Административные правонарушения
Совершение административного правонарушения является основанием для привлечения к административной ответственности, за которое налагается административное наказание.
Для привлечения к административной ответственности необходимо:
1) наличие правового (юридического) основания, т.е. правовой нормы, устанавливающей правовое поведение;
2) наличие фактического основания: должна быть нарушена норма, т.е. совершенно административное правонарушение.
В соответствии со ст. 2.1 административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Кодекс РФ об административных правонарушениях позволяет выделить следующие признаки административного правонарушения:
-антиобщественность– административные правонарушения наносят вред охраняемым общественным отношениям;
- противоправность – субъект совершает действия, запрещенное нормой права, или не совершает действия, предписанного правовым актом;
- виновность – правонарушение совершено виновно, умышленно или по неосторожности. Деяние совершено сознательно с присутствием воли. Или лицо не отдает отчета в своих действиях, не руководит ими в момент совершения правонарушения, так как оно находилось в состоянии невменяемости;
- наказуемость – только за то деяние, за которое действующим законодательством установлена административная ответственность, может быть признано административным правонарушением.
Для отграничения правонарушений друг от друга, правильной квалификации содеянного введено в оборот понятие «состав правонарушения».
Состав административного правонарушения – это совокупность юридических элементов, при наличии которых деяние квалифицируется как административное правонарушение, за которое наступает административная ответственность.
Состав правонарушения включает в себя: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.
Субъективная сторона административного правонарушения –внутренняя сторона противоправного посягательства, основными характеристиками которой выступает вина, мотив и цель.
Вина – психическое отношение лица к совершаемому им деянию и его последствиям. Формы вины – умысел и неосторожность.
Умысел – заранее обдуманное намерение, когда лицо осознает противоправный характер деяния, предвидит наступление вредных последствий, желает их наступления (прямой умысел), либо не желает, но сознательно допускает их наступления (косвенный умысел).
Неосторожность может проявляться как:
- небрежность (субъект, совершивший административное правонарушение, не осознавал, не предвидел возможность наступления вредных последствий, хотя должен был и мог их предвидеть и осознавать по обстоятельствам дела);
- самонадеянность (субъект, совершивший административное правонарушение осознавал, предвидел, но легкомысленно рассчитывал на предотвращение вредных последствий).
Необходимо отличать неосторожность от казуса, так как в последнем случае ответственность не наступает ввиду отсутствия вины.
Казус (случай) – когда лицо не осознавало, не предвидело, и по обстоятельствам дела не должно было предвидеть наступления вредных последствий.
Кроме вины как основного признака, в субъективную правонарушения включаются также:
- мотив – внутреннее побуждение к совершению правонарушения (то, что толкает совершить правонарушение);
- цель – конечный результат, которого хочет достичь правонарушитель (то к чему он стремится, совершая правонарушения).
Виды административных правонарушений:
-посягающие на права граждан, глава 5 КоАП РФ;
- посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, глава 6 КоАП РФ;
- в области охраны собственности, глава 7 КоАП РФ;
- в области охраны окружающей среды и природопользования, глава 8 КоАП РФ;
- в промышленности, строительстве и энергетике, глава 9 КоАП РФ;
- в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель, глава 10 КоАП РФ;
- на транспорте, глава 11 КоАП РФ;
- в области дорожного движения, глава 12 КоАП РФ;
- в области связи и информации, глава 13 КоАП РФ;
- в области предпринимательской деятельности, глава 14 КоАП РФ;
- в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, глава 15 КоАП РФ;
- в области таможенного дела (нарушение таможенных правил), глава 16 КоАП РФ;
- посягающие на институты государственной власти, глава 17 КоАП РФ;
- в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечение режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации, глава 18 КоАП РФ;
- против порядка управления, глава 19 КоАП РФ;
- посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, глава 20 КоАП РФ;
- в области воинского учета, глава 21 КоАП РФ;