Прокурорский надзор за органами дознания. полномочия прокурора
Специфика надзорной деятельности прокурора за исполнением законов органами дознания обусловлена, во-первых, задачами, решение которых возложено на эти органы; во-вторых, по каким делам (по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, или же по делам, по которым производство предварительного следствия необязательно) эти органы осуществляют свои функции.
В соответствии с законом органы дознания – это милиция; начальники исправительно-трудовых учреждений, следственных изоляторов (по делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно по делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений); органы государственной противопожарной и аварийно-спасательной службы (по делам о пожарах и противопожарных правил); органы Федеральной службы безопасности (по делам, отнесенным законом к их ведению); командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений (по делам о всех преступлениях, совершенных подчиненными им военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими сборов, по делам о преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных Сил в связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения); органы пограничной службы (по делам о нарушении режима государственной границы РФ, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу РФ, а также по делам о преступлениях, совершенных на континентальном шельфе РФ); капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании, и начальники зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой; федеральные органы налоговой полиции (по делам, отнесенным законом к их ведению); таможенные органы (по делам о контрабанде, уклонении от уплаты таможенных платежей, о незаконном экспорте технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники, невозвращении на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, невозвращении из-за границы средств в иностранной валюте).
Полномочия прокуроров, которые они реализуют, вступая в правоотношения с органами дознания и их сотрудниками, имеющими юридический статус «лица, производящего дознание», одинаковы с полномочиями в сфере надзора за исполнением законов органами предварительного следствия.
Однако формы и методы надзора в связи с некоторыми отличиями в деятельности этих органов имеют свою специфику. В этой связи прежде всего необходимо отметить формы и методы прокурорского надзора за исполнением законности при приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях и при производстве дознания по делам, по которым предварительное следствие является обязательным.
Наиболее распространенным нарушением, допускаемым работниками органов дознания, является сокрытие преступлений, осуществляемое путем либо отказа в приеме заявления или сообщения о преступлении, либо непринятия мер к его раскрытию. В результате таких неправомерных действий создается обстановка безнаказанности виновных лиц, что нередко приводит к совершению ими еще более тяжких преступлений.
К обстоятельствам, способствующим сокрытию преступлений, относятся прежде всего: неумение либо нежелание раскрывать неочевидные преступления, т.е. те, в которых отсутствуют сведения о лице (лицах), их совершившем; а также нежелание работников органов дознания производить расследование по не представляющим, по их мнению, большой социальной опасности деяниям.
Сокрытием преступлений преследуется чаще всего создание видимости благополучия в борьбе с преступностью либо освобождение таким способом от кропотливой работы по раскрытию и расследованию преступлений, представляющих большую сложность.
В связи с этим надзор за исполнением законов при приеме и регистрации заявлений и сообщений о преступлениях должен осуществляться наиболее активно, чтобы максимально приблизить расследование ко времени совершения преступления. Поэтому проверки исполнения требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях должны проводиться не реже одного раза в месяц.
Прокурор, осуществляющий проверку исполнения требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях, обращает внимание на такие обстоятельства:
• полнота, правильность учета и регистрации поступивших в орган дознания заявлений и сообщении о преступлениях;
• соблюдение установленных законом сроков их проверки;
• законность и обоснованность принятого одного из предусмотренных в законе решения: о возбуждении дела; об отказе в возбуждении дела; о передаче заявления или сообщения по под след-ственности или подсудности.
Методы прокурорского надзора за соблюдением органами дознания порядка приема, учета и разрешения заявлений и сообщений о преступлениях могут меняться в зависимости от конкретных обстоятельств. Наиболее характерные из них заключаются в следующем.
Прокурор знакомится в органе дознания с книгами учета заявлений и сообщений о преступлениях, с журналами учета поступившей информации по телефону, телефаксу, телеграфу, радио и т.д.; с корешками талонов-уведомлений заявителям о принятом заявлении; с книгами учета документации, находящимися в дежурной части (рабочей тетрадью дежурного; магнитофонными записями сообщений «02»; корешками направлений на судебно-медицинское освидетельствование и экспертизу; книгой учета лиц, доставленных в орган внутренних дел и т.д.); с документами канцелярии (алфавитным журналом регистрации жалоб и заявлений граждан и т.д.); с документами других служб органа дознания (например, в органе внутренних дел в экспертно-криминалистическом подразделении – с журналом учета выездов работников этого подразделения на место происшествия; в паспортных подразделениях – с журналами учета выдачи гражданам паспортов взамен утраченных; в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения – с журналом учета дорожно-транспортных происшествий и угона автотранспорта и т.д.).
Сведения о совершенных, но незарегистрированных преступлениях прокурор может получить из следующих органов: из медицинских учреждений; из статистических, контрольно-ревизионных ' органов; подразделений военизированной охраны; организаций, занимающихся частным сыском и охраной судов.
Всю полученную информацию прокурор сопоставляет между собой в целях выявления укрытых от учета преступлений.
