Становление современной правовой системы Республики Беларусь. Источники и структура современного белорусского права.
Объектом исследования является правовая система Республики Беларусь как комплексное (правовое и цивилизационно-культурное) образование и совокупность составляющих ее элементов в рамках единой системы общественных отношений, представленная через проявление актуальных аспектов ее функционирования с учетом современного этапа развития белорусского общества.
В процессе исследования за основу был взят комплексный научный подход с доминированием элементов диалектической парадигмы при использовании постнеклассического методологического инструментария для исследования отдельных проблем темы (1.3). Использовались также такие общие методы научного познания, как анализ и синтез, индукция и дедукция, системно-структурный, логический, социологический, исторический, моделирования, аналогии. В работе был применен и ряд частнонаучных методов познания, таких как сравнительно-правовой, юридико-догматический, толкования права (методологическая основа исследования).
В соответствии со структурой работы в процессе исследования предполагалось проанализировать национальную правовую систему сквозь три выделенных познавательных аспекта: во-первых, правовая система рассматривалась с доктринальной точки зрения – как фундаментальная категория юридической науки и целостный цивилизационно-культурный феномен (1). Данный этап исследования представляет теоретико-методологический блок научной работы. Во-вторых, предполагалось исследовать национальную правовую систему в контексте теории «среднего уровня», связав функционирования национальной правовой системы с системой белорусского права и законодательства. Данному аспекту исследования исключительно в контексте национального правового регулирования посвящена вторая часть работы, которая представляет теоретический уровень исследования (2). Наконец, в-третьих, в качестве практического среза функционирования национальной правовой системы была рассмотрена национальная система конституционного правосудия, которая во многом является показателем качества национального правового регулирования. Третий раздел работы посвящен этому аспекту исследования, он представляет практический (прикладной) уровень познания национальной правовой системы.
Следует иметь в виду, что закон в странах романо-германской правовой семьи рассматривается в более широком аспекте, как собирательный термин, охватывающий все акты законодательства, издаваемые на общегосударственном и местном уровнях как представительными, так и исполнительными органами, т.е. речь идет о всех письменных юридических актах.
Нормативными правовыми актами являются решения уполномоченных на то государственных органов, в которых содержатся нормы права.
В странах, относящихся к романо-германской семье права, в том числе и в Республике Беларусь (страны писаного права), нормативные правовые акты являются основным источником права. Юристы, иные лица, применяющие право, обращаются прежде всего к законам и другим писаным юридическим документам, принятия явления писаных актов (нормативных правовых актов) уже существовали многократно повторяемые варианты поведения людей, которые передавались от поколения к поколению
65.Тенденции развития современного белорусского законодательства.
Систематизация является одним из главных путей развития современного белорусского законодательства. Около половины всех проектов законов, которые разрабатываются в нашем государстве, нацелены на систематизацию действующего законодательства. Роль систематизации постоянно повышается в связи с переходом нормотворческого процесса к этапу, на котором первостепенное значение имеет не регулирование новых общественных отношений, а упорядочение и совершенствование уже принятых актов. В 2005 г. в Беларуси принято 82 закона; из них 40 – о внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу действующих актов и лишь 8 – новые законы (остальные 34 – о ратификации международных договоров).
Систематизация законодательства выступает в белорусском государстве объектом программно-политического и правового воздействия. Концепция совершенствования законодательства Республики Беларусь как главный программный документ государственной политики в области права содержит специальный раздел о систематизации законодательства и отводит ей роль одного их ведущих элементов работы по совершенствованию нормативно-правовых актов. Основы правового регулирования по рассматриваемому вопросу отражены в Законе "О нормативных правовых актах Республики Беларусь". Закон закрепляет определения систематизации законодательства в целом и