Глава XVIII. Правонарушение и правовая ответственность. Понятие и состав правонарушения
ГЛАВА XVIII
ПРАВОНАРУШЕНИЕ И ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Понятие и состав правонарушения
Механизм действия права рассчитан не только на ровную, бесконфликтную работу, но и на такие ситуации, когда требуется «силовое» вмешательство, эффективнее всего осуществляемое государством. Выше уже были описаны некоторые элементы механизма действия права, нацеленные на разрешение определенных правовых коллизий. В случае если субъекты не могут самостоятельно реализовать принадлежащие им права или исполнить свои обязанности, им на помощь приходит государство, осуществляя правопримени-тельную деятельность. В результате пенсионер получает пенсию, избиратель голосует за того или иного кандидата в депутаты, а призывник направляется в воинскую часть. Но вмешательство государства необходимо и тогда, когда кто-либо не исполняет свои правовые обязанности, нарушает установленные правовые запреты, посягает на права других лиц, т. е. тогда, когда совершаетсяправонарушение.
Как и в других вопросах общей теории права, трактовка понятия правонарушения зависит от принадлежности ученого к той или иной научной школе, от типа его правопонимания. Если интерпретировать право как общесоциальное, а не только государственно установленное явление, то и о понятии правонарушения можно говорить с общесоциальных позиций. В этом случае под правонарушением следует понимать любое виновное нарушение субъектом чьих-либо прав и соответственно неисполнение возложенных на него правовых обязанностей. Специфика таких правонарушений заключается
Глава XVIII. Правонарушение и правовая ответственность
в том, что они не всегда связаны с нормативными, текстуально закрепленными санкциями и подчас не влекут за собой мер организованного физического принуждения, но предполагают прежде всего меры психического воздействия и социальной защиты. В наиболее структурированных разновидностях социального права (например, в церковном праве) круг правонарушений очерчен достаточно строго и отличается от государственно установленных составов правонарушений лишь характером и процедурами применения санкций.' Социальное значение правонарушения будут иметь и деяния, сознательно исключенные государством из области правонарушений. Например, согласно ч. 2 ст. 14 Уголовного кодекса РФ не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного данным Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, т. е. не причинившее вреда и не создавшее угрозы причинения вреда личности, обществу или государству. Например, совершенное с корыстной целью тайное хищение карандаша стоимостью один рубль подпадает под понятие малозначительности, хотя об отсутствии вреда в данном случае можно говорить лишь в условном смысле. Соответственно такое деяние и не будет квалифицировано как кража, т. е. преступление, предусмотренное ст. 158 Уголовного кодекса РФ, но будет представлять собой фактическое социальное правонарушение со всеми вытекающими последствиями.
Свою специфику понятие правонарушения получает тогда, когда речь идет о государственно организованном праве. Здесь более всего будет уместно его формально-юридическое определение. С такой этатистской по своей сути позицииправонарушением, при наличии всех других необходимых формальных условий (о них речь пойдет ниже), будет любоедеяние, нарушающее законодательно установленныйзапрет, предусматривающий в этом случаеопределенную реакцию со стороныправоохранительных органов государства.
С подобным решением проблемы тем не менее не согласны сторонники юснатурализма. Например, И. А. Ильин отмечал, что путь
' Например, снятие священнослужителя с прихода за совершенные им злоупотребления в соответствии с решением церковных судебных инстанций может в случае неподчинения сопровождаться не только психическим, но и физическим принуждением. Однако формы и интенсивность такого неинституционализирован-ного принуждения имеют ситуационный характер.