III. Принципы местного самоуправления

В данном случае под принципами понимаются обусловленные природой местного самоуправления и закреплённые в Конституции РФ и ФЗ №131 основные начала и идеи, на которых существует и развивается институт местного самоуправления в РФ (т.е. по сути – это фундамент местного самоуправления).

Все принципы местного самоуправления можно разделить на 2 группы:

2. Общеправовые принципы:

1) Принцип законности в организации и деятельности местного самоуправления. Его суть состоит в том, что органы и должностные лица обязаны соблюдать и исполнять на своей территории Конституцию РФ, ФЗ, конституции (уставы) и законы субъектов РФ. Это проявляется в том, что все акты местного уровня не должны противоречить вышеназванным. Гарантиями принципа законности являются:

· Прокурорский надзор за исполнением органами и должностными лицами местного самоуправления Конституции РФ, конституции (устава) и законов субъектов РФ (ч. 1 ст. 77 ФЗ №131). Прокурор или его заместитель в праве приносить протест на незаконный акт органа или должностного лица местного самоуправления, который обязаны рассмотреть не позднее 10 дней. А если протест был на решение думы – то на её ближайшем заседании. В случае, если протест прокурора не был удовлетворён, то с его стороны следует обращение в суд, что и является второй гарантией принципа законности;

· Возможность судебного обжалования решений и действий (бездействий) органов и должностных лиц местного самоуправления в суд (общей юрисдикции или арбитражный суд) (ст. 78 ФЗ №131).

2) Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина в деятельности местного самоуправления (ч. 2, 3 ст. 3 ФЗ №131).

3) Принцип гласности (открытости) деятельности местного самоуправления и учёта общественного мнения: деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления должна носить открытый (публичный) характер, а их решения систематически и своевременно должны доводится, до местного населения (посредством следующих каналов: местные СМИ; встречи и приёмы местными депутатами своих избирателей; дни «открытых дверей» в местной администрации; личные приёмы граждан должностными лицами местного самоуправления). Но по ФЗ №131, должностные лица местного самоуправления не обязаны отчитываться перед местным населением о своей деятельности, а если они это и делают, то только в добровольном режиме.

2. Специальные принципы местного самоуправления:

1) Принцип самостоятельности решения населением вопросов местного значения (ст. 12, 130 Конституции РФ).

2) Принцип организационного обособления органов местного самоуправления от органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ).

3) Принцип многообразия организационных форм осуществления местного самоуправления (см. вопрос – система местного самоуправления).

4) Принцип обеспечения деятельности местного самоуправления необходимыми материально-финансовыми ресурсами (ст. 132 Конституции РФ, ст. 9 Европейской хартии местного самоуправления).

5) Принцип сочетания коллегиальности и единоначалия в деятельности местного самоуправления (коллегиальность проявляется в деятельности представительных органов, а единоначалие – в деятельности глав муниципальных образований (ч. 1 ст. 137 ФЗ №131).

6) Принцип ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, перед:

· Населением муниципального образования (возможна ответственность в форме отзыва);

· Государством (возможна ответственность в форме досрочного прекращения полномочий);

· Физическими и юридическими лицами (здесь ответственность носит гражданско-правовой характер).

7) Принцип гарантий местного самоуправления (ст. 133 Конституции РФ).

8) Принцип использования местных обычаев и традиций в деятельности местного самоуправления (ч. 1 ст. 131 Конституции РФ).

Наши рекомендации