Порядок отставки Правительства

В Конституции Республики Беларусь срок полномочий Пра­вительства конкретно не определяется. В ней лишь сказано, что оно слагает свои полномочия перед вновь избранным Президен­том. Можно сделать вывод: в связи с избранием нового Прези­дента формируется заново и Правительство. Поэтому допустимо с известными оговорками говорить о том, что срок полномочий Правительства такой же, как и срок полномочий Президента При этом следует иметь в виду право Палаты представителей на вотум недоверия Правительству, право отказать в доверии Правительст­ву со всеми вытекающими отсюда последствиями, право Прези­дента на смену членов Правительства (отправление в отставку и назначение новых членов Правительства).

Как уже отмечалось, Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики Беларусь. Од­нако это должно происходить не после объявления результатов выборов Президента, а со вступлением Главы государства в должность, т.е. после принятия им присяги (ст. 83 Конституции).

В силу того, что необходимо время для формирования нового состава Правительства, Президент вправе поручить прежнему составу Правительства продолжать выполнение своих обязаннос­тей до сформирования нового состава Правительства Республики Беларусь.

В Конституции не предусмотрена обязанность Президента получить согласие Палаты представителей на освобождение Гла­вой государства Премьер-министра от должности.

Используя это право, Президент должен одновременно извес­тить Палату представителей о принятом решении. Зарубежный опыт свидетельствует, что в случае, если президент злоупотреб­ляет своим правом и часто осуществляет замену премьер-министров, что свидетельствует об ошибках в подборе кандида­тур, то парламент (палата) представителей может выразить свое отношение путем отказа в даче согласия на назначение либо вы­сказаться по данному вопросу при обсуждении новой предложен­ной кандидатуры.

Если встать на ту точку зрения, что Президент Республики Беларусь не имеет права освободить Премьер-министра от долж­ности без согласия Палаты представителей, то это может привес­ти к серьезной конкуренции между Главой государства и главой подчиненного ему Правительства, включая и проведение Пре­мьер-министром политики, противоречащей линии Президента Республики Беларусь. Установленная Конституцией организация власти в принципе это не допускает.

Согласно части седьмой ст. 106 Конституции Правительство или любой член Правительства вправе заявить Президенту о сво­ей отставке, если считают невозможным дальнейшее осуществле­ние возложенных на них обязанностей.

Правительство заявляет Президенту об отставке в случае вы­ражения Палатой представителей вотума недоверия Правительст­ву. Премьер-министр может поставить перед Палатой представи­телей вопрос о доверии Правительству по представленной про­грамме или по конкретному поводу. Предложение о рассмотре­нии вопроса о доверии Правительству вносится Премьер-министром на имя Председателя Палаты представителей. Предва­рительная подготовка и порядок включения данного вопроса в повестку дня сессии осуществляются в порядке, предусмотрен­ном Регламентом. Решение о доверии Правительству считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей. Такое решение оформляется постановлением. Если решение о доверии не принято, то счи­тается отказом Правительству в доверии. Если Палата пред­ставителей в доверии отказывает, Президент вправе в 10-дневный срок принять решение об отставке Правительства или о роспуске Палаты представителей и назначении новых выборов. При отклонении отставки Правительство продолжает осуществлять свои полномочия.

Анализ части седьмой ст. 106 Конституции, по мнению авто­ра, позволяет сделать вывод о том, что у Президента есть альтер­натива - принять решение об отставке Правительства либо о рос­пуске Палаты представителей. Он не может оставить работать Правительство, которому выражено недоверие, не принять реше­ние о роспуске Палаты представителей. Автор настоящей работы не исключает возможности в случае роспуска Палаты представи­телей также принятие отставки Правительства в связи с выраже­нием ей недоверия. Палата представителей может снять вотум недоверия, что, на мой взгляд, позволяет избежать последствий, предусмотренных Конституцией, в случае выражения вотума не­доверия.

В законодательстве следует детализировать порядок принятия Президентом отставки Премьер-министра либо членов Прави­тельства, установить срок для принятия Главой государства ре­шения по заявлению об отставке.

Конституция предусматривает как коллективную, так и инди­видуальную ответственность Правительства и его членов.

В зарубежной практике давно сложился принцип солидарной ответственности, в соответствии с которым отдельные министры несут ответственность за проводимый курс правительством и принимаемые им решения даже в случае, если они не голосовали за такое решение или были против. Принято считать, что ми­нистр, не согласный с решением правительства, должен либо уйти в отставку, либо его исполнять. Для деятельности члена пра­вительства недопустимо пребывание в его составе и публичная критика работы правительства.

Наши рекомендации