Объем дисциплины и виды учебной работы. «Российская академия правосудия»

Казанский филиал

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Российская академия правосудия»

Кафедра гражданского права

Гражданское право

Общая часть

Учебно-методический комплекс

Для студентов очной формы обучения

направление подготовки 030900.62 Юриспруденция

(квалификация (степень) «бакалавр»)

Казань

Автор:

Иванишин Павел Зеновьевич,кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права КФ ФГБОУВПО «РАП»

Реценезенты:

Безина Александра Константиновна,доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского процессуального права КФ ФГБОУВПО «РАП»

Хамидуллина Фарида Ильдаровна, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права КФ ФГБОУ ВПО «РАП»

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»).

Одобрен на заседании кафедры гражданского права КФ ФГБОУВПО «РАП» (протокол № 7 от 07.03.2012 г.)

Утвержден Учебно-методическим советом КФ ФГБОУВПО «РАП» (протокол № 7 от 28.03.2012 г.).

© КФ ФГБОУВПО «РАП», 2012.

© Иванишин П.З., 2012.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4

Объем дисциплины и виды учебной работы 8

Тематический план 8

Программа курса 9

Планы семинарских (практических) занятий 19

Методические рекомендации по изучению дисциплины

и организации самостоятельной работы студентов 68

Контрольные задания81

Примерная тематика курсовых работ85

Литература 87

Вопросы для подготовки к экзамену116

Введение

Гражданское право (общая часть) является дисциплиной базовой части профессионального цикла по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция».

Гражданское право занимает одно из ведущих мест в подготовке специалистов. Гражданское право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие с участием физических и юридических лиц, а также публично-правовых образований. В рамках данной дисциплины исследуются особенности гражданских правоотношений в системе правоотношений, в целом, особенности гражданско-правовых сделок и их видов, изучается специфика вещно-правых отношений, общие положения об обязательствах, основные положения о договоре, а также особенности гражданско-правовой ответственности.

Целью изучения данной дисциплины являются:

- освоение основных положений общей части гражданского права, содержащихся в законодательстве, постановлениях Пленумов Верховного и Высшего Арбитражного суда РФ, различных судебных актах и в специальной литературе;

- приобретение навыков в составлении гражданско-правовых документов (заявлений, доверенностей, учредительных документов и т.п.);

- приобретение навыков в решении споров, возникающих из гражданских правоотношений.

Основными задачами дисциплины является:

- системное, комплексное и последовательное изучение основных гражданско-правовых институтов;

- формирование глубоких знаний в области гражданского права;

- приобретение умений и навыков применения норм гражданского права в практической деятельности.

При изучении данной дисциплины необходимо пользоваться учебно-методическим комплексом по гражданскому праву, сборником задач[1], имеющимися учебниками, а также справочно-правовыми системами, такими как «Гарант», «Консультант +».

При изучении данной дисциплины студент должен знать:

- основные понятия, используемые в регулировании гражданских правоотношений;

- характеристику субъектов и объектов гражданских правоотношений;

- особенности гражданско-правовых сделок и их виды;

- специфику вещно-правых отношений;

- общие положения об обязательствах;

- основные положения о договоре;

- особенности гражданско-правовой ответственности.

В результате изучения данной дисциплины студент должен уметь:

- анализировать правовые нормы, регулирующие гражданские правоотношения;

- осуществлять поиск, подборку и анализ нормативно-правовых актов, судебной практики и специальной литературы по интересующим вопросам гражданского права;

- составлять необходимые гражданско-правовые документы.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);

стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);

владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);

способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);

владеет необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке (ОК-13);

владеет навыками ведения здорового образа жизни, участвует в занятиях физической культурой и спортом.

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

в нормотворческой деятельности:

способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

в правоприменительной деятельности:

способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

в правоохранительной деятельности:

готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);

способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);

способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);

способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);

способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);

в экспертно-консультационной деятельности:

готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);

способен толковать различные правовые акты (ПК-15);

способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);

в педагогической деятельности:

способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);

способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);

способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).

На основе изложенных компетенций преподавание курса ставит перед студентами следующие задачи:

• сформировать основы профессионального и научного правосознания и правовой культуры, характеризующихся высокой степенью гражданской зрелости, активности, профессиональной этикой, глубоким уважением к праву и иным правовым ценностям, бережным отношением к принципам правового государства, чести и достоинству личности, всем ее правам и свободам;

• привить логико-интеллектуальные навыки юридического мышления, вкус к поисковой работе, нестандартному анализу ситуаций, выступающими основными условия дальнейшей юридической деятельности, особенно научно-исследовательской;

• выработать знания об основных этапах развития юридической науки как для повышения общекультурного уровня, так и для использования в педагогической и иной творческой юридической деятельности;

• создать предпосылки для формирования навыков принятия управленческих решений на правильной методологической основе;

• получить основы знаний о методологической базе разработки, принятия и толкования нормативных и иных правовых актов;

• заложить углубленное понимание методологических основ научного понимания государственно-правовой действительности, а также, соответственно, научного анализа процессов, имеющих место в правовых и государственных системах мира;

• выработать знания о месте и роли права, государства и иных государственно-правовых явлений в социуме, их взаимодействии с другими его элементами;

• дать представление об эволюции и соотношении типов юридического познания, основах современных концепций правопонимания и правопознания.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы (по учебному плану) Количество зачетных единиц и часов
Всего Общая часть Особенная часть
Общая трудоемкость 16 з.е.- 576 ч. 8 з.е. – 288 ч. 8 з.е. – 288 ч.
Аудиторные занятия
Лекции
Семинарские занятия
Самостоятельная работа под контролем преподавателя и НИРС
Форма итогового контроля Экзамен

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(разделы дисциплины, темы занятий, количество зачетных единиц и часов)

Наши рекомендации