Основные принципы экологического права

Экологическое право базируется на определенных принци­пах, которые являются руководящими началами его нормативно-правового регулирования. Поэтому принципам экологического права не должны противоречить обычные его нормы.

Основные принципы экологического права основываются не­посредственно на положениях Конституции, поэтому они явля­ются руководящими началами не только деятельности по ис­пользованию и охране природных ресурсов, но и по принятию правовых актов, регулирующих отношения в этой области. По­скольку такие отношения входят в предмет регулирования раз­личных отраслей законодательства, то и принципы экологичес­кого права также находят отражение в различных актах.

Следует отметить, что количество принципов экологического права с появлением новых правовых актов возрастает. Норма­тивно-правовыми, т. е. установленными нормами права, стано­вятся такие принципы, которые ранее были экономическими, экологическими, даже этическими, либо формулировались лишь в юридической доктрине (были доктринальными). Принципы экологического права, обобщая его нормы, придают им обяза­тельный характер, способный оказывать влияние на обществен­ную практику.

В то же время свойственная современному законотворчеству поспешность предопределила включение ряда принципов, по сути, всего экологического права не в Федеральный закон «Об ох­ране окружающей среды», а принятый двумя месяцами раньше ЗК. В ЗК данные принципы именуются «основными принципами земельного законодательства». Однако количество этих «основ­ных» принципов и их весьма широкое содержание приводят к вы­воду о том, что они выходят за рамки собственного земельного законодательства. Возможно, законодатель сделал это умышлен­но, считая землю главным природным ресурсом планеты.

Основные принципы земельного законодательства содержат­ся в ст. 1 ЗК. Включение в первую статью федерального закона (кодекса) принципов соответствующего законодательства — редкое явление в правотворческой практике. До ЗК с провозгла­шения принципов начинался лишь ГК (ст. 1 «Основные начала гражданского законодательства»). Новизной отличается и рас­крытие содержания принципов непосредственно в тексте ЗК. Применение данных приемов призвано усилить значимость от­ношений в области рационального использования и охраны при­родных ресурсов.

Первым и, следовательно, ведущим принципом земельного законодательства является учет значения земли как основы жиз­ни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, ох­раняемом в качестве важнейшей составной части природы. Принцип исходит из нормы ч. 1 ст. 9 Конституции, согласно ко­торой земля и другие природные ресурсы используются и охра­няются в РФ как основа жизни и деятельности народов, прожи­вающих на соответствующей территории.

Приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружа­ющей природной среды перед использованием земли в качестве недвижимого имущества — второй принцип земельного законо­дательства. Он реализует положение ч. 2 ст. 36 Конституции о том, что владение, пользование и распоряжение землей осуществ­ляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. В ЗК он нашел отражение главным образом в том, что его глава II целиком посвящена охране земель. С данным принци­пом связан также принцип сочетания интересов общества и за­конных интересов граждан, согласно которому регулирование ис­пользования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на сво­бодное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (подп. 10 п. 1 ст. 1 ЗК). Такой приоритет охраны земель основывается на ее ограниченности в простран­стве, затруднительности, а зачастую и невозможности ее восста­новления при нерациональном использовании.

Третьим принципом земельного законодательства является приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которо­му при осуществлении деятельности по использованию и охра-

не земель должны быть приняты такие решения и осуществле­ны такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на его здоровье, даже если это потребует больших затрат. Его конституционная основа — право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информа­цию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42). Данный принцип тесно связан с первым принципом зе­мельного законодательства, поскольку зачастую ухудшение со­стояния земель влечет причинение вреда здоровью, а в крайних случаях — и угрозу жизни человека. Необходимо подчеркнуть, что закон предусматривает реализацию данного принципа вне зависимости от величины затрат.

Из приведенных принципов и раскрытия их содержания сле­дует, что они направлены не только на рациональное использо­вание и охрану земли как отдельного природного ресурса, но и окружающей среды в целом. Некоторые из них дословно вос­производят основные принципы охраны окружающей среды, закрепленные ст. 3 одноименного Закона и послужившие осно­вой для их характеристики в ЗК и юридической литературе.

Статья 3 Федерального закона «Об охране окружающей сре­ды» устанавливает, что любая деятельность, оказывающая воз­действие на окружающую среду, должна осуществляться на ос­нове установленных им более двух десятков принципов. Отнесение некоторых из них к принципам экологического права или законодательства весьма дискуссионно. Вряд ли стоит воз­водить в принцип, например, платность природопользования. Кроме того, многочисленность принципов привела к тому, что они частично дублируют друг друга. Тем не менее свои принци­пы закреплены и в других законах, содержащих нормы экологи­ческого права. Например, Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в ред. от 15.04.98)1, направленный на реализацию конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду посредством предупреж­дения негативных воздействий на нее хозяйственной и иной де­ятельности и предусматривающий в этой части реализацию кон­ституционного права субъектов РФ на совместное с РФ ведение вопросов охраны окружающей среды и обеспечения экологичес-

кой безопасности (преамбула) устанавливает в ст. 3 следующие принципы экологической экспертизы:

^презумпция потенциальной экологической опасности лю­бой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

^обязательность проведения государственной экологичес­кой экспертизы до принятия решений о реализации объекта эко­логической экспертизы;

^комплексность оценки воздействия на окружающую при­родную среду хозяйственной и иной деятельности и его послед­ствий;

^обязательность учета требований экологической безопас­ности при проведении экологической экспертизы.

Некоторые из данных принципов аналогичны принципам ох­раны окружающей среды, закрепленным в одноименном законе. В этой связи хотелось бы обратить внимание на принцип пре­зумпции потенциальной экологической опасности любой наме­чаемой (планируемой) деятельности. Он сформулирован таким образом, что позволяет рассматривать как экологически опас­ную любую деятельность, даже если она только намечается и объективно не в состоянии причинить вред окружающей среде. Поэтому данный принцип не следует абсолютизировать, иначе это приведет к проведению длинной череды ненужных «эколо­гических» экспертиз, что не только не будет способствовать ох­ране окружающей среды, но и станет препятствовать ей, ставя в зависимость от проведения экологической экспертизы другие меры охраны окружающей среды.

Таким образом, основные принципы экологического права ос­новываются на положениях Конституции и устанавливаются ак­тами различных отраслей законодательства. Однако они же «пе­регружают» его и в силу широты своего содержания нуждаются в конкретизации нормами, не отнесенными законами к принципам.

©Вопросы для самопроверки

1. Какие отношения регулирует экологическое право?

2. Каковы основные проблемы экологического права?

3. Какой акт является основным в системе экологического права?

4. В чем заключаются основные принципы экологического права?

5. Из какого основного принципа исходит экологическая экспертиза?



1 СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4556; 1998. № 16. Ст. 1800.


Наши рекомендации