Организация надзора прокурорами районов /городов/, вышестоящими прокурорами

Генеральный прокурор требует от подчиненных прокуроров осуществлять ежемесячно проверку достоверности статистиче­ских показателей о состоянии преступности, следствия и дозна­ния, обеспечивать точное отражение в статотчетах данных о прокурорском надзоре за расследованием преступлений и опе­ративно-розыскной деятельностью.

151 См. Постановление Пленума Верховного Суда «О применении су­дами норм Уголовно-процессуального кодекса РФ» от 5 марта 2004 года//ВВС. 2004. №5. С. 4.

Прокуроры районов и городов и их заместители должны осуществлять постоянный надзор за процессуальной деятельно­стью органов предварительного расследования и дознания. Над­зор включает проверку разрешения в поднадзорных органах со­общений о совершённых преступлениях, дача согласия на воз­буждение уголовных дел, проверка обоснованности задержания подозреваемых в совершении преступления, дача согласия на поддержание ходатайств о заключении под стражу, проверка соблюдения закона о подследственности, контроль за соблюде­нием процессуальных сроков, руководство следствием следова­телей прокуратуры, изучение уголовных дел, направляемых в суд, изучение прекращенных и приостановленных уголовных дел, дача согласия на прекращение уголовных дел, проведение оперативных совещаний по вопросам организации расследова­ния дел, представляющих значительную сложность и требую­щих проведения ОРД. Для этого в прокуратуру должна посту­пать необходимая информация, состоящая из копий документов, составляемых в ходе расследования. В прокуратурах ведется учёт всех возбужденных и расследуемых уголовных дел. На ка­ждое такое дело заводится наблюдательное производство, в ко­тором, благодаря поступающим документам (копии постановле­ний: о возбуждении дела, принятии к производству следовате­лем, органом дознания, о предъявлении обвинения, избрании меры пресечения, приостановлении дела, прекращении дела; ходатайства перед судом о разрешении некоторых следственных действий; обвинительное заключение (обвинительный акт), письменные указания прокурора и т.д.), отражается движение дела. В связи с тем, что по каждому направляемому в суд уго­ловному делу впоследствии должно быть поддержано государ­ственное обвинение, Генеральный прокурор предложил созда­вать в прокуратуре по каждому делу досье, в котором бы нахо­дились и копии всех доказательств (допросов, экспертиз, поста­новлений, осмотров, освидетельствований и т.п.).

Прокуроры субъектов РФ и соответствующие подразделе­ния этих прокуратур должны анализировать состояние преступ­ности и работы подчинённых прокуроров по осуществлению надзора за процессуальной деятельностью органов предвари­тельного расследования и дознания. При необходимости они путём выезда на места оказывают практическую помощь подчи­ненным прокурорам в организации надзора.

По делам, представляющим особую сложность в расследо­вании, по которым преступники не установлены, прокуроры должны проводить обсуждение результатов расследования на оперативных совещаниях с выработкой согласованных действий по раскрытию преступлений с участием работников, осуществ­ляющих оперативно-розыскные мероприятия.

Управления и отделы по надзору за расследованием престу­плений и по обеспечению участия в рассмотрении уголовных дел в суде обеспечивают своевременное изучение уголовных дел в отношении лиц. которым избиралась мера пресечения со­держание под стражей, а затем дело было прекращено в стадии расследования или судом, или по которым вынесены оправда­тельные приговоры. По таким делам должны составляться мо­тивированные заключения о законности и обоснованности аре­ста и привлечения к уголовной ответственности лица, в отноше­нии которою принято решение о прекращении дела по реабили­тирующим основаниям или вынесен оправдательный приговор. Такое заключение может стать основанием для заслушивания при руководителе прокуратуры объяснений должностных лиц, допустивших возбуждение ходатайства, приведшего к незакон­ному аресту, или незаконное предание суду, и решения вопроса об их дисциплинарной или иной ответственности.

В органах прокуратуры субъектов РФ систематически изу­чается и обобщается с дальнейшим его распространением в подчиненных прокуратурах положительный опыт прокурорско­го надзора, регулярно проводятся учебно-методические семина­ры, занятия по вопросам организации и осуществления надзора, по изучению методики проверок, форм и методов реагирования на выявленные нарушения законности.

На заседаниях коллегии или оперативных совещаниях за­слушиваются отчеты прокуроров и их заместителей, руководи­телей управлений и отделов о работе по надзору за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, ор­ганами, осуществляющими оперативно-розыскную деятель­ность; расследовании уголовных дел следователями органов прокуратуры.

В прокуратуре по материалам прокурорской надзорной практики и конкретных уголовных дел, не реже одного раза в полугодие должно анализироваться состояние прокурорского надзора за следствием, дознанием и оперативно-розыскной дея­тельностью с дальнейшим рассмотрением итогов анализа на

оперативных и координационных совещаниях при руководителе прокуратуры соответствующего уровня.

Контрольные вопросы:

1.Как организует прокурор района, города надзор за процес­суальной деятельностью органа дознания и предварительного следствия?

2. Формы контроля и организации надзора в прокуратурах субъектов Федерации, других вышестоящих прокуратурах.

Литературак главе 6

1 .Конституция Российской Федерации. Ст. ст. 22 - 25.

2. Закон « О прокуратуре РФ». Раздел 3, глава 3.

3. У ПК РФ

4. Закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 05 июля 1995 г., с изменениями и дополнениями // СЗ РФ. 1995. №33; Ст. 3349; 1999. №2.ст233; 2000. №1. Ст. 8.

5. Закон РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 21 июня/ 15 июля 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2759; 1996. №25. Ст. 2964; 1997. №2. Ст. 199; 1998. № 30. Ст. 3613; 2001. №11. Ст. 1002.

6. Постановление Конституционного Суда от 02 июля 1998 г. О применении статей 331 и 464 УПК РСФСР // СЗ РФ. 1998. №28. Ст. 3394.

7. Определение Конституционного Суда от 06 февраля 2004 года о проверке применения конституционных положений в ст. ст. 56, 246, 278, 355 УПК РФ /РГ.2004. 7 апреля. № 71. С. 14.

8. Постановление Конституционного Суда от29 июня 2004 года о проверке конституционности ст. ст. 7, 15, 107, 234 и 450 УПК РФ /РГ. 2004. 7 июля. № 143. С. 11.

9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 марта 2004 г. «О применении судами норм УПК РФ /ВВС РФ.2004. №5. С. 2-7.

10. Научно-практический комментарий уголовно - процес­суального кодекса. /Под ред. В.М. Лебедева, В.П. Божьсва. М., 2002.

11. Приказ Генерального Прокурора№ 31 от 18 июня 1997г. «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием». , и

Наши рекомендации