Приобретение и прекращение права собственности.
Под способами приобретения права собственности понимается совокупность юридических фактов, обуславливающих возникновение права собственности для определенного лица.
Способы приобретения права собственности подразделяются на первоначальные и производные. Основным критерием такого разграничения является наличие или отсутствие правопреемства. При этом перечень первоначальных оснований носит исчерпывающий характер, в то время как перечень производных таковым не является. Необходимо иметь в виду, что данная классификация носит достаточно условный характер, поскольку отдельные способы могут быть отнесены как к числу первоначальных, так и производных.
Следует различать две разновидности первоначальных способов приобретения права собственности. Первая разновидность характеризуется первичным возникновением вещи в результате приложения определенных физических или интеллектуальных усилий с целью вовлечения вещи в сферу человеческого производства или потребления (приобретение права собственности на новую вещь). Особенностью другой разновидности является факт обнаружения вещи, по каким-либо причинам выбывшей из владения человека (клад, находка). В числе первоначальных способов выделяют следующие.
Во-первых, приобретение права собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов.
Появившаяся вещь может быть движимой или недвижимой. В случае возникновения объекта недвижимого имущества, право собственности на него приобретается после государственной регистрации. Необходимо подчеркнуть, что приобретение права собственности на вновь создаваемое имущество происходит только в случае соблюдения требований закона. В иных случаях, например, самовольной постройки или изготовления фальшивых денег, право собственности на эти объекты не приобретается.
Во-вторых, приобретение лицом права собственности на новую движимую вещь путем переработки не принадлежащих ему материалов.
Данный способ отличается от предшествующего отсутствием права собственности на исходные материалы у лица, осуществившего их переработку. Появившаяся новая вещь по общему правилу переходит в собственность владельца исходных материалов, кроме случаев, если стоимость переработки существенно превышает стоимость материалов. При передаче вещи одной из сторон, другая вправе требовать возмещения, соответственно, стоимости переработки или материалов. Указанная схема применяется только в случае добросовестных действий лица, осуществившего переработку чужих материалов для себя. В противном случае собственник материалов вправе требовать не только передачи ему новой вещи в собственность, но и возмещения причиненных ему убытков.
В-третьих, обращение в собственность общедоступных вещей.
Под общедоступными вещами не следует понимать объекты, находящиеся, например, на свалке по причине отказа от них собственника. Осуществление сбора общедоступных вещей представляет собой разновидность права общего природопользования, то есть такого пользования объектами природы, не требующего в каждом конкретном случае особого разрешения со стороны собственника, в качестве которого, как правило, выступает государство или муниципальное образование.
Общее природопользование связано с реализацией конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду. Право на такое пользование природными объектами возникает непосредственно из законов или иных нормативных актов. Так, согласно ст. 86 Лесного кодекса РФ граждане имеют право бесплатно находиться на территории лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, собирать для собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, другие пищевые лесные ресурсы, лекарственные растения и техническое сырье, участвовать в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях, охотиться, если иное не предусмотрено законодательством РФ. При этом сбор и заготовка гражданами дикорастущих растений и грибов, виды которых занесены в Красную книгу РФ либо в перечень наркосодержащих растений, запрещен.
В-четвертых, приобретение права собственности на бесхозяйное недвижимое и движимое имущество.
Под бесхозяйной следует понимать вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. По общему правилу, бесхозяйная недвижимая вещь принимается на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимость, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого она находится[174]. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании муниципальной собственности на это имущество. Однако в течение года собственник может потребовать возвращения вещи себе (ст. 225 ГК РФ).
Несколько отличается порядок обращения в собственность бесхозяйных движимых вещей. Законодатель, определяя порядок приобретения права собственности на такие вещи, использует два критерия: стоимость и происхождение брошенной вещи.
В случае, если вещь относится к числу малоценных (стоимостью явно менее пяти МРОТ) и попадает в перечень брошенных вещей, предусмотренных п. 2 ст. 266 ГК РФ (лом металлов, топляк от сплава, отходы производства и потребления[175] и т.д.), то собственник, владелец или пользователь (но не арендатор) земельного участка, а также водоема или иного объекта, в пределах которого обнаружена вещь, вправе самостоятельно обратить ее в собственность, приступив к ее использованию либо совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в свою собственность.
