Оценка результативности надзорной проверки и мер реагирования
Принесением документов реагирования прокурор не может ограничиваться. Нередко прокурору на них не дается своевременного ответа адресатами, или сами ответы являются формальной «отпиской». Могут быть факты, когда впоследствии вновь допускаются аналогичные нарушения. В требованиях Генерального прокурора подчеркивается, что главным в деятельности прокуратуры является её результативность, поэтому нижестоящие прокуроры ориентированы на необходимость регулярного проведения проверок результативности своих актов реагирования. Следует отметить, что результативность надзорной деятельности снижается при недостаточности мер, предпринятых прокурором, неправильном выборе адресатов, а также в результате неудовлетворительного реагирования адресатов на прокурорские акты. Прокуроры должны следить за своевременностью ответов должностных лиц на принесенные протесты, представления, постановления. При обнаружении, что ответы на правовые акты прокурора даны несвоевременно, или, что ответы не соответствовали фактическому поведению адресата в его реагировании на эти правовые акты, или, что имеют место аналогичные нарушения, прокурору следует в установленном порядке ставить вопрос о дисциплинарной, административной ответственности должностных лиц, а в случае обнаружения признаков преступления, возбуждать уголовное преследование. В дополнение следует подчеркнуть, что проверки следует проводить только в рамках компетенции прокурора, т.е. с точки зрения соблюдения законности. Подменять в проверке контролирующие органы ни в коем случае не следует. Прокурор компетентен в правовой оценке. Но он не должен заниматься проверками, когда речь идет о соблюдении правил санитарии и гигиены, противопожарной безопасности, правильности начисления налогов, соблюдении правил лесопользования и т.д. При возникшей у прокурора необходимости дать правовую оценку состоянию соблюдения законов такие проверки должны проводить по его поручению специальные органы, осуществляющие контроль и надзор и профессионально подготовленные для проверки по затрагиваемым обстоятельствам в данной системе. А материалы проверки должны быть представлены прокурору. Анализ практики деятельности прокуратуры свидетельствует, что, к сожалению, прокуроры нередко подменяют эти органы,
пытаясь проверить то, что они не могут знать благодаря специфике общественных отношений в этой сфере. Это приводит к большим и ненужным затратам времени прокуратурой там, где в этом нет необходимости.
Контрольные вопросы:
1. Что такое формы и методы общего надзора?
2. Перечислите стадии общего надзора.
3. В чем состоит подготовка к проведению общенадзорной проверки?
4. Каковы общие правила проведения общенадзорной проверки?
5. Как и для чего осуществляется анализ результатов проверки?
6. Что должно быть итогом проведения проверки?
7. Как обеспечивается результативность общего надзора?