Практика взаимодействия органов государственной власти в Российской Федерации
От конституционной организации системы государственной власти и ее функционирования в решающей степени зависит реализация конституционных прав большинства граждан, закрепление федеративного (административно-территориального) устройства страны, содержание и реализация других конституционных положений, включая порядок изменения Конституции.
«Государственная власть в Российской Федерации, — говорится в ст. 10 Конституции, — осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Вроде бы все ясно. Но стоит прочитать ч. 1 ст. 11 Конституции, как ясность начинает исчезать: «Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации». Если Федеральное Собрание осуществляет законодательную власть, Правительство — исполнительную, суды — судебную, то какую власть должен осуществлять Президент? Вряд ли законодательную (даже при наличии права издания актов вместо законов) и тем более не судебную.
В отечественной юридической литературе неоднократно отмечалось, что Президент не входит ни в одну из этих трех ветвей власти. Однако президенту любого государства нельзя иметь властные полномочия вне какой-либо ветви власти. Фактически Президент является неформальным главой исполнительной власти. Об этом свидетельствует его право председательствовать на заседаниях Правительства (п. «б» ст. 83) — высшего органа исполнительной власти. В случае отставки Президента его полномочия может временно исполнять только Председатель Правительства (ст. 92). Именно с Правительством Президент обеспечивает осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории России (ч. 4 ст. 78).
Почему ст. 80 Конституции закрепляет своим гарантом именно Президента? Исходя из анализа ст. 125, полномочиями, способными ее гарантировать, обладает, помимо Президента, Конституционный Суд , который может контролировать конституционность нормативных актов и самого гаранта Конституции. Как Президент может быть гарантом Конституции, если его акты не обладают высшей юридической силой и он не вправе давать ее официальное общеобязательное толкование?
Статус Президента (главы государства) отчасти объясняет то положение, что он не отнесен Конституцией ни к одной из трех ветвей власти. Однако в ст. 11 и 80 принцип разделения властей существенно деформирован. Из них, как и из других положений Конституции, не ясно, какие направления государственной политики являются основными, а какие не являются. Допустимо ли Президенту действовать вне рамок его конкретных полномочий, установленных другими статьями Конституции? Если допустимо, то зачем наряду со ст. 80 устанавливать положения, фиксирующие точно определенные полномочия Президента?
Примечательно, что предусмотренные Конституцией формы взаимодействия Президента и органов государственной власти отвечают интересам именно Президента. Конституцией, например, не установлены ограничения по срокам и кратности представления Президентом кандидатур (одних и тех же или разных) судей Конституционного Суда для назначения их на должность Советом Федерации. Ничто не препятствует Президенту не только отправлять Правительство в отставку неограниченное число раз, но и представлять Государственной Думе любую кандидатуру для назначения на должность Председателя Правительства. Видимо, именно вследствие подобного распределения полномочий Государственная Дума, несмотря на ее преобладающую в прошлом оппозиционность к проводимой Правительством политике, ни разу не выразила недоверие Правительству. К тому же повторное выражение недоверия Правительству может обернуться роспуском Государственной Думы (ст. 117).
Таким образом, своеобразие системы государственной власти в РФ заключается прежде всего в конституционно закрепленном приоритете власти Президента, исполнительной власти в целом над законодательной (представительной) властью. Ведь по Конституции (ч. 4 ст. 78) только Президент и Правительство обеспечивают осуществление полномочий всей федеральной государственной власти на всей территории РФ. Если органы ис-
полнительной власти РФ и ее субъектов образуют единую систему (ч. 2 ст. 77), то законодательные (представительные) органы и конституционные (уставные) суды РФ и ее субъектов такой системы не образуют. Более того, Конституция не позволяет палатам Федерального Собрания даже собираться на совместные заседания, за исключением случаев заслушивания посланий Президента, Конституционного Суда и выступления руководителей иностранных государств (ст. 100). Вряд ли такая система государственной власти отвечает принципам правового государства.
Распределение властных полномочий между исполнительной (президентской, губернаторской) и законодательной (представительной) властями, подобное федеральному, воспроизведено и на уровне субъектов РФ, поскольку согласно ч. 1 ст. 77 система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими в соответствии с основами конституционного строя РФ.
©Вопросы для самопроверки
1. Как должны сочетаться принципы федеративного и правового государства?
2. Чем отличаются предметы ведения РФ от ее полномочий?
3. Что относится к предметам ведения РФ и предметам совместного ведения РФ и ее субъектов?
4. Каковы противоречия положений Конституции РФ о федеративном устройстве?
5. В каких случаях Президент может распускать Государственную
Думу?
6. Каково назначение Совета Федерации в Парламенте России?
7. Какие органы власти в РФ образуют единую систему?