Напротив, в случае превышения указанной стоимости либо иного происхождения вещи, она может поступить в собственность лица только в результате признания вещи судом бесхозяйной. Данное правило не относится к брошенным вещам, которые не могут находиться в собственности лица либо порядок использования которых определяется иными федеральными законами.
В-пятых, приобретение права собственности на находку.
Под находкой следует понимать имущество, выбывшее из владения собственника и обнаруженное другим лицом. Таким образом, в отличие от бесхозяйной движимой вещи, у объекта находки собственник всегда существует. При наличии сведений о нем, обнаружившее вещь лицо обязано вернуть эту вещь собственнику. Когда же собственник неизвестен, обнаруживший утерянную вещь обязан совершить определенный перечень действий в зависимости от особенностей самой вещи либо обстоятельств ее обнаружения. При обнаружении вещи в помещении или на транспорте, она подлежит передаче владельцу помещения или транспорта. В иных случаях нашедший вещь обязан сообщить об этом в милицию или орган местного самоуправления с передачей им на хранение найденной вещи либо без такового. Если в течение шести месяцев с момента уведомления названных органов собственник не обнаружится, то к нашедшему вещь лицу переходит право собственности на нее. В случае его отказа от вещи, она поступает в муниципальную собственность. Иные правила предусмотрены исходя из особенностей самой вещи, например, скоропортящейся вещи, либо вещи, издержки по хранению которой несоизмеримо велики по сравнению с ее стоимостью. В этом случае вещь может быть реализована с получением письменных доказательств суммы реализации.
Если собственник утерянной вещи обнаруживается, то нашедший и возвративший собственнику его вещь вправе требовать возмещение необходимых расходов, а также затрат по поиску собственника вещи. Кроме того, нашедший вещь вправе требовать вознаграждение за находку до 20 % стоимости вещи.
В-шестых, приобретение права собственности на безнадзорных животных.
Необходимо иметь в виду, что действующее законодательство четко разграничивает правовое положение диких и домашних животных. В связи с этим, ГК регулирует отношения по приобретению права собственности только на безнадзорных домашних животных. Порядок приобретения права собственности на диких животных регулируется экологическим и фаунистическим законодательством[176].
При задержании лицом безнадзорных домашних животных на него возлагается обязанность, как и в случае находки, возвратить скот собственнику либо поставить в трехдневный срок в известность об этом орган местного самоуправления или милицию. Если в течение шести месяцев собственник не обнаружится, лицо, у которого животные находились на содержании, приобретает право собственности на них. Из этого правила есть два исключения, связанные с тем, что домашние животные являются особым объектом права, требующим гуманного обращения и особого ухода и заботы. Поэтому, даже после вступления в права собственности обнаружившего скот лица, прежний собственник вправе требовать возвращения животных при условии сохранения с их стороны привязанности к нему либо жестоком (ненадлежащем) обращении с ними нового собственника. В любом случае, при возврате безнадзорных животных собственник обязан выплатить вознаграждение и возместить расходы по содержанию животных (правда, с зачетом полученных выгод) лицам, обнаружившим и содержащим таких животных.
В-седьмых, приобретение права собственности на клад.
Клад – это зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право.
Отличия клада от находки заключается в следующем. Во-первых, в том, что кладом могут быть только деньги или ценные предметы, а находкой – любое имущество. Во-вторых, при находке имущество выбывает из владения собственника, который известен или может быть установлен, против его воли. Клад же подразумевает намерение неизвестного лица специально скрыть ценное имущество.
Гражданский кодекс РФ выделяет две принципиальных особенности правовых последствий обнаружения клада. Во-первых, обнаружение лицом клада на земельном участке любой формы собственности без согласия собственника участка влечет передачу клада (или вознаграждения) собственнику участка или иного имущества. Другими словами, обнаружение клада на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности (что чаще всего и происходит) в условиях отсутствия согласия соответствующего органа власти влечет отчуждение клада в государственную или муниципальную собственность независимо от его ценности. Аналогичные последствия влечет обнаружение клада на государственном (муниципальном) земельном участке, находящемся у гражданина или юридического лица на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного бессрочного или безвозмездного срочного пользования, а также аренды. Закон не уточняет форму получения такого согласия, однако, наиболее оптимальной представляется письменная форма. Во-вторых, различные правовые последствия порождает обнаружение (в условиях наличия согласия собственника) клада, содержащего вещи, относимые к числу памятников истории и культуры, либо не относимые к таковым. В первом случае, такие ценности подлежат передаче в государственную собственность, а собственник участка и обнаружившее клад лицо получают 50 % стоимости клада в равных долях, если соглашением между ними не предусмотрено иное. Данное правило не применяется в случае обнаружения клада лицом, в круг служебных обязанностей которых входит проведение раскопок и поиск кладов (например, в ходе археологических раскопок).
