Методические рекомендации по организации семинарских занятий
Во вступительной части семинарского занятия преподаватель формулирует основные цели и задачи семинара, показывает место и значение обсуждаемой темы, определяет ключевые проблемы и указывает порядок проведения занятия.
Обучаемые должны быть нацелены на рассмотрение поставленных вопросов в тесной теории с практикой.
После вступительного слова преподавателя целесообразно заслушать доклад (сообщение) одного из обучаемых (если семинарское занятие проводится с докладчиком). В тоже время выступление докладчика может быть заслушано и позже, например, в конце семинара, в зависимости от принятого порядка рассмотрения основных поставленных вопросов семинара.
В докладе студент или слушатель должен глубоко рассмотреть заявленную проблему, а не стремиться затронуть все вопросы, стоящие в плане занятия. Если это обзор литературы, правовых источников, то он должен быть обстоятельным и критическим.
Продолжительность доклада целесообразно ограничить 10-15 минутами.
После выступления докладчика ему могут быть заданы вопросы, которые возникли у студентов или слушателей по ходу доклада. Если докладчик не в состоянии ответить на какой-либо из них, то по усмотрению преподавателя этот вопрос может быть поставлен на обсуждение всей группы в ходе обсуждения доклада или в заключительном слове преподавателя.
На семинарском занятии опрос обучаемых строится на сочетании добровольно желающих выступить и выступлений по выбору (вызову) преподавателя. Регулирование выступлений на семинаре усиливает контрольные функции и способствует более тщательной подготовке обучаемых к следующим семинарским занятиям.
Выступления должны быть содержательными, логичными, аргументированными и не превышать 10 минут.
Вмешательство преподавателя в выступление студента или слушателя возможно только в тех случаях, когда необходимо поправить выступающего, если он допустил грубую ошибку или выступление уходит в сторону от обсуждаемого вопроса. Вместе с тем, целесообразно дать возможность самим обучаемым указать выступающему на его ошибки, при этом преподаватель может задавать уточняющие вопросы.
Преподаватель должен поощрять стремление обучаемых к активному обсуждению темы и выяснению дополнительных вопросов по теме семинара.
Рассмотрение каждого вопроса семинара следует завершать обобщающими суждениями преподавателя.
В ходе семинара допускается проведение краткого письменного опроса, выдача персональных заданий студентам и слушателям и других форм индивидуального контроля подготовленности их к занятиям.
В заключение семинарского занятия преподавателю необходимо довести итоги состоявшегося обсуждения вопросов в следующем порядке:
- дать общую характеристику подготовленности группы к семинару, оценить каждого выступающего, подчеркивая положительные и отрицательные стороны их выступлений;
- провести анализ доклада (сообщения) и выступлений обучаемых в ходе его обсуждения, результаты рассмотрения остальных вопросов семинара;
- выдать рекомендации докладчику и всем выступающим.
Кроме того, преподавателю следует обратить внимание:
- насколько правильно умеют реагировать обучаемые на неточные или ошибочные выступления, суждения;
- на характер поставленных обучаемыми вопросов к докладчику и выступающим;
- на научную глубину и общую культуру дискуссии.
Обращая внимание на ошибки, допущенными выступающими в ходе семинара, преподаватель в обязательном порядке должен дать точное, научно обоснованное толкование вопроса.
В заключительном слове, которое не должно превышать 10-15 минут, преподаватель также отвечает на вопросы, которые были заданы ему обучаемыми в конце семинара.