Прокурор также проверяет заявления, сообщения о преступлениях и приложенные к ним документы, которые находятся на разрешении работников органов дознания и по которым приняты решения об отказе в возбуждении уголовного дела. При проверке законности и обоснованности отказа в возбуждении уголовного дела обращается внимание на соответствие решения материалам проверки, полноту проверки, правильность юридической оценки действия конкретного лица.
В соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством при наличии признаков преступления, по которым производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления. Исходя из требований закона, орган дознания не вправе сам, по своей инициативе, вопреки мнению следователя или указания прокурора, направить следователю уголовное дело до проведения неотложных следственных действий и истечения десяти суток со дня возбуждения дела.
Прокурору необходимо обращать внимание на то, чтобы орган дознания: возбудил уголовное дело при наличии признаков преступления; немедленно уведомил прокурора об обнаружении преступления и начатом дознании; выполнил все предусмотренные законом неотложные следственные действия; по выполнении неотложных следственных действий и не позднее десяти суток передал дело следователю; после передачи дела следователю в случаях необнаружения лица, совершившего преступление, продолжал принимать меры для установления преступника, уведомляя следователя о. результатах, а также выполнял по поручению следователя розыскные и следственные действия.
Надзорная деятельность прокурора должна быть направлена на то, чтобы были использованы все предусмотренные законом меры для раскрытия преступления и изобличения лица, его совершившего, и чтобы при этом не были нарушены права и интересы участников процесса и других граждан. ,
Прокурору следует следить за тем, чтобы органом дознания до передачи дела следователю, кроме осмотра, обыска, выемки, освидетельствования, задержания и допроса подозреваемого, допросов потерпевших и свидетелей, не назначались экспертизы, не выносились постановления о привлечении в качестве обвиняемого и .не проводилось иных следственных действий. Особого внимания заслуживают вопросы, связанные с законностью задержаний и производством обысков.
Реализация властно-распорядительных полномочий при осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия направлена на то, чтобы не были нарушены права и законные интересы участников уголовного процесса и других граждан, ни одно преступление не оставалось не раскрытым и ни одно лицо, совершившее преступление, не избежало установленной законом ответственности; задержание граждан по подозрению в совершении преступлений производилось только в порядке и по основаниям, установленным законом; никто не подвергался незаконному и необоснованному привлечению к уголовной ответственности или иному ограничению в правах; никто не подвергался аресту без санкции прокурора или без судебного решения; соблюдался установленный законом порядок возбуждения и расследования уголовных дел, сроки расследования; при расследовании соблюдались требования закона о всестороннем, полном и объективном сборе и исследовании доказательств; выявлялись причины и условия, способствовавшие совершению преступления, и принимались меры профилактического характера.
К основным средствам устранения нарушений законности относятся также указания прокурора, которые должны даваться в письменной форме. Прокурор вправе давать письменные указания о расследовании преступлений, об избрании, изменении или отмене меры пресечения, о квалификации преступления, производстве отдельных следственных действий и розыске лиц, совершивших преступления.
Указания прокурора могут носить как форму самостоятельного процессуального документа, так и быть частью вынесенного в указанных случаях постановления.
Все письменные указания прокурора, данные органам дознания и предварительного следствия в связи с возбуждением и расследованием уголовных дел, обязательны для этих органов. Обжалование вышестоящему прокурору полученных указании не приостанавливает их исполнение.
Из этого полномочия прокурора следует два важных аспекта. Во-первых, прокурор дает поручения органам дознания о выполнении отдельных следственных действий и указания о принятии необходимых мер для раскрытия преступлений и обнаружения совершивших их лиц по делам, находящимся в производстве прокурора или следователя прокуратуры. Во-вторых, направление таких поручений и указаний органу дознания не освобождает следователя (прокурора), в производстве которого находится уголовное дело, от ответственности за качество и сроки расследования.
Одним из важных средств предупреждения и выявления нарушений прав и законных интересов участников уголовного процесса и других граждан, оперативного принятия мер к устранению выявленных нарушений является участие прокурора в производстве дознания и предварительного следствия. Отдельные следственные действия прокурор может выполнять лично, независимости, в чьем производстве находится уголовное дело. Прокурор также вправе лично производить расследование в полном объеме.
Генеральный прокурор РФ требует, чтобы прокуроры или их заместители либо другие ответственные работники прокуратуры выезжали на место происшествия при получении сообщения об убийстве, террористическом акте, бандитизме, массовых беспорядках.
Эффективным средством предупреждения нарушений прав и законных интересов граждан в уголовном процессе является санкционирование прокурором некоторых действий органов расследования. Санкция – это разрешение на выполнение определенного действия. Она применяется в тех случаях, когда нужно одобрить деятельность органов дознания и следствия, ограничивающую правовое положение личности. Санкция требуется на залог; отстранение обвиняемого от должности; выемку документов, составляющих государственную тайну; помещение обвиняемого или подозреваемого в медицинское учреждение для длительного наблюдения за ним или проведения судебно-психиатрической экспертизы; отмену или изменение меры пресечения, избранной по указанию прокурора или прокурором.