Уголовное судопроизводство 2 страница

11. Вынесение некоторых постановлений по итогам рассмотрения жалоб может повлечь за собой принятие дополнительных процессуальных решений. Как правило, такие ситуации возникают в деятельности прокурора, который, рассмотрев жалобу на действия (бездействие) или решение следователя и признав ее обоснованной, вынужден обращаться к руководителю следственного органа с представлением об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия (п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ), или с постановлением о направлении соответствующих материалов в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства (п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).

12. Если в жалобе прокурору наряду с другими доводами содержатся ходатайства о производстве следственных и иных процессуальных действий, в постановлении о разрешении жалобы следует отражать свое мнение об обоснованности данных ходатайств. При уведомлении заявителя о принятом решении разъяснять ему право обратиться с такими ходатайствами к следователю или руководителю следственного органа в порядке, установленном ст. ст. 119 и 120 УПК РФ (п. 1.17 Приказа Генпрокуратуры России от 02.06.2011 N 162).

13. Законодатель не закрепил структуру и содержание постановления, выносимого по итогам рассмотрения жалобы в порядке ст. 124 УПК РФ. Однако на него в полной мере распространяются требования ч. 4 ст. 7 УПК РФ, согласно которой постановления прокурора, руководителя следственного органа должны быть законными, обоснованными и мотивированными. Требования обоснованности и мотивированности постановлений не допускают отказ прокурора и руководителя следственного органа при рассмотрении жалобы участника уголовного судопроизводства от исследования и оценки всех приводимых в ней доводов, а также мотивировки своих решений путем указания на конкретные, достаточные с точки зрения принципа разумности, основания, по которым эти доводы отвергаются рассматривающим соответствующее обращение органом или должностным лицом. Ведомственные нормативные правовые акты рекомендуют должностным лицам выносить постановление, в котором излагать краткое содержание доводов заявителей, их анализ и мотивы принятого решения (п. 3 Приказа Генпрокуратуры России "О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора").

14. Применительно к процессуальным решениям об удовлетворении жалобы участников уголовного судопроизводства и иных лиц на нарушение разумных сроков уголовного судопроизводства в ходе досудебного производства по уголовному делу законодатель закрепил специальные требования к содержанию соответствующих постановлений. Эти требования заключаются в том, что в постановлении должны быть указаны: процессуальные действия, осуществляемые для ускорения рассмотрения дела, и сроки их осуществления.

15. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает, что заявитель должен быть незамедлительно уведомлен о решении, принятом по жалобе, и дальнейшем порядке обжалования. Заявителю должно быть сообщено не только о результатах рассмотрения его жалобы, но и о содержании процессуального решения, т.е. должен быть предоставлен сам текст постановления. Этот вывод основывается на конституционно-правовой позиции, согласно которой постановление прокурора или руководителя следственного органа может быть предметом обжалования в порядке ст. 125 УПК РФ. Исходя из предписаний Конституции РФ осуществление данного права обвиняемым предполагает возможность ознакомиться не только с решением, принятым по его жалобе, но и с содержанием вынесенного прокурором постановления (см. Определения Конституционного Суда РФ от 20.11.2008 N 783-О-О, от 19.02.2009 N 88-О-О).

16. Требование о незамедлительном уведомлении означает, что заявителю должен быть представлен текст постановления сразу же после его вынесения. Заявитель может быть уведомлен о рассмотрении его жалобы в письменной или устной форме. Не допускается умышленное затягивание срока уведомления о принятом решении или создание условий, при которых заявитель может ознакомиться с текстом постановления только через определенное время, например, непредоставление заявителю текста постановления при его личной явке к прокурору или руководителю следственного органа со ссылкой на то, что заявитель получит его по почте.

