Методики измерения президентской власти: плюсы и минусы
1. Методика М.С.Шугарта и Дж.Кэри. Для численной оценки полномочий президентов, избираемых на всеобщих выборах, М.С.Шугарт и Дж.Кэри используют простой интервальный метод2. Они выделяют две группы полномочий – законодательные и незаконо-дательные. К законодательным относятся следующие полномочия: ве-то на весь законопроект (package veto)/преодоление вето; частичное вето/преодоление вето; издание президентом нормативно-правовых актов, обладающих силой закона (decree); исключительное право зако-нодательной инициативы (в оговоренных сферах политики); полномо-чия в процессе принятия бюджета (budgetary powers); вынесение пре-зидентом вопросов на референдум (см. табл. 11). Список незаконода- тельных полномочий президента у М.С.Шугарта и Дж.Кэри таков: формирование кабинета; отставка кабинета (cabinet dismissal); недове-рие кабинету (censure); роспуск ассамблеи. Оценка каждого полномо-чия производится по 5-балльной системе (4–3–2–1–0). Когда президент наиболее силен, то выставляется оценка «4», а когда он не обладает полномочием или осуществляет его в очень ограниченной форме, то «0» (см. табл. 11). Например, переменная «вето на весь законопро-ект/преодоление вето» кодируется так: «4» – вето президента не может быть преодолено парламентом; «3» – вето преодолевается более чем 2/3 голосов; «2» – вето преодолевается 2/3 голосов; «1» – вето преодо-левается абсолютным большинством голосов или количеством голосов в интервале между 1/2 и 2/3; «0» – право вето отсутствует или для его преодоления требуется простое большинство голосов. Численные зна-чения полномочий затем суммируются для получения индекса по соот-ветствующей группе (законодательные/незаконодательные) и для соз-дания общего индекса президентской власти.
Т а б л и ц а 11
Полномочия президентов, избираемых на всеобщих выборах по М.С.Шугарту и Дж.Кэри Законодательные полномочия |
Вето на весь законопроект / преодоление вето 4 вето президента не может быть преодолено парламентом 3 вето преодолевается более чем 2/3 голосов парламента 2 вето преодолевается 2/3 голосов парламента 1 вето преодолевается абсолютным большинством голосов парламента или количеством голосов в интервале между 1/2 и 2/3 0 право вето отсутствует или для его преодоления требуется простое большинство голо-сов парламента |
Частичное вето / преодоление вето 4 вето президента не может быть преодолено парламентом 3 вето преодолевается 2/3 голосов парламента 2 вето преодолевается абсолютным большинством голосов парламента 1 для преодоления вето требуется простое большинство голосов парламента 0 частичного вето президента нет |
Издание президентом нормативно-правовых актов, обладающих силой закона 4 право издания указов-законов закреплено за президентом; эти акты не могут быть отменены 2 президент имеет право издавать указы-законы с некоторыми ограничениями на опре-деленный период времени 1 право президента на издание таких актов ограничено 0 отсутствует право президента на издание актов, обладающих силой закона, или оно делегируется ему ассамблеей |
Исключительное право законодательной инициативы (в оговоренных сферах политики) 4 ассамблея не может вносить поправки в законопроект президента 2 право ассамблеи на внесение поправок в президентский законопроект ограничено 1 право ассамблеи на внесение поправок в президентский законопроект не ограничено 0 у президента нет исключительного права законодательной инициативы |
Полномочия в процессе принятия бюджета 4 проект бюджета готовится президентом; у парламента нет права внесения в него по-правок 3 ассамблея может сокращать, но не увеличивать количество статей бюджета 2 президент устанавливает верхний предел расходов, за которые ассамблея не может выходить при внесении поправок в бюджет 1 ассамблея может увеличить расходы при указании на дополнительные статьи дохода 0 неограниченные полномочия ассамблеи при подготовке бюджета или внесении попра-вок в него |
Вынесение президентом вопросов на референдум 4 не ограничено 2 ограничено 0 у президента нет такого права |
Незаконодательные полномочия |
Формирование кабинета 4 президент назначает кабинет без утверждения или доверия ассамблеи 3 президент назначает кабинет, но необходимо утверждение или доверие ассамблеи 1 президент назначает премьер-министра, парламент должен утвердить его кандидату-ру, премьер-министр затем назначает других министров 0 президент не может назначить министров кроме как по рекомендации ассамблеи |
Отставка кабинета 4 президент смещает министров кабинета по собственной воле 2 полномочия президента по смещению кабинета ограничены 1 президент может сместить министра или кабинет только после того, как ассамблея одобрит отставку и выдвинет нового министра или новый кабинет 0 кабинету или министрам может быть выражено недоверие, и они могут быть смещены ассамблеей |
Недоверие кабинету 4 ассамблея не может выразить недоверие кабинету, сместить кабинет или министров 2 у ассамблеи есть право выражения недоверия кабинету, но президент может в ответ распустить ассамблею 1 конструктивный вотум недоверия (большинство ассамблеи должно предложить новый кабинет) 0 неограниченное право ассамблеи на выражение недоверия кабинету |
Роспуск ассамблеи 4 право президента на роспуск ассамблеи не ограничено 3 право президента распускать парламент ограничено количеством роспусков или осно-ваниями роспуска в рамках определенных сроков 2 после роспуска проводятся новые выборы президента 1 право президента на роспуск парламента ограничено: он может это делать лишь в ответ на выражение недоверия кабинету 0 не предусмотрен |
Методика М.С.Шугарта и Дж.Кэри обладает рядом преимуществ. Во-первых, дифференцированная система оценок по 5-балльной шкале позволяет получить более точный индекс президентских полномочий и соответственно более верное представление о характере президентства по сравнению с двух- и трехбалльными системами оценок. Во-вторых, как пишет Л.К.Меткалф, «метод измерения М.С.Шугарта и Дж.Кэри более тесно связан с литературой по типам режимов (формам правле-ния – О.З.)»1. Он позволяет использовать переменные президентской власти для классификации государств по формам правления (см. рис. 5).
Президентско- парламентский | Президентский |
Премьер- президентский | Ассамблейно-независимый Парламентский |
Власть президента над кабинетом
Раздельное выживание