Служба охраны Президента Республики Казахстан
Специальным государственным органом, относящимся к силам обеспечения национальной безопасности Республики Казахстан и осуществляющим в пределах установленной законом компетенции охранные мероприятия по обеспечению безопасности охраняемых лиц и объектов является Служба охраны Президента Республики Казахстан.
Охраняемые лица — это лица, подлежащие охране Службой охраны Президента Республики Казахстан в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, конституционными законами Республики Казахстан и Законом от 3 октября 1995 года № 2483 «О Службе охраны Президента Республики Казахстан».
Охраняемыми лицами являются:
1. Президент Республики Казахстан;
2. Председатель Сената Парламента Республики Казахстан;
3. Председатель Мажилиса Парламента Республики Казахстан;
4. Премьер-Министр Республики Казахстан;
5. супруга (супруг) Президента республики и другие совместно проживающие с Президентом члены семьи;
6. Первый Президент Республики Казахстан;
7. члены семьи Первого Президента Республики Казахстан, проживающие совместно с ним или его сопровождающие;
8. экс-президент Республики Казахстан;
9. должностные лица Республики Казахстан, перечень которых утверждается Президентом Республики Казахстан;
10. главы иностранных государств, парламентов и правительств в период их пребывания на территории Республики Казахстан, безопасность которых обеспечивается в соответствии с международными договорами Республики Казахстан;
11. руководители международных организаций и иные лица иностранных государств в период их пребывания на территории Республики Казахстан, безопасность которых обеспечивается на основании распоряжений Президента Республики Казахстан или по его поручению — Руководителя Администрации Президента Республики Казахстан.
Охраняемые объекты — здания, строения и сооружения, предназначенные для пребывания охраняемых лиц, а также прилегающие к ним территория и акватория. Перечень охраняемых Службой охраны Президента Республики Казахстан объектов утверждается Президентом Республики Казахстан.
Задачами Службы охраны Президента являются:
1. обеспечение личной безопасности охраняемых лиц;
2. выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, направленных против жизни, здоровья, прав, свобод, достоинства личности и собственности охраняемых лиц;
3. охрана собственности, обеспечение общественного порядка и безопасности на охраняемых объектах и в других местах пребывания охраняемых лиц;
4. осуществление в пределах своих полномочий борьбы с терроризмом;
5. прогнозирование и выявление угроз охраняемым лицам и объектам, осуществление комплекса оперативных мер по их предупреждению и нейтрализации.
Служба внешней разведки «Сырбар»
Указом Президента Республики Казахстан «О мерах по укреплению национальной безопасности Республики Казахстан и дальнейшему совершенствованию разведывательной деятельности» от 17 февраля 2009 года № 739, в целях реализации основных положений Стратегии национальной безопасности Республики Казахстан на 2007—2012 годы, укрепления национальной безопасности и оптимизации структуры специальных служб образована Служба внешней разведки «Сырбар». Данная служба является государственным органом, непосредственно подчиненный и подотчетный Президенту Республики Казахстан, осуществляет функции уполномоченного органа в сфере внешней разведки (вместо упраздненной службы «Барлау» КНБ РК).
Основной задачей оперативно-служебной деятельности службы «Сырбар» является обеспечение Президента Республики Казахстан, высших органов законодательной и исполнительной власти объективной информацией, необходимой для принятия решений в политической, экономической, военной, научно-технической, гуманитарной областях, а также о скрытых процессах в мире, которые в той или иной степени могут нанести ущерб национальным интересам и повлиять на безопасность нашего государства. При этом основные усилия Службы должны быть направлены на выявление внешних угроз, предотвращение и нейтрализацию их возможных негативных последствий.
На современном этапе в деятельности Службы особую актуальность приобрело получение упреждающей информации о внешних угрозах, исходящих от международного терроризма, транснациональной организованной преступности, религиозного экстремизма, наркотрафика, нелегальной миграции, а также незаконного перемещения компонентов оружия массового поражения и технологий двойного назначения. В соответствии с международными обязательствами Казахстана перед разведкой Комитета стоит задача их выявления и упреждения на ранней стадии. В эпоху глобализации важное значение приобретают также проблемы обеспечения экономической безопасности. В этой связи перед казахстанской разведкой поставлены задачи по своевременному выявлению потенциальных угроз национальным интересам в финансовой, энергетической, продовольственной, индустриально-инновационной, коммуникационной, нформационной и экологической сферах.
Также в задачи Службы «Сырбар» входит специфическими средствами содействовать укреплению процессов интеграции Казахстана в систему мирохозяйственных связей, расширению масштабов сотрудничества с промышленно развитыми странами, привлечению иностранных инвестиций в национальную экономику, увеличению валютных поступлений от внешнеэкономической деятельности путем создания благоприятных конъюнктурно- коммерческих ситуаций.
В условиях активного привлечения иностранного капитала к развитию отечественной экономики перед Службой «Сырбар» стоят задачи по выявлению возможных попыток извне получить односторонние выгоды от участия в инвестиционных проектах, выяснению истинных целей и движущих сил тех или иных экономических операций, предупреждению угрозы превращения Казахстана в чисто сырьевой придаток развитых государств, рынок для сбыта низкокачественного товара и получения дешевой, но достаточно квалифицированной рабочей силы.
Еще одной важной задачей казахстанской разведки в этой сфере является информационное обеспечение развития передовых технологий и способствование созданию обратной связи достижений научно-технического прогресса с экономическим развитием. В функции Службы «Сырбар» также входит обеспечение безопасности дипломатических учреждений и граждан Республики Казахстан за рубежом, то есть выявление, предупреждение и пресечение действий иностранных спецслужб, террористических и экстремистских организаций, создающих угрозу деятельности казахстанских учреждений и граждан за границей. Все большее внимание стало уделяться качественной составляющей информационной работы. Были приняты меры по созданию системы непрерывного информационно-аналитического слежения за развитием оперативной обстановки, прогнозирования внутренних и внешних угроз национальной безопасности и выработки на этой основе информационных приоритетов внешней разведки, адекватных изменениям внешней среды.