Раздел 3.3 Характеристика конституционного (государственного) права по Статуту 1566 года
Раздел 3.2 Характеристика конституционного (государственного) права по Статуту 1529 года
Статут 1529 года был написан на белорусском языке и являлся основой для последующих Статутов. Был доступен для народа. Похожего сборника не существовало даже в Европе.
Основными источниками Статута 1529 года:
.законодательные акты Великого княжества Литовского;
.обычное право белоруских земель;
.судебно-административная практика государственных органов;
.нормы римского и церковного права;
.нормы писаного права, изложенные в ранее принятых грамотах;
.нормы древних источников права и иностранное право [4, с.37].
Статут 1529 года запретил пользоваться обычным правом, но в них имелась оговорка, что в случае неурегулированности определенных гражданских отношений нормами Статута, разрешалось обращаться к нормам обычного права.
В этом законнике конституционные нормы закрепляли следующее:
.ограничение власти великого князя. Все вопросы он обязан был решать с одобрения панов-радных;
.князь обещал сохранить территориальную целостность государства, не назначать на государственные должности чужеземцев, придерживаться законов и традиций, поддерживать правовой порядок в государстве.
В соответствии со Статутом великий князь является высшим государственным чиновником, у которого были не только права, но и обязанности.
Один из артикулов Статута говорил: «Теж хочем и вставляем, и вечными часы маеть быти ховано, иж вси подданые наши, так вбогие, яко и богатые, которого раду колве або стану были бы, ровно а одностайным тым писаным правом мають сужоны быти» [1, р.I, арт.9]. В этом артикле закреплялся принцип единого права для всех граждан государства.
В законнике не было юридически закреплено разделение властей, однако, идея уже существовала.
В разделе III очень полно регламентировались права шляхты, что свидетельствовало о существовании норм, в которых говорилось о неприкосновенности личности: «Шлюбуем своею парсуною господарскою, иж всю шляхту, княжата и паны хоруговные, и вси бояре посполитые, и мещане, и их людей заховати при слободах и волностях, от продков наших и тэж от нас даных им» [1, р.III, арт.7].
Статут также дополнил некоторые положения о защите территории государства, военной службе и другие, которые ранее были изложены в общеземских грамотах.
Законом запрещалось раздавать земли, государственные должности, поместья чужеземцам: «Держаней и честей чужоземцом не мають даваны быти» [1, р.III, атр.3, с.48].
В Статуте 1529года была предусмотрена и гарантия справедливости судебных решений. Появлялось право на обжалование судебных решений. Вводился институт адвокатуры, а также устанавливались принципы ответственности каждого за свою вину, в соответствии с законом в судебном порядке: «Теж ни о чий-колве вчинок жадный иный не маеть каран быти и сказыван, толко тот, который винен. А веджо завжды врад хрестьянского права заховываючи, судом непоконавши, не маеть быти каран, то ест ани жона за выступ мужа своего, ани отец за выступ сына, ани сын за отца, также и ни жадный прирожоный, ани слуга за пана» [1, р.I, арт.7]. Эти положения уже содержали элементы презумпции невиновности.
Создание такого законодательного акта как Статут 1529 года явилось большим рывком в развитии всей правовой системы того времени, который во многом повлиял на формирование нашего современного законодательства.
Раздел 3.3 Характеристика конституционного (государственного) права по Статуту 1566 года
Статут 1566 года, как и Статут 1529 года, содержал положения о единстве права и приоритете писаного права на всей территории государства. Также Статутом ограничивалась власть великого князя.
Основными источниками Статута 1566 года были:
.Статут 1529 года;
.судебно-административная практика;
.римское право (классическое и переработанное);
.каноническое и церковное право;
.общеземские и областные привилеи;
.некоторые нормы обычного права
.Судебник 1468 года [4, с.40].
Именно этот Статут юридически закрепил независимость Великого княжества Литовского от Польши.
В Статуте были закреплены такие принципы как:
.равенства всех перед законом;
.государственного суверенитета;
.приоритета писаного права.
Впервые было прописано отделение суда от органов власти и управления. Для этого образовывались земские и подкоморные суды, которые были основаны на принципах социального неравенства населения.
Первые три раздела этого законника содержали в себе нормы конституционного права, хотя в других разделах также встречались эти нормы. Эти нормы закрепляли суверенитет государства, определили государственную территорию, порядок образования и действия разных государственных органов, защищали интересы крупных феодалов и гарантировали им права и преимущества в государственном управлении. Важное значение имели нормы, которые ограничивали власть великого князя и регулировали порядок принятия новых законов.
Во главе государства стоял великий князь. Он был представителем государства, как во внешней, так и во внутренней политике государства. Не смотря на свою ограниченность во власти, он мог без решения сейма начать войну или установить налоги на военные нужды, мог выдавать законы.
Также как и в Статуте 1529 года, Статут 1566 года запрещал наделять чужеземцев почетными званиями, дарить им поместья, назначать на государственные должности: «…въ томъ панстве Великомъ Князстве Литовскомъ и во всихъ земляхъ ему прислухаючыхъ достойностей духовныхъ и свецкихъ городовъ дворовъ и кгрунтовъ староствъ въ держаньи и пожываньи и вечностей жадных чужоземцомъ и заграничникомъ ани суседомъ таго панства давати не маемъ…» [2, р.III, арт.9].
В Статуте также получил развитие такой принцип как ответственность каждого только за свои деяния: «…ижъ нихто ни за чий кольвекъ учинокъ не маеть каранъ и сказанъ бытии, толко которимъ виненъ…» [2, р.I, арт.14].
Статут полностью запретил пользоваться обычным правом и потребовал обращаться только к статутовым нормам.
Более широко и полно регламентировал деятельность высших органов государства, таких как великий князь и Рада, но окончательно закрепил законодательную функцию Сейма. В Статуте говорилось о составе и компетенции Сейма, о порядке избрания поветовых депутатов на Сейме, о деятельности поветовых сеймиков. Власть князя ограничивалась Радой и Сеймом, без согласия которых он не имел права начать войну, ввести новые налоги и принимать новые законы: «Обецуем и уставуемъ вечными часы быти держано, ижъ кгды будеть потреба противко которого неприятеля нашого обороны земское сему панству нашому Великому Князству Литовскому, албо валка вести; тогды мы сами Господаръ або и съ паны радами нашими не маемъ ани будемъ мочы того учынити, ани серебщызны и поплату никоторую установляти, ажъ первей соймъ великий вальный зложывшы въ томъ панстве нашомъ Великомъ Князстве Литовскомъ » [2, р.II, арт.2].
Закон обязывал великого князя, всех князей, панов радных, феодалов, шляхту, мещан, «всихъ людей посполитыхъ у Великомъ Князстве Литовскомъ и во всихъ земляхъ того панства намъ заховати при свободахъ и вольностяхъ хрестиянскихъ» [2, р.III, арт.2].
Статут отделил судебную власть от исполнительной.
Закрепляя конституционные положения Статут 1566 года, как и предыдущие, прежде всего заботился о шляхте.