Стадии правообразования и правотворческого процесса
Основы конституционного права
(то, что должно помочь в написании теста)
ТЕСТ №1
1. Форма государства как совокупность его внешних признаков показывает, какова организация государственной власти, каким образом, какими органами и какими методами она осуществляется в данном государстве. Форму государства характеризуют три элемента, из которых она складывается: форма правления (республика, монархия), форма государственного устройства (федеративное, унитарное) и политический режим (демократический, авторитарный или тоталитарный.).
2. В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.
Первый способ — предоставление участнику правовых отношений субъективных прав (управомочивание). Он выражается в делегировании комплекса дозволений уп-равомоченному лицу на совершение определенных действий (например, собственнику дозволяется владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему вещью).
Второй способ — обязывание как предписание совершить какие-то действия (так, собственник жилого дома обязывается платить налоги).
Третий способ — запрет, т. е. возложение обязанности воздерживаться от определенных действий (например, работодателю запрещено привлекать к сверхурочным работам несовершеннолетних).
3. Норма права — это общеобязательное, формально определённое правило поведения, зафиксированное или закрепленное государством, обеспеченное его силой, закрепляющее права и обязанности участников общественных отношений и являющееся критерием оценки поведения, как правомерного, так и неправомерного.
Правовые нормы имеют следующие признаки:
Регулирование поведения. Нормы права регулируют поведение людей (как правило, в отношениях с другими людьми), деятельность организаций, представляют собой правила поведения.
Общий характер. Неконкретность адресата, неперсонифицированный характер (в отличие от правоприменительных актов). Они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение.
Общеобязательность. Нормы права обязательны для всех, кому они адресованы.
Связь с государством. Правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением.
Формальная определённость. Нормы права, как правило, фиксируются в правовых актах государства и чётко закрепляют права, обязанности и запреты.
Системность. Нормы права взаимосвязаны и не противоречат друг другу.
Структура нормы права
Классическая, идеальная норма права состоит из трёх структурных элементов — гипотезы, диспозиции и санкции (структура «Если — то следует — иначе»).
Гипотеза (если…) — элемент юридической нормы, который указывает на адресата нормы (субъектов регулируемых отношений) и условия, при которых норма подлежит применению (юридические факты).
Диспозиция (то…) — элемент юридической нормы, который содержит само правило поведения и указывает на то, каким может и каким должно быть это поведение, которому должны следовать участники правоотношений, устанавливает субъективные права и обязанности адресатов.
По характеру предписания диспозиции подразделяются на:
управомочивающие — предоставляющие участникам общественных отношений право действовать определённым образом;
обязывающие — устанавливающие обязанность совершать определённые действия;
запрещающие — устанавливающие запрет совершать определённые действия.
Санкция (иначе…) — элемент юридической нормы, который указывает на правовые последствия несоблюдения установленных требований, как правило, неблагоприятные для правонарушителя (меры государственного принуждения, меры юридической ответственности, наказания).
4. Нормативный правовой акт (НПА) — официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащей общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.[1]
В России установлена следующая иерархическая система нормативно-правовых актов (в зависимости от их юридической силы):
Международные договоры и соглашения России, а также общепризнанные принципы и нормы международного права, составляют особую группу, которая является составной частью правовой системы России. Международные договоры и соглашения России имеют бо́льшую юридическую силу, чем нормативно-правовые акты Российской Федерации .
Конституция России.
1. Законы:
Федеральные конституционные законы.
Кодексы и Федеральные законы.
2. Подзаконные правовые акты:
Указы Президента России,
Постановления Правительства России.
Акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных служб и агентств).
3. Локальные нормативно-правовые акты.
5. Что такое правоспособность граждан (физических лиц) и каково ее содержание?
Гражданской провоспособностью называется общая правовая способность – юридическая возможность иметь гражданские права и нести гражданские обязанность, т.е. выступать в качестве субъекта гражданских правоотношений.
