Организация работы по надзору за исполнением законов в досудебном производстве
Принятие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации
предопределило внесение корректив в организацию работы по надзору за
исполнением законов в досудебном производстве. Прежде всего, Гене-
ральный прокурор РФ в приказе от 20.02.2002 № 7 «Об организации ис-
полнения Федерального закона «О введении в действие Уголовно-
процессуального кодекса Российской Федерации» и переходе органов
прокуратуры к работе в новых условиях уголовного судопроизводства»
потребовал от заместителей Генерального прокурора РФ, начальников
управлений и отделов (на правах управлений) Генеральной прокуратуры
РФ, прокуроров субъектов Российской Федерации, городов, районов,
приравненных к ним военных и иных прокуроров:
* организоватьизучение и обсуждение положений Уголовно-
процессуального кодекса Российской Федерации прокурорско-
следственными работниками;
•»* наладитьоперативный обмен информацией между прокуратурами и
структурными подразделениями аппаратов, другими правоохрани-
тельными органами по применению норм УПК РФ;
* обеспечитьсистематическое изучение правоприменительной практи-
ки и своевременное внесение в нее необходимых корректив;
* проводитьсовместно с правоохранительными и судебными органами
совещания, учебные мероприятия, научно-практические конференции;
I
*> практиковатьобмен опытом и методическими разработками по
применению УПК РФ;
*3» осуществитьорганизационные меры для незамедлительного приня-
тия прокурорами (их заместителями) решений о даче согласия на воз-
буждение уголовного дела или о возвращении материалов для допол-
нительной проверки по каждому поступившему к ним постановлению
о возбуждении уголовного дела, установить в нерабочее время (вклю-
чая выходные и праздничные дни) дежурство прокуроров и их замес-
тителей;
* обеспечитьсвоевременное рассмотрение постановлений следовате-
лей, дознавателей о возбуждении перед судом ходатайств о производ-
стве процессуальных действий, решение по которым правомочен
принимать только суд.
Генеральный прокурор РФ требует от подчиненных ему прокуроров
всецело подчинить организацию и осуществление надзора решению задач
обеспечения полного, всестороннего и объективного расследования, не-
отвратимости ответственности за преступления, изобличения виновных,
охраны прав и свобод участвующих в деле лиц, укрепления законности и
правопорядка.
Необходимо отметить, что в условиях резкого роста тяжких и особо
тяжких преступлений, особенно корыстно-насильственных, распростра-
ненности организованных форм преступности значительно осложнилась
работа органов дознания, следователей по раскрытию, всестороннему,
полному и объективному расследованию преступлений, выявлению и
изобличению лиц, их совершивших, реализации прав и законных интере-
сов жертв преступлений.
Это требует повышения уровня организации прокурорского надзора за
исполнением законов в досудебном производстве. Прокурору необходи-
мо принимать своевременные меры к организационному обеспечению
квалифицированного расследования и раскрытия преступлений, созда-
нию следственно групп, должному взаимодействию следователей и орга-
нов дознания.
Для выполнения поставленных задач прокурор должен владеть опера-
тивной обстановкой на соответствующей территории, знать результаты до-
судебного производства, располагать сведениями о характере расследуе-
мых уголовных дел, состоянии следствия, дознания на определенный
период (раскрыто либо остается нераскрытым преступление, срок дознания
или следствия, задержано ли лицо, совершившее преступление и т.д.), т.е.
иметь «банк данных». В настоящее время в ряде прокуратур в этих целях
используется автоматизированная система информационного обеспечения
надзора в досудебном производстве. Для того чтобы эта система успешно
функционировала, необходимо своевременное поступление в прокуратуру
копий процессуальных актов следователя, дознавателя.
Для обеспечения задачи по своевременному выезду прокурора на мес-
то происшествия по обязательной категории дел в прокуратуре должна
быть разработана определенная, вытекающая из местных условий систе-
ма получения и реализации информации о таких преступлениях. Эта сис-
тема должна включать и механизм немедленного сообщения о сложных
ситуациях в вышестоящую прокуратуру с тем, чтобы к расследованию
могли подключиться наиболее опытные следователи, прокуроры-
криминалисты и другие работники.
На уровне организации прокурорского надзора сказывается умение
прокурора выделить в предмете надзора наиболее «узкие места» или «го-
рячие точки», т.е. соблюдение общих требований, предъявляемых к над-
зору за исполнением законов в досудебном производстве, должны еще
учитываться обстоятельства, вытекающие из состояния преступности и
исполнении требований закона при производстве предварительного рас-
следования в районе, городе, области, крае, республике.