17. Часть 4 комментируемой статьи содержит указание на право дознавателя или следователя обжаловать действия (бездействие) и решения прокурора и руководителя следственного органа. По общему правилу институт обжалования предназначен для участников уголовного судопроизводства (не должностных лиц) и лиц, интересы которых нарушены в ходе уголовного судопроизводства. Однако в исключительных случаях закон позволяет дознавателю обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора вышестоящему прокурору (ч. 4 ст. 41 УПК РФ). Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения. В свою очередь следователь вправе обжаловать с согласия руководителя следственного органа решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков (п. 5 ч. 2 ст. 38 УПК РФ). Также следователь вправе обжаловать указания руководителя следственного органа вышестоящему руководителю следственного органа. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения (ч. 3 ст. 39 УПК РФ).

18. Процедура рассмотрения жалоб дознавателя и следователя дифференцирована в зависимости от должностного лица, которое обращается с жалобой, и предмета обжалования. Так, при обращении с жалобой дознавателя на указания начальника органа дознания или прокурора закон не устанавливает отдельной специальной процедуры ее рассмотрения. Поэтому прокурор или вышестоящий прокурор обязаны ее рассмотреть по правилам ст. 124 УПК РФ. При этом у дознавателя появляется право представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания (ч. 4 ст. 40.1 УПК РФ). Аналогичная процедура должна соблюдаться и в случае обжалования следователем указаний руководителя следственного органа (ч. 3 ст. 39 УПК РФ).

19. В некоторых случаях при обращении с жалобой следователя закон предусматривает специальные процедуры, не охватываемые положениями ст. 124 УПК РФ. Например, решения прокурора, принятые при поступлении к нему уголовного дела с обвинительным заключением, обжалуются следователем только с согласия руководителя следственного органа вышестоящему прокурору. При этом для такого обжалования установлен пресекательный срок - 72 часа с момента поступления к следователю уголовного дела. Срок для рассмотрения жалобы вышестоящим прокурором составляет 10 суток. Для такого случая обжалования законодатель устанавливает особые процессуальные решения:

- об отказе в удовлетворении ходатайства следователя;

- об отмене постановления нижестоящего прокурора. В этом случае вышестоящий прокурор утверждает обвинительное заключение и направляет уголовное дело в суд (ч. 4 ст. 221 УПК РФ).

20. Также применительно к следователю законодатель предусмотрел "сокращенное обжалование", которое применяется в случае, когда следователь не согласен с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия. Следователь не обжалует в полном смысле этого слова такие требования, а лишь представляет свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора (ч. 3 ст. 38 УПК РФ).

Статья 125. Судебный порядок рассмотрения жалоб

Комментарий к статье 125

1. Комментируемая статья содержит в себе регламентацию двух блоков вопросов:

1) определяет действия (бездействие) и решение, которые могут быть предметом обжалования в судебном порядке (ч. 1);

2) закрепляет порядок рассмотрения соответствующей жалобы судом (ч. ч. 2 - 6).

2. Для определения предмета судебного обжалования законодатель использовал два приема юридической техники: перечень (казуистичный прием) и юридическую конструкцию (абстрактный прием). Перечень процессуальных решений, которые могут быть предметом обжалования в судебном порядке, включает в себя указание на постановления уполномоченных должностных лиц об отказе в возбуждении уголовного дела и о прекращении уголовного дела. Юридическая конструкция для определения предмета обжалования включает в себя формулу: решения и действия (бездействие) дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию (ч. 1 ст. 125 УПК РФ).

3. К решениям и действиям (бездействию), способным причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства, следует относить, например, постановления о возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица, о производстве выплат или возврате имущества реабилитированному, об отказе в назначении защитника, в допуске законного представителя, об избрании и применении к подозреваемому, обвиняемому мер процессуального принуждения, за исключением залога, домашнего ареста и заключения под стражу, которые применяются по решению суда (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 1).

4. В суд могут быть обжалованы решения и действия (бездействие) должностных лиц в связи с их полномочиями по осуществлению уголовного преследования. В связи с этим следует иметь в виду, что по смыслу ч. 3 ст. 5 Закона об ОРД в порядке ст. 125 УПК РФ могут быть также обжалованы решения и действия должностных лиц, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность по выявлению, пресечению преступлений, а также проверке поступивших заявлений и иных сообщений о совершенном или готовящемся преступлении в порядке выполнения поручения следователя, руководителя следственного органа и органа дознания.