Если найденные предметы не представляют научной ценности, то подлежат разделу между собственником и обнаружившим клад лицом в равных долях или в соответствии с соглашением. ГК РФ, однако, оставляет открытым вопрос о том, каким критерием должен руководствоваться нашедший клад гражданин, определяя ценность полученных предметов или отсутствие таковой. Не вызывает сомнений отнесения к числу ценных предметов изделий из драгоценных металлов, однако в случае обнаружения среди вещей, входивших в состав клада уникальных предметов из камня, дерева и т.д., имеющих историческую или культурную научную ценность предполагается, по сути, презумпция знакомства гражданина с теоретическими основами историко-культурного наследия, что практически маловероятно. Действующее законодательство исходит из отсутствия у гражданина специальных знаний и навыков[177].
В-восьмых, приобретение права собственности в силу приобретательной давности.
Под приобретательной давностью понимается возможность гражданина или юридического лица, не являющегося собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющего как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет, либо движимым имуществом в течение пяти лет, претендовать на приобретение права собственности на это имущество.
Субъектами, имеющими право претендовать на приобретение имущества в собственность в силу приобретательной давности, являются граждане и юридические лица. На публично-правовые образования данная процедура не распространяется.
Объектом приобретательной давности может быть любое имущество (движимое и недвижимое), за исключением изъятого из гражданского оборота. Имущество, ограниченное в обороте, может перейти в собственность в силу приобретательной давности в порядке, указанном в федеральных законах и при условии получения соответствующего разрешения (лицензии). Перечень имущества, ограниченного или изъятого из оборота указан в соответствующих федеральных законах.
Право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено как на бесхозяйное имущество, так и на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу. Однако нормы ГК РФ, регулирующие порядок приобретения имущества в силу приобретательной давности носят специальный характер по отношению к общим нормам, регулирующим приобретение, например, бесхозяйных вещей или находку.
Нормы статьи 234 ГК РФ о приобретательной давности не подлежат применению в случаях, когда владение имуществом в течение длительного времени осуществлялось на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.) или имущество было закреплено за его владельцем на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В-девятых, приобретение права собственности на самовольную постройку.
Под самовольной постройкой понимается строительство объектов недвижимости без разрешения на строительство.
Разрешение на строительство – документ, удостоверяющий право собственника, владельца, арендатора или пользователя объекта недвижимости осуществить застройку земельного участка, строительство, реконструкцию здания, строения и сооружения, благоустройство территории (п. 1 ст. 62 Градостроительного кодекса РФ).
Разрешение выдается физическому или юридическому лицу при наличии документов, удостоверяющих права на земельный участок и при наличии утвержденной проектной документации.
Получение разрешения на строительство является основанием для реализации архитектурного проекта, выдаваемого заказчику (застройщику) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления в целях контроля за выполнением градостроительных нормативов, требований утвержденной градостроительной документации, а также в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде[178].
Таким образом, самовольная постройка может быть возведена как на самовольно занятом участке, так и на участке, предназначенном для строительства, но без разрешения и (или) с нарушением предусмотренных градостроительных норм и правил. В соответствии со ст. 222 ГК РФ, самовольная постройка не считается объектом недвижимости, право собственности на нее не возникает, а на лицо, ее осуществившее, возлагается обязанность по сносу такой постройки самостоятельно либо за его счет. Сделки по распоряжению самовольной постройкой являются недействительными (ст. 168-169 ГК РФ). Следовательно, самовольный застройщик является собственником только строительных материалов, но не возведенного объекта недвижимости, который не подлежит государственной регистрации.
Существуют и исключения из данного правила. Право собственности на самовольную постройку на не принадлежащем лицу участке (то есть участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности) может быть признано за ним в судебном порядке при условии, что компетентные органы государственной власти или местного самоуправления в установленном порядке предоставят лицу такой участок под застройку (например, по договору купли-продажи). Такое предоставление участка возможно, если постройка возведена в территориальной зоне поселения, в пределах которой градостроительными регламентами допускаются соответствующие параметры и виды использования земельных участков.