Постоянно в поле зрения прокурора должны находиться такие важные
вопросы, как: исполнение требований закона при приеме, регистрации и
разрешении сообщений о преступлениях; производстве неотложных
следственных действий; задержаниях, применении иных мер процессу-
ального принуждения; предъявлении обвинения; обеспечении прав уча-
стников уголовного судопроизводства; соблюдение сроков следствия и
содержания под стражей; исполнение требований закона при приостанов-
лении предварительного следствия, прекращении уголовного преследо-
вания и прекращении дела; выполнение обязанностей начальниками
следственных отделов.
На основе анализа статистической и иной информации о состоянии за-
конности прокурор должен знать, когда и в каком направлении по этим и
другим вопросам следует использовать предоставленные ему полномо-
чия, чтобы не допустить возможных нарушений закона или же в случаях
отступлений от требований закона своевременно принять меры к их уст-
ранению.
Важный элемент организации работы по надзору за исполнением зако-
нов в досудебном производстве — планирование. Обычно планы предус-
матривают изучение и обобщение практики исполнения законов по катего-
риям уголовных дел либо по отдельным вопросам (исполнение требований
закона при задержаниях и применении иных мер процессуального принуж-
дения за определенный период времени; исполнение требований закона
при привлечении в качестве обвиняемого; обеспечение права на защиту и
т.д.), проведение проверок на наиболее подверженных нарушениям требо-
ваниям закона участках работы следователей и дознавателей.
К организации работы относится также распределение обязанностей
по надзору за исполнением законов в досудебном производстве, учет и
контроль исполнения и другие вопросы.
Следует отметить, что основной объем работы по надзору за исполне-
нием законов в досудебном производстве приходится на городские, рай-
онные и приравненные к ним прокуратуры, хотя надзор в этой отрасли
осуществляют определенные соответствующими приказами работники
прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним
прокуратур, Генеральной прокуратуры РФ.
При распределении обязанностей между работниками в городской, рай-
онной и приравненным к ним прокуратурам учитывается штатная числен-
ность прокурорских работников, опыт работников по осуществлению над-
зора за исполнением законов в той или иной отрасли, объем работы в
данной отрасли. В прокуратурах с небольшим составом работников надзор
за исполнением законов в досудебном производстве осуществляют чаще
прокурор, его заместитель (при наличии такой должности). При этом обя-
занности между прокурором и заместителем распределяются по-разному. В
частности, прокурор может осуществлять надзор за исполнением законов
при предварительном следствии, осуществляемом следователями прокура-
туры (наряду с решением и некоторых других вопросов в этой отрасли над-
зора), а заместитель — надзор за исполнением требований закона при при-
еме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях; производстве
неотложных следственных действий органами внутренних дел, производ-
стве дознания дознавателями этих органов, производстве предварительного
следствия следователями органов внутренних дел. В более крупных проку-
ратурах надзор могут осуществлять прокурор, несколько его заместителей
и помощников. На работников таких прокуратур дополнительно может
быть возложен и надзор за исполнением требований закона при приеме, ре-
гистрации и разрешении сообщений о преступлениях; производстве неот-
ложных следственных действий федеральными органами налоговой поли-
ции, производстве дознания дознавателями этих органов, производстве
предварительного следствия следователями федеральных органов налого-
вой полиции, а также надзор за исполнением законов в досудебном произ-
водстве, осуществляемом иными органами. С учетом этого и распределя-
ются между работниками обязанности.
В прокуратурах субъектов Российской Федерации имеются управле-
ния, отделы, которые осуществляют надзор за исполнением законов в до-
судебном производстве, осуществляемом МВД (УВД), УФСБ, УФСНП, а
также надзор за исполнением законов при производстве предварительно-
го следствия следователями прокуратуры субъектов Российской Федера-
ции. В зависимости от структуры аппарата прокуратур субъектов РФ над-
I зор осуществляют работники следственных управлений, или управлений
по надзору за расследованием преступлений, либо работники отделов по
надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельнос-
тью, или отделов по надзору за расследованием особо важных дел и опе-
ративно-розыскной деятельностью, или работниками нескольких таких
подразделений, а также работники отделов по надзору за исполнением
законов о федеральной безопасности; по надзору за исполнением законов
о налоговом законодательстве; по надзору за исполнением законов о не-
совершеннолетних и молодежи и т.д.
В Генеральной прокуратуре РФ надзор за исполнением законов в до-
судебном производстве, осуществляют работники нескольких подразде-
лений: управления по надзору за следствием, дознанием и оперативно-
розыскной деятельностью в органах внутренних дел; управления по
надзору за расследованием преступлений органами прокуратуры; уп-
равления по надзору за исполнением законов о федеральной безопасно-
сти; управления по надзору за исполнением налогового и таможенного
законодательства; управления по надзору за исполнением законов о не-
совершеннолетних и молодежи; подразделения Генеральной прокурату-
ры в федеральных округах.