5. Вместе с тем не подлежат обжалованию в порядке ст. 125 УПК РФ решения и действия (бездействие) должностных лиц, полномочия которых не связаны с осуществлением уголовного преследования в досудебном производстве по уголовному делу (например, прокурора, поддерживающего государственное обвинение в суде, начальника следственного изолятора). Не подлежат рассмотрению судом жалобы на решения и действия (бездействие) должностных лиц органов прокуратуры, связанные с рассмотрением надзорных жалоб на вступившие в законную силу судебные решения и т.п.

6. К затрудняющим доступ граждан к правосудию следует относить такие действия (бездействие) либо решения должностных лиц, ограничивающие права граждан на участие в досудебном производстве по уголовному делу, которые создают гражданину препятствие для дальнейшего обращения за судебной защитой нарушенного права. К ним относятся, например, отказ в признании лица потерпевшим, отказ в приеме сообщения о преступлении либо бездействие при проверке этих сообщений, постановление о приостановлении предварительного следствия и др.

7. Однако приведенная выше формула для определения предмета обжалования является неполной, поскольку институт судебно-контрольного производства начал свое формирование еще до появления УПК РФ и на момент его принятия уже содержал в нескольких решениях Конституционного Суда РФ, сохраняющих свою юридическую силу до настоящего времени, основополагающие критерии для определения предмета обжалования (см. Постановления Конституционного Суда РФ от 02.07.1998 N 20-П, от 23.03.1999 N 5-П).

8. К таким критериям относятся:

- действия (бездействие) и решения должны не только затрагивать собственно уголовно-процессуальные отношения, но и порождать последствия, выходящие за их рамки;

- при проверке действий (бездействия) и решений не должны быть предрешены вопросы, которые впоследствии могут стать предметом судебного разбирательства по уголовному делу.

Совокупность этих критериев формирования предмета судебного обжалования должна использоваться в каждом случае разрешения вопроса о возможности обжалования в порядке ст. 125 УПК РФ конкретного действия (бездействия) или решения должностного лица, осуществляющего уголовное судопроизводство.

9. Закон не содержит требований к жалобе, рассматриваемой в порядке ст. 125 УПК РФ. Между тем анализ положений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 1 и УПК РФ позволяет дать рекомендации о необходимости указания в жалобе нижеприведенных сведений. В жалобе следует указать наименование суда, в который она направляется. Учитывая правила определения подсудности жалоб, в ее тексте надо четко описывать место совершения преступного деяния, в рамках расследования которого она подается, наименование и местонахождение государственного органа, должностное лицо которого приняло уголовное дело к своему производству, и правила определения территориальной подсудности рассмотрения уголовного дела (по месту совершения деяния, по месту совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них и т.д.). Это позволит судье правильно определить территориальную подсудность и сохранить время заявителя и иных заинтересованных лиц.

Также в жалобе следует подробно с указанием места нахождения и иных данных, позволяющих быстро уведомить о дне, времени и месте судебного заседания, указать заявителя; лицо, чьи действия (бездействие) и решения обжалуются; заинтересованных лиц; защитников или представителей.

В целях надлежащей подготовки жалобы к судебному заседанию рекомендуется приложить к ней ордер или доверенность лица, представляющего интересы заявителя. Если с жалобой обращается лицо, не являющееся участником уголовного судопроизводства, но интересы которого затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением, то в жалобе целесообразно указать на это обстоятельство и обосновать тезис о нарушении его прав и законных интересов предметом обжалования.

В жалобе должен быть четко сформулирован ее предмет, т.е. то действие (бездействие) или решение, которое подлежит обжалованию. В жалобу целесообразно включать обоснование тезиса о том, как обжалуемое действие (бездействие) или решение способно причинить (или причиняет) ущерб конституционным правам и свободам заявителя либо затруднить его доступ к правосудию.