Моментом приобретения права собственности на вещь в силу первоначальных оснований может являться: момент изготовления или создания движимой вещи: момент государственной регистрации вновь созданной недвижимой вещи; истечение определенного срока, с наступлением которого закон связывает приобретение права собственности.
К производным основаниям относятся случаи вторичного приобретения права собственности в силу правопреемства, то есть от другого лица в силу договора или иных гражданско-правовых оснований. При этом не имеет принципиального значения наличие или отсутствие воли предшествующего собственника на прекращение отношений собственности. Например, при национализации или конфискации имущества происходит прекращения права собственности без согласия лица и, одновременно, происходит приобретение права собственности на имущество государством. Особенностью производных оснований является то, что приобретение одним лицом права собственности на имущество влечет прекращение такого права у другого лица. Следовательно, перечень производных оснований приобретения права собственности и оснований прекращения права собственности во многом совпадает.
К числу производных оснований относятся следующие.
В-первых, национализация. После долгого перерыва возможность проведения национализации предусмотрена в ст. 235 ГК РФ, ст. 13 федерального закона от 8 января 1998 г. № 10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации», а также некоторыми иными нормативно-правовыми актами. Как отмечал В.А. Белов, «национализация представляет собой законный государственно-властный акт, состоящий в принудительном прекращении права частной собственности на определенные имущественные комплексы и (или) права частного участия в делах и капиталах организации и возникновении права собственности на это имущество (права участия в делах и капиталах) у государства, с целью обеспечения государством функциональности соответствующего сектора экономической системы в экстремальных условиях (революции, войны, кризиса и т.п.)»[179].
Попытка возрождения данного гражданско-правового института до настоящего времени страдает бессистемностью и хаотичностью. Главная проблема заключается в отсутствии федерального закона «О национализации», который должен четко определить основания (причины) и порядок ее проведения, а также механизм компенсации причиненных убытков. Не решен вопрос и о «муниципализации» имущества, то есть возможности и порядке принудительного обращения его не в государственную, а в муниципальную собственность.
Во-вторых, приватизация.
Следует различать две процедуры приватизации имущества, принадлежащего государству или муниципальному образованию.
Приватизация имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований осуществляется посредством его возмездного отчуждения в собственность граждан и (или) юридических лиц, порядок проведения которой регулируется федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 г.[180] Согласно ст. 13 Закона, предусматриваются следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества: преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество; продажа государственного или муниципального имущества на аукционе; продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе; продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе; продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ; продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг; продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения; продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены; внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ; продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.
Различают также приватизацию гражданами жилых помещений или земельных участков, регулируемую жилищным и земельным законодательством. В данном случае субъектом выступают только граждане, а сама приватизация носит безвозмездный характер. Однако с граждан все же могут взиматься сборы, предусмотренные федеральными законами (например, за государственную регистрацию прав на недвижимость). Несмотря на определенные различия, обе названные разновидности приватизации относятся к производным способам приобретения права собственности.
В-третьих, обращение взыскания на имущество по обязательствам собственника.
Право собственности на имущество, на которое в судебном порядке налагается взыскание, прекращается у собственника с момента возникновения права собственности на это имущество у другого лица. Перечень оснований для обращения взыскания на имущество по обязательствам собственника не носит исчерпывающего характера. Так, одним из способов обеспечения исполнения обязательств является ипотека (залог недвижимости). Залогодержатель вправе обратить взыскание на имущество, заложенное по договору об ипотеке, для удовлетворения за счет этого имущества обеспеченных ипотекой требований, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением обеспеченного ипотекой обязательства, в частности неуплатой или несвоевременной уплатой суммы долга полностью или в части, если договором не предусмотрено иное. Имущество, заложенное по договору об ипотеке, на которое по решению суда обращено взыскание реализуется путем продажи с публичных торгов, если иное не предусмотрено Федеральным законом.
В-четвертых, реквизиция.
Под реквизицией понимается изъятие у собственника в общественных интересах имущества по решению государственных органов в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий и иных чрезвычайных обстоятельствах с выплатой компенсации. При этом собственник после окончания действия чрезвычайных обстоятельств, послуживших основанием реквизиции, вправе в судебном порядке требовать возврата сохранившегося имущества. Последняя возможность может иметь место в ограниченном перечне случаев. Например, может быть осуществлен возврат собственнику земельного участка, однако пострадавший от эпизоотии скот уничтожается и возврату не подлежит. Характерно, что при реквизиции изъятие имущества у собственника происходит не в судебном, а в административном порядке, причем без «предварительного и равноценного возмещения его стоимости», как это предусмотрено Конституцией РФ (ст. 35).
