Сущность, предмет, задачи прокурорский надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина отпочковался от общего надзора и в настоящее время может рассматриваться в качестве самостоятельной отрасли прокурорского надзора, поскольку имеет собственный предмет надзора и характеризуется свойственными ему полномочиями прокурора. В настоящее время ему посвящена гл. 2 разд. 3 (ст. 26—27) Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Выделение данного направления деятельности прокуратуры свидетельствует о признании значительно возросшего в современной конкретно-исторической ситуации правозащитного потенциала прокуратуры, о существенном усилении позиций органов прокуратуры в механизме государственной охраны прав и свобод человека и гражданина. Следует вместе с тем отметить, что соблюдение прав и свобод человека и гражданина входит в предмет не только рассматриваемого направления прокурорского надзора. Оно охватывает также сферу надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, надзора за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу, администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, и осуществляется в ходе реализации функции уголовного преследования. Предметом надзора, определяемого ст. 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», охватывается соблюдение только тех прав и свобод человека и гражданина, которые не относятся к предмету других отраслей прокурорского надзора.
Предмет прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина составляет законность действий и правовых актов федеральных министерств, государственных комитетов, служб, иных федеральных органов исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля, их должностных лиц, а также органов управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций, связанных с соблюдением конституционных норм и положений законов, регламентирующих права и свободы человека и гражданина. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», определяя предмет надзора, исходит из понятия конституционных, т. е. установленных главным законом страны — Конституцией РФ, прав и свобод человека и гражданина, установленных действующими на территории Российской Федерации законами. Это позволяет прокуратуре осуществлять надзор за соблюдением основных прав и свобод человека и гражданина, признаваемых в Российской Федерации, как сказано в ст. 17 Конституции России, согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с ситуацией в стране.
Прокурорский надзор охватывает весь комплекс прав и свобод, установленных Конституцией РФ. В теории конституционного права и международно-правовой практике принято различать три группы прав и свобод человека и гражданина. К первой группе относятся личные права и свободы, вторую группу образуют политические права и свободы граждан, третью группу составляют социально-экономические права и свободы человека и гражданина.
Задачи прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина заключаются в достижении такого положения, когда они реально соблюдаются всеми органами и должностными лицами, а граждане уверены, что их интересы надежно защищены и что они в случае нарушения своих прав и свобод могут рассчитывать на помощь соответствующих государственных органов, в том числе и органов прокуратуры.