уголовное судопроизводство 2 страница - student2.ru вероятность удовлетворения имеет жалоба, в которой обоснован также и тезис о том, что при ее рассмотрении не будут предрешены вопросы, которые впоследствии могут стать предметом судебного разбирательства по уголовному делу, а сами обжалуемые действия (бездействие) и решения порождают последствия, выходящие за рамки уголовно-процессуальных отношений. Такое обоснование не требует доказывания факта, но может нивелировать позицию лица, чьи действия (бездействие) и решение обжалуются, или прокурора о том, что поданная жалоба не может являться предметом проверки в порядке ст. 125 УПК РФ ввиду несоответствия ее изложенным выше критериям. Как показывает анализ правоприменительной практики, данную позицию должностные лица, осуществляющие уголовное судопроизводство, занимают по большинству жалоб при их рассмотрении в порядке ст. 125 УПК РФ.

10. В целях соблюдения срока рассмотрения жалобы и принятия решения по ней в тексте жалобы необходимо указать сведения о том, что отсутствует решение об удовлетворении аналогичной жалобы прокурором или руководителем следственного органа, а также сведения о стадии уголовного процесса, на которой ведется производство по уголовному делу (о том, что предварительное расследование не завершено и материалы уголовного дела не переданы в суд для рассмотрения по существу).

11. В жалобе в качестве составной части или в качестве отдельного документа, приложенного к жалобе, могут содержаться ходатайства заявителя, например, об обеспечении непосредственного (личного) участия при рассмотрении жалобы, если он находится под стражей; об истребовании материалов, послуживших основанием для совершения обжалуемого действия или принятия обжалуемого решения; о вызове в судебное заседание для выяснения некоторых обстоятельств конкретного должностного лица; о приостановлении обжалуемого действия или решения и т.п.

12. Закон не содержит каких-либо положений, регламентирующих возможность и порядок изменения предмета и основания жалоб, рассматриваемых в процедуре ст. 125 УПК РФ. Учитывая, что процессуальный статус лиц, не наделенных государственно-властными полномочиями в уголовном процессе, основывается на постулате "разрешено все, что не запрещено" (см., например, п. 11 ч. 4 ст. 46, п. 21 ч. 4 ст. 47 УПК РФ), а также особенность процедуры и предмета жалоб, рассматриваемых в порядке ст. 125 УПК РФ, представляется, что в некоторых случаях заявитель вправе изменять или дополнять жалобу.

В ходе рассмотрения жалобы заявитель вправе дополнить ее новыми доводами, которые ранее не были изложены в тексте жалобы. Такое дополнение может быть сделано как в письменной, так и в устной форме. Возможность и необходимость дополнения могут быть обусловлены получением новых сведений о незаконности обжалуемых действий (бездействия) или решений в результате исследования истребованных или представленных материалов в ходе судебного заседания.

13. Представляется также возможным корректировать предмет обжалования или менять его при сохранении основания жалобы. Такая необходимость может возникнуть в случае, когда в резолютивной части неправильно указан государственный орган или должностное лицо, чьи действия (бездействие) или решение обжалуется. Это позволит эффективно использовать процессуальные ресурсы и не допустить увеличения количества рассматриваемых жалоб по формальным основаниям.

14. Изменение основания жалобы допускается лишь при сохранении ее предмета, поскольку решение государственного органа или должностного лица должно быть законным вне зависимости от того, какие доводы приводятся заинтересованными лицами. Одновременное изменение предмета и основания жалобы представляется невозможным, поскольку утрачивается правовая определенность и размывается предел рассмотрения жалобы. При допущении таких действий жалоба может рассматриваться неопределенное время, так как заявитель, злоупотребляя правом, каждое судебное заседание может менять предмет или основания жалобы, либо одновременно и предмет, и основание.