От конфискации реквизицию отличает: возмездный и в ряде случаев временный характер; отсутствие карательной функции, присущей конфискации как мере юридической ответственности.
Особенности реквизиции отдельных видов имущества предусматриваются федеральными законами. Например, при реквизиции земельного участка собственнику выплачивается не стоимость имущества, как это предусмотрено по общему правилу ст. 242 ГК РФ (поскольку участок, как правило, возвращается), а возмещаются причиненные убытки с обязательной выдачей документа о реквизиции (ст. 51 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г.).
В-пятых, конфискация.
Конфискация имущества – это принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью лица, осужденного за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных из корыстных побуждений (ст. 52 УК РФ).
В отличие от УК РФ, ГК РФ предусматривает: возможность применения этой санкции за совершение не только преступления, но и иного правонарушения; возможность применения этой меры в административном порядке в случаях, предусмотренных законом (ст. 243 ГК).
Однако, как отмечалось в Постановлении Президиума Верховного Суда РФ от 22 сентября 1999 г., «Предписание ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации о лишении имущества не иначе как по решению суда является обязательным во всех случаях, когда встает вопрос о применении санкции в виде конфискации имущества»[181].
ГК применение конфискации предусматривает в ограниченном перечне случаев (например, ст. 169 устанавливает возможность безвозмездного изъятия имущества в доход государства при совершении сделки с целью, противной основам правопорядка и нравственности). Возможность конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения предусматривает и новый КоАП (ст. 3.7), однако конфискация назначается судом.
Другие федеральные законы регулируют возможность конфискации имущества также по иному, чем ГК РФ. Например, Земельный кодекс РФ (ст. 50) предусматривает конфискацию только в судебном порядке и лишь в качестве санкции за совершенное преступление.
В-шестых, выкуп недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка, на котором оно находится.
Изъятие земель для государственных или муниципальных нужд - действия органов государственной власти или органов местного самоуправления, направленные на принудительное прекращение права собственности на землю граждан и юридических лиц, не вызванное совершением последними противоправных деяний, осуществляемое в исключительных случаях для удовлетворения публичных интересов.
К числу таких исключительных случаев Земельный кодекс РФ (п. 1 ст. 49) относит: выполнение международных обязательств Российской Федерации; размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов; иные случаи, установленные федеральными законами.
Государственный орган или орган местного самоуправления, который обращается в суд с требованием об изъятии участка, обязан доказать, что планируемое использование участка невозможно без прекращения права собственности на него.
Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решения суда при условии предварительного возмещения стоимости земельного участка (либо предоставления равноценного земельного участка), возмещения стоимости жилых, производственных зданий, строений и сооружений, расположенных на участке и возмещении в полном объеме убытков, в том числе упущенной выгоды. Собственники земельных участков должны быть не позднее, чем за год до предстоящего изъятия уведомлены об этом органами государственной власти или местного самоуправления, принявшими решение об изъятии участка. Исчисление годового срока начинается с момента государственной регистрации органом юстиции решения государственного или муниципального органа о предстоящем изъятии участка.
В-седьмых, выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей.
Согласно ч. 3 ст. 44 Конституции РФ, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. В связи с этим, учитывая, в первую очередь, публичный интерес в сохранении объектов наследия для настоящего и будущего поколений, ГК РФ предусматривает следующее правило. Собственник культурных ценностей, отнесенных в соответствии с законом к особо ценным и охраняемым государством, не вправе бесхозяйственно содержать эти ценности, создавая угрозу утраты ими своего значения. В противном случае такие ценности по решению суда могут быть изъяты у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов.
Необходимо подчеркнуть, что положения ст. 240 ГК РФ распространяются не на все, а только на особо ценные объекты культурного наследия народов России. Решение о придании такого статуса объекту наследия может принять Правительство РФ с внесением сведений о нем в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации[182].
В-восьмых, выкуп домашних животных при ненадлежащем обращении с ними.
