Тема №7.Доказательства и доказывание в уголовном процессе. Для подготовки к занятию в активной/интерактивной форме студенты самостоятельно должны изучить следующие вопросы и подготовить доклады по предложенным
(4 часа)
Для подготовки к занятию в активной/интерактивной форме студенты самостоятельно должны изучить следующие вопросы и подготовить доклады по предложенным темам.
Вопросы:
1. Понятие и значение доказательств в уголовном процессе.
2. Свойства доказательств: относимость, допустимость, достоверность и достаточность.
3. Классификация доказательств и ее практическое значение.
4. Недопустимые доказательства.
5. Особенности отдельных видов доказательств по УПК РФ:
а) понятие и значение показаний в уголовном деле;
б) заключение и показания эксперта и специалиста;
в) вещественные доказательства, их виды и значение;
г) протоколы следственных и судебных действий;
д) иные документы как самостоятельный вид доказательств.
6. Предмет и пределы доказывания.
7. Понятие и содержание процесса доказывания.
8. Способы собирания и проверки доказательств.
9. Оценка доказательств. Внутреннее убеждение.
10. Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности.
Темы докладов и рефератов:
1. Доказательственное право, его место в уголовном процессе.
2. Правила допустимости доказательств (теория и практика).
3. Собирание доказательств защитником.
4. Использование новейших технологий в доказывании по уголовным делам.
5. Суд как субъект доказывания.
Форма занятия – «мозговой штурм» и «творческое задание».
Цель введения активных/интерактивных - обеспечение диалогического взаимодействия в совместной деятельности.
Цель занятия – в результате изучения темы студенты должны уяснить понятие признаки и виды доказательств, основные свойства доказательств; определить значение доказательств; понять, в чем заключается процесс доказывания, из каких этапов он состоит и на каких принципах строится. В ходе занятия у обучаемых целесообразно сформулировать умение объективно оценивать отдельные виды доказательств.
Форма /технология проведения занятия - пресс-конференция. Способствует активизации мыслительной деятельности студентов, формировании устойчивого интереса к изучаемой дисциплине.
Вопрос к аудитории: в чем состоит сущность доказательств и доказывания в уголовном процессе? На доску без обсуждения записываются все прозвучавшие ответы на вопрос. Каждый студент может свободно высказывать предложения, любые предложения принимаются и одобряются, ведущий записывает все предложения, нельзя критиковать и комментировать предложения, но можно развивать предыдущие идеи.
Студенты работают в группе. В обсуждении участвуют все студенты группы. По очереди каждый обучаемый должен назвать хотя бы одно свойство, характеризующее доказательства и процесс доказывания. После того как все ответы записаны, преподаватель проводит обсуждение каждого ответа. По результатам мозгового штурма должны остаться только те признаки, которые признает и разделяет вся аудитория, а при невозможности полного согласия - большая часть аудитории. Кроме того, обосновывая свою точку зрения, студенты выступают с докладами, иллюстрирующими их правоту.
Затем каждая из групп студентов должна привести по три примера доказательств с тем, чтобы другие группы охарактеризовали свойства каждого из них и в ответ задали свой вариант (например, недопустимые доказательства, косвенные, производные и т.д.).
Форма представления студентами конечного результата: в конспектах студенты под диктовку записывают основные свойства доказательств, а также содержание каждого из этапов процесса доказывания.
Дидактическое оснащение:
Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 декабря.*(ст.ст.49-51)
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.* (разд.III гл.10)
Постановление Пленума Верховного Суда РФ №1 от 5 марта 2004 года «О применении судами Российской федерации норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Российская газета. 2004. 25 марта.
Научно-практический комментарий к УПК РФ/ под общей ред. Лебедева В.М.; науч. Ред. В.П. Божьев. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2009.*
Васяев А.А. Признание доказательств недопустимыми в ходе судебного следствия в суде первой инстанции в российском уголовном процессе: монография. – М.: Волтерс Клувер. 2010.*
Лупинская П. Доказательства и доказывание в новом уголовном процессе //Российская юстиция .2002.№7.
Шейфер С.А. Формирование доказательств по уголовному делу – реальность доказательственной деятельности или «научная фантазия»? // Российская юстиция. 2009. №4.