15. Принесение жалобы не приостанавливает производство обжалуемого действия и исполнение обжалуемого решения, если это не найдет нужным сделать орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа, прокурор или судья (ч. 7 ст. 125 УПК РФ). Указанные должностные лица вправе приостановить обжалуемое действие или решение как на основании самостоятельно принятого процессуального решения, так и по результатам рассмотрения соответствующего ходатайства заинтересованного лица. Основанием для принятия решения о приостановлении обжалуемого действия или решения могут являться сведения, дающие основания полагать, что непринятие таких мер может повлечь за собой существенное нарушение прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства или иных заинтересованных лиц.

16. Законодатель сформулировал правила определения подсудности жалоб в порядке ст. 125 УПК РФ. Устанавливая подсудность жалоб на решения и действия (бездействие) должностных лиц, осуществляющих досудебное производство по уголовным делам, УПК РФ предусматривает, что постановления, а равно иные решения и действия (бездействие) дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районный суд по месту производства предварительного расследования (ч. 1 ст. 125 УПК РФ). По смыслу ч. 3 ст. 29 и ч. 9 ст. 31 УПК РФ рассмотрение в ходе досудебного производства по уголовному делу жалоб на решения и действия (бездействие) указанных должностных лиц в случаях и порядке, предусмотренных ст. 125 УПК РФ, осуществляется районными судами независимо от подследственности и возможной подсудности расследуемых дел, вида и уровня органа, производящего предварительное следствие (дознание), т.е. рассмотрение таких жалоб отнесено по признаку родовой подсудности, определяемой особенностями предмета судебного контроля, к исключительной компетенции судов районного уровня (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 20.07.2012 N 20-П).

17. Что касается территориальной подсудности жалоб на решения и действия (бездействие) должностных лиц, осуществляющих досудебное производство по уголовным делам, то она определяется исходя из места производства предварительного расследования, каковым согласно ст. 152 УПК РФ по общему правилу считается место совершения деяния, содержащего признаки преступления, за исключением случаев, когда преступления совершены в разных местах, и по решению вышестоящего руководителя следственного органа (а по делам, расследуемым в форме дознания, - прокурора) дело расследуется по месту совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них; предварительное расследование может производиться и по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей в целях обеспечения его полноты, объективности и соблюдения процессуальных сроков. Когда место производства предварительного расследования не совпадает с местом совершения деяния, жалоба на решения и действия (бездействие) дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, а также прокурора рассматривается тем районным судом, который территориально находится в месте производства предварительного расследования, определяемого в соответствии со ст. 152 УПК РФ.

18. Рассмотрение дел по жалобам на решения и действия (бездействие) должностных лиц межрайонных следственных отделов должно осуществляться безотносительно к месту расположения указанных следственных органов тем районным судом, юрисдикция которого распространяется на место совершения деяния, содержащего признаки преступления.

19. Жалобы на решения и действия (бездействие) должностных лиц органов дознания в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых предусмотрена военная служба, военно-следственных органов и военных прокуратур, поданные в порядке ст. 125 УПК РФ по делам, подсудным военным судам, в соответствии с ч. 3 ст. 22 Закона о военных судах рассматриваются гарнизонными военными судами.

20. Часть 2 комментируемой статьи регламентирует порядок подачи жалобы в суд, указывая на процедуру и на лиц, имеющих право обратиться с такой жалобой. Закон позволяет выбрать одну из двух предусмотренных процедур подачи жалобы непосредственно в суд либо через дознавателя, следователя, руководителя следственного органа или прокурора. Обращение с жалобой непосредственно в суд может иметь место как при личной сдаче ее в канцелярию, так и по почте. В свою очередь, обращение с жалобой в суд через должностное лицо, чьи действия (бездействие) или решение обжалуются, не имеет достаточной нормативной регламентации. Помимо указания на само право обратиться таким способом в суд закон не содержит алгоритма поведения должностных лиц, через которых обращается заинтересованное лицо. Так, например, закон не предусматривает срок, в течение которого должностное лицо обязано передать полученную от заинтересованного лица жалобу в суд. Также не решен вопрос о том, должно ли должностное лицо приобщать к жалобе материалы уголовного дела, которые могут подтвердить или опровергнуть изложенные в ней доводы, уведомить о дате передачи жалобы в суд и т.п. Учитывая ограничения, связанные с возможностью рассмотрения жалобы на досудебном производстве (только до направления материалов уголовного дела в суд), и сокращенный срок рассмотрения жалобы, обусловленный необходимостью быстрого восстановления нарушенных прав, если таковое имело место, представляется, что должностное лицо обязано немедленно направить переданную ему жалобу в суд. Из этих же соображений в целях быстрого и правильного рассмотрения жалобы должностное лицо обязано приложить все необходимые документы к жалобе вне зависимости от того, содержится ли такая просьба в ней или нет.