Одним из принципов гражданского, экологического и иных отраслей права является гуманное отношение к животным как особому объекту права. При этом вопросы использования домашних животных регулируются гражданским, а диких и находящихся в состоянии естественной свободы - экологическим и фаунистическим законодательством. В случае, если собственник домашнего животного, либо дикого животного, находящегося в неволе (например, в зоопарке) обращается с ним в явном противоречии с установленными на основании закона правилами и принятыми в обществе нормами гуманного отношения с животными, эти животные могут быть изъяты за выкуп у собственника в судебном порядке любым лицом, предъявившие соответствующее требование в суд. Размер выкупа определяется соглашением сторон или судом.
В-девятых, прекращение права собственности лица на имущество, которое не может ему принадлежать в силу закона.
ГК предусматривает, что объекты гражданских прав могут быть свободными в обороте, ограниченными в обороте и изъятыми из оборота. В данном случае гражданину или юридическому лицу на законных основаниях переходит в собственность имущество, в отношении которого федеральным законом предусмотрен особый правовой режим. В одних случаях владение таким имуществом требует получения специальных разрешений (лицензий), в других случаях имущество не может принадлежать данному лицу в силу закона. Необходимость получения лицензий предусматривает, например, федеральный закон от 13 декабря 1996 г. «Об оружии». В случае, если имущество не может принадлежать данному лицу, либо собственнику отказано в выдаче лицензии, он обязан в течение года (если законом не установлен иной срок) произвести отчуждение этого имущества. В противном случае по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления решением суда такое имущество подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику полученной суммы, либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости этого имущества.
Указанный перечень производных оснований приобретения права собственности не носит исчерпывающего характера. Многообразие общественных отношений по поводу имущества не позволяет рассмотреть все производные способы приобретения права собственности. Наряду с вышеназванными, к числу производных способов будут относиться приобретение права собственности в порядке наследования по закону или завещанию, приобретение права собственности в результате заключения гражданско-правовых договоров, приобретение права собственности членом потребительского кооператива (дачного, гаражного или иного) на имущество после полного внесения паевого взноса за это имущество, приобретение права собственности на имущество юридического лица при его реорганизации и ликвидации и т.д.
Моментом приобретения права собственности в силу производных оснований является момент передачи вещи от одного лица к другому, если законом или договором не предусмотрено иное, например, в случае необходимости государственной регистрации соответствующей сделки. Определенным исключением из этого общего правила является автоматическое приобретение права на имущество членом гаражного или иного потребительского кооператива с момента внесения последнего паевого взноса.
Право собственности прекращается при наступлении определенных юридических фактов. В соответствии с общепринятой правовой терминологией, они подразделяются на события и действия. В большинстве случаев прекращение права собственности на имущество одного лица влечет за собой приобретение права собственности у другого.
Однако независимо от правопреемства, классификация оснований прекращения права собственности может быть представлена следующим образом.
Во-первых, события как основания прекращения права собственности.
К данной категории юридических фактов относится смерть собственника (признание его безвестно отсутствующим или умершим), а также гибель имущества по основаниям, не связанным с волеизъявлением собственника (в результате стихийных бедствий, боевых действий и т.д.).
Во-вторых, правомерные действия собственника, прямо направленные на прекращение права собственности на имущество.
В данной группе оснований можно выделить две подгруппы.
С одной стороны, волеизъявление собственника может быть прямо направлено на уничтожение вещи посредством потребления либо сознательного уничтожения имущества, не утратившего потребительские свойства (вещь потеряла ценность и привлекательность). С другой стороны, волеизъявление собственника может быть направлено на возмездное или безвозмездное отчуждение вещи иному лицу (например, по договору купли-продажи или дарения). В состав данной подгруппы входит и отказ лица от осуществления права собственности (ст. 236 ГК).
В-третьих, правомерные действия третьих лиц, прямо направленные на прекращение права собственности помимо воли собственника.
Осуществление таких действий возможно как при правомерном поведении собственника, так и в случае совершенные им правонарушения. К числу случаев первой группы будут относиться отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу, реквизиция, отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка, на котором оно находится, а также ряд иных случаев. Разновидностью второй группы является конфискация в связи с совершением лицом правонарушения.
В-четвертых, неправомерные действия третьих лиц, прямо направленные на прекращение (уничтожение) имущества собственника.
В данную группу входят действия, причиняющие вред имуществу собственника посредством причинения ему убытков (потрава посевов, поджог).
В-пятых, в силу бездействия собственника.
Например, своевременная не уплата налогов и сборов, не выкуп заложенного имущества могут повлечь наложение взыскания на соответствующее имущество.