Согласно ст. 17 ГК, способность иметь гражданские права и нести гражданские обязанности – гражданская правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами. Она возникает с рождением и прекращается со смертью человека. Равенство гражданской правоспособности всех граждан, всех людей (физических лиц), находящихся под юрисдикцией росскийского права, другими словами – всех людей, на которых распространяется действие российского законодательства, вытекает из провозглашенных и гарантированных гл.2 Конституции прав и свобод человека и гражданина. Глава 2 Конституции предопределяет содержание гражданской правоспособности и прямо перечисляет многие ее элементы. 1
6. Правотворческий процесс — система взаимосвязанных процедур (стадий) по принятию, изменению как законов, так и подзаконных актов. Стадии правотворческого процесса, в свою очередь, могут быть разбиты на ряд этапов.
Стадии правообразования и правотворческого процесса
1. Предпроектная стадия.
1.1 — формирование юридического мотива о необходимости внесения изменений в действующую систему норм права
1.2 — правотворческая инициатива (фр. initiative — почин) — обоснование юридической значимости правовой регламентации — издания нормативно-правового акта.
2. Проектная стадия.
2.1— принятие решения о подготовке проекта нормативно-правового акта;
2.2 — разработка концепции проекта нормативно-правового акта и подготовка его текста
2.3 — предварительное рассмотрение проекта нормативно-правового акта правотворческим органом. Для рассмотрения
2.4 — обсуждение проекта нормативно-правового акта и согласование его текста с заинтересованными лицами. Важнейшие законопроекты могут быть вынесены на всенародное обсуждение.
3. Стадия принятия проекта нормативно-правового акта.
Эта стадия свойственна коллегиальному правотворческому органу — официальное принятие проекта после его обсуждения.
4. Удостоверительная стадия:
4.1— подписание нормативно-правового документа;
4.2 — присвоение ему регистрационного кода после включения в Единый реестр нормативных актов Украины.
5. Информационная стадия:— официальное опубликование принятого нормативно-правового акта в средствах массовой информации, доведение его до ведома исполнителей.
- Форма правления – это способ организации верховной власти в стране.
- Такая форма государственного устройства как ФЕДЕРАЦИЯ позволяет иметь свои органы власти в центре и в регионах.
- Закон обладает высшей юридической силой
- Судебный прецедент широко распространен в ВЕЛИКОБРИТАНИИ
- Законотворчество- вид правотворчества
- Принцип обратной силы означает, что предписания нормативного акта: РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ НА ТЕ ОТОШЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВОЗНИКЛИ И СУЩЕСТВОВАЛИ ДО ЕГО ИЗДАНИЯ
- АНАЛОГИЯ ПРАВА - применение к отношениям, не урегулированным нормами данной отрасли права, общих начал и принципов соответствующей отрасли права. Применяется в крайнем случае, при Невозможности использовать аналогию закона. Служит средством восполнения пробелов в праве. Недопустимо применение А.п. в уголовных делах.
- Структура правовой нормы: ЕСЛИ-ТО-ИНАЧЕ
Общая схема принятия нормативно-правового акта (НПА)
1- потребность в принятии НПА (из требований конституции РФ)
2- первоначальная подготовка текста документа
3- внесение документа в правотворческий орган для рассмотрения и утверждения
4- рассмотрение документа
5- утверждение документа
6- публикация («Российская газета»)
7- вступление в силу
Механизм принятия закона
|
|
Заседание ГД (закон должен быть принят на 3 чтениях) Совет Федерации (14 дней)
Президент (рассматривает в течение 14 дней) публикация вступление в силу
Дата присваевается днем подписания закона президентом.
ДЛЯ ЗАКОНОВ О ПОПРАВКАХ К КОНСТИТУЦИИ процедура проходит на заседании Законодательного Собрания.
3 чтения
1. Общая концепция законопроекта (p.s. большинство проектов «умирает» здесь)
- Подготовка ко второму чтению (рассматривается в комитетах ГД, готовится лист поправок с табличкой)
2. Рассмотрение поправок (принимают или не принимают) бывают полные отказы от принятия законопроекта
- Подготовка к 3-му чтению (предается в профильный комитет, который исправляет ошибки и формирует окончательный вариант)
3. Принятие закона