21. Жалобу на процессуальные решения и действия (бездействие) дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора вправе подать любой участник уголовного судопроизводства или иное лицо в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают его интересы, а также действующие в интересах заявителя защитник, законный представитель или представитель. Представителем заявителя может быть лицо, не принимавшее участия в досудебном производстве, в связи с которым подана жалоба, но уполномоченный заявителем на подачу жалобы и (или) участие в ее рассмотрении судом (п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 1). В зависимости от правового статуса представителя полномочия могут быть удостоверены по-разному, например, ордер для адвоката или надлежащим образом удостоверенная доверенность - для лица, не обладающего статусом адвоката.

22. Правом на обжалование решений и действий (бездействия) должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование, обладают иные лица в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их права и законные интересы. Ими могут быть, например, поручитель (ст. 103 УПК РФ), лицо, которому несовершеннолетний отдан под присмотр (ч. 1 ст. 105 УПК РФ), залогодатель (ст. 106 УПК РФ), заявитель, которому отказано в возбуждении уголовного дела (ч. 5 ст. 148 УПК РФ), лицо, чье имущество изъято или повреждено в ходе обыска или выемки, и т.п. Заявителем может быть как физическое лицо, так и представитель юридического лица. Недопустимы ограничения права на судебное обжалование решений и действий (бездействия), затрагивающих права и законные интересы граждан, лишь на том основании, что они не были признаны в установленном законом порядке участниками уголовного судопроизводства, поскольку обеспечение гарантируемых Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина должно вытекать из фактического положения этого лица, как нуждающегося в обеспечении соответствующего права.

23. Часть 3 комментируемой статьи регламентирует:

- срок рассмотрения жалобы;

- вопрос о лицах, имеющих право принять участие в судебном заседании;

- правила о реализации гласности в судебном заседании.

Срок рассмотрения жалобы составляет пять суток и начинается с момента поступления жалобы в суд. Недопустимо исчисление срока со дня поступления жалобы к конкретному судье, поскольку процессуальные сроки не могут быть поставлены в зависимость от эффективности документооборота в конкретном суде.

24. Судья обязан обеспечить своевременное извещение о месте, дате и времени судебного заседания заявителя, его защитника, представителя (законного представителя), прокурора, участие которого является обязательным (п. 8 ч. 2 ст. 37 УПК РФ), руководителя следственного органа, следователя, осуществляющего расследование по уголовному делу, по которому принесена жалоба. Подлежат извещению иные лица, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением. К иным лицам относятся, например, потерпевший в случае обжалования обвиняемым постановления о возбуждении уголовного дела; подозреваемый (обвиняемый) в случае обжалования потерпевшим постановления о прекращении уголовного дела; подозреваемый, обвиняемый в случае подачи жалобы в их интересах защитником либо законным представителем. Извещение указанных лиц допускается в том числе посредством sms-сообщения в случае их согласия на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки sms-извещения адресату. Факт согласия на получение sms-извещения подтверждается распиской, в которой наряду с данными об участнике судопроизводства и его согласием на уведомление подобным способом указывается номер мобильного телефона, на который оно направляется.

25. Неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенных лиц не препятствует рассмотрению жалобы на действия и решения должностных лиц. При неявке в судебное заседание по уважительным причинам заявителя и иных лиц, настаивающих на ее рассмотрении с их участием, судья выносит постановление об отложении разбирательства по жалобе и сообщает им о дате и времени ее рассмотрения (п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 1).

Наши рекомендации