Объем дисциплины и виды учебной работы. «Российская академия правосудия»
Казанский филиал
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Российская академия правосудия»
Кафедра гражданского права
Гражданское право
Общая часть
Учебно-методический комплекс
Для студентов очной формы обучения
направление подготовки 030900.62 Юриспруденция
(квалификация (степень) «бакалавр»)
Казань
Автор:
Иванишин Павел Зеновьевич,кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права КФ ФГБОУВПО «РАП»
Реценезенты:
Безина Александра Константиновна,доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского процессуального права КФ ФГБОУВПО «РАП»
Хамидуллина Фарида Ильдаровна, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права КФ ФГБОУ ВПО «РАП»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»).
Одобрен на заседании кафедры гражданского права КФ ФГБОУВПО «РАП» (протокол № 7 от 07.03.2012 г.)
Утвержден Учебно-методическим советом КФ ФГБОУВПО «РАП» (протокол № 7 от 28.03.2012 г.).
© КФ ФГБОУВПО «РАП», 2012.
© Иванишин П.З., 2012.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
Объем дисциплины и виды учебной работы 8
Тематический план 8
Программа курса 9
Планы семинарских (практических) занятий 19
Методические рекомендации по изучению дисциплины
и организации самостоятельной работы студентов 68
Контрольные задания81
Примерная тематика курсовых работ85
Литература 87
Вопросы для подготовки к экзамену116
Введение
Гражданское право (общая часть) является дисциплиной базовой части профессионального цикла по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция».
Гражданское право занимает одно из ведущих мест в подготовке специалистов. Гражданское право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие с участием физических и юридических лиц, а также публично-правовых образований. В рамках данной дисциплины исследуются особенности гражданских правоотношений в системе правоотношений, в целом, особенности гражданско-правовых сделок и их видов, изучается специфика вещно-правых отношений, общие положения об обязательствах, основные положения о договоре, а также особенности гражданско-правовой ответственности.
Целью изучения данной дисциплины являются:
- освоение основных положений общей части гражданского права, содержащихся в законодательстве, постановлениях Пленумов Верховного и Высшего Арбитражного суда РФ, различных судебных актах и в специальной литературе;
- приобретение навыков в составлении гражданско-правовых документов (заявлений, доверенностей, учредительных документов и т.п.);
- приобретение навыков в решении споров, возникающих из гражданских правоотношений.
Основными задачами дисциплины является:
- системное, комплексное и последовательное изучение основных гражданско-правовых институтов;
- формирование глубоких знаний в области гражданского права;
- приобретение умений и навыков применения норм гражданского права в практической деятельности.
При изучении данной дисциплины необходимо пользоваться учебно-методическим комплексом по гражданскому праву, сборником задач[1], имеющимися учебниками, а также справочно-правовыми системами, такими как «Гарант», «Консультант +».
При изучении данной дисциплины студент должен знать:
- основные понятия, используемые в регулировании гражданских правоотношений;
- характеристику субъектов и объектов гражданских правоотношений;
- особенности гражданско-правовых сделок и их виды;
- специфику вещно-правых отношений;
- общие положения об обязательствах;
- основные положения о договоре;
- особенности гражданско-правовой ответственности.
В результате изучения данной дисциплины студент должен уметь:
- анализировать правовые нормы, регулирующие гражданские правоотношения;
- осуществлять поиск, подборку и анализ нормативно-правовых актов, судебной практики и специальной литературы по интересующим вопросам гражданского права;
- составлять необходимые гражданско-правовые документы.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);
стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);
владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);
способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);
владеет необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке (ОК-13);
владеет навыками ведения здорового образа жизни, участвует в занятиях физической культурой и спортом.
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
в нормотворческой деятельности:
способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);
в правоприменительной деятельности:
способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);
способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);
в правоохранительной деятельности:
готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);
способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);
способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);
способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);
способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);
в экспертно-консультационной деятельности:
готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);
способен толковать различные правовые акты (ПК-15);
способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);
в педагогической деятельности:
способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);
способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);
способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).
На основе изложенных компетенций преподавание курса ставит перед студентами следующие задачи:
• сформировать основы профессионального и научного правосознания и правовой культуры, характеризующихся высокой степенью гражданской зрелости, активности, профессиональной этикой, глубоким уважением к праву и иным правовым ценностям, бережным отношением к принципам правового государства, чести и достоинству личности, всем ее правам и свободам;
• привить логико-интеллектуальные навыки юридического мышления, вкус к поисковой работе, нестандартному анализу ситуаций, выступающими основными условия дальнейшей юридической деятельности, особенно научно-исследовательской;
• выработать знания об основных этапах развития юридической науки как для повышения общекультурного уровня, так и для использования в педагогической и иной творческой юридической деятельности;
• создать предпосылки для формирования навыков принятия управленческих решений на правильной методологической основе;
• получить основы знаний о методологической базе разработки, принятия и толкования нормативных и иных правовых актов;
• заложить углубленное понимание методологических основ научного понимания государственно-правовой действительности, а также, соответственно, научного анализа процессов, имеющих место в правовых и государственных системах мира;
• выработать знания о месте и роли права, государства и иных государственно-правовых явлений в социуме, их взаимодействии с другими его элементами;
• дать представление об эволюции и соотношении типов юридического познания, основах современных концепций правопонимания и правопознания.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы (по учебному плану) | Количество зачетных единиц и часов | ||
Всего | Общая часть | Особенная часть | |
Общая трудоемкость | 16 з.е.- 576 ч. | 8 з.е. – 288 ч. | 8 з.е. – 288 ч. |
Аудиторные занятия | |||
Лекции | |||
Семинарские занятия | |||
Самостоятельная работа под контролем преподавателя и НИРС | |||
Форма итогового контроля | Экзамен |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(разделы дисциплины, темы занятий, количество зачетных единиц и часов)