Понятие и формы реализации права

Тема 15. Реализация права. Толкование норм права

1) Понятие и формы реализации права

2) Понятие толкования норм права

3) Способы и виды толкования

4) Акты толкования

Понятие и формы реализации права

Формирование правового государства предполагает уважение к праву, которое и проявляется в строгом соблюдении правовых предписаний. В этой связи проблемы реализации права приобретают особую практическую значимость. Необходим анализ деятельности по реализации права в разных аспектах, необходимо понимание того, что представляют собой различные формы реализации права.

Реализация правовой нормы – фактическое осуществление ее предписаний, претворение в жизнь общих правил поведения. Реализация норм права – это процесс воплощения правовых предписаний в поведении субъектов права.

В зависимости от характера действий субъектов и вида реализуемой правовой нормы (характера содержащегося в норме предписания) выделяют четыре формы реализации права.

1. Соблюдение.Это такая форма реализации права, которая требуетпас­сивного поведения, воздержания от совершения действий, запрещенных правовыми формами.

Особенности данной формы реализации:

– путем соблюдения реализуютсязапрещающие нормы права;

– пассивная форма поведения субъектов, так как им не требуется совершения каких-либо специальных действий по воплощению требований норм права – ему достаточно лишь не совершать запрещенных законом действий;

– осуществляется вне конкретных правоотношений;

– происходит естественно, обычно, незаметно, никак не фиксируется.

2. Исполнение связано с выполнением активных обязанностей, строго определенных в законе.

Особенности:

– реализация обязывающих норм;

– осуществляется активными действиями субъекта права, причем обязанность признается исполненной в том случае, если она выполнена вовремя, в надлежащем месте и надлежащим образом;

– отличается императивностью, властностью, так как за неисполнение юридических предписаний могут последовать санкции;

– правоисполнительные действия фиксируются, оформляются, то есть требуют принятия определенного документа.

3. Использованиевыражается в осуществлении субъектами права предоставленных им прав по своему усмотрению.

Особенности:

– реализация управомочивающих норм;

– использование может осуществляться как ак­тивным поведением, так и пассивным;

– характеризуется добровольностью, никто не может заставить гражданина использовать свое право.

4. Применение – это властная деятельность компетентных органов по разрешению конкретного юридического дела, в результате чего выносится соответствующий индивидуальный акт.

В форме примене­ния права государство еще раз (после издания нормативно-правового акта) властно подключается к процессу правового регулирования.

Правоприменение требуется в тех случаях,когда юридическая норма не может быть реализована без властного содействия органов государства.К таким случаям можно отнести следующие:

а) когда необходимо официально установить юридически значимые об­стоятельства (признание гражданина в судебном порядке умершим или без­вестно отсутствующим);

б) когда диспозиция нормы вообще не реализуется без индивидуального государственно-властного веления, то есть субъективное право гражданина не может быть реализовано без государственно-властного веления (право на пенсию);

в) когда речь идет о реализации санкции, то есть нужно привлечь правонарушителя к юридической ответственности;

г) между субъектами права существует спор об их правах и обязанностях (например, спор о правах незаконно уволенного работника);

д) существует необходимость принять решение о награждении отличившихся граждан.

Основные признаки правоприменения:

1) особый субъект – применяют право только уполномоченные на то компетентные субъекты (государственные, муниципальные органы и т. п.). В порядке исключения это может быть общественный орган (например, по уполномочию государства профсоюзы применяют неко­торые нормы трудового законодательства). Не могут применять нормы права граждане, хотя существует и обратная точка зрения (проф. П.Е. Недбайло);

2) носит государственно-властный характер;

3) имеет ряд стадий (установление фактической и юридической основы дела, принятие решения);

4) осуществляется в процессуальной форме (в целях гарантии законного и справедливого разрешения дела данная деятельность жестко регламентирована специальными (процедурными) юридически­ми нормами права); В системе права имеются целые процедурные отрасли - граж­данское процессуальное право и уголовно-процессуальное право;

5)имееттворческий характер;

6) результаты правоприменения оформляютсяиндивидуальным юридичес­ким актом - актом применения права.

7) направлено на достижение конкретных правовых последствий - субъективных прав и юридических обязанностей.

Правоприменение необходимо, когда субъекты не могут без помощи властных органов реализовать свои права и обязанности, когда возникает потребность в государственном принуждении, когда имеется спор по поводу юридического факта и т. п.

Принципы правоприменительной деятельности:

1) законность (означает, что субъекты правоприменения должны действовать в рамках имеющихся законов и подзаконных актов);

2) социальная справедливость (означает, что субъект правоприменения должен действовать в интересах не только отдельных граждан или групп, а всего общества);

3) целесообразность (означает, что необходимо учитывать конкретные сложившиеся условия, специфику ситуации в момент вынесения решения);

4) обоснованность (означает, что в ходе принятия правоприменительного решения необходимо в полной мере выявлять, тщательно изучать и использовать все относящиеся к делу материалы, достоверные и не подлежащие сомнению факты).

Наши рекомендации