а для сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях, полученных из иных источников, - со дня регистрации рапорта об обнаружении признаков преступления, если этот рапорт не был направлен с учетом территориальности в другой орган по подследственности.
Принятые, зарегистрированные и проверяемые сообщения о преступлениях, книги их регистрации, корешки уведомлений, материалы проверки и постановления, вынесенные по результатам рассмотрения этих сообщений, представляются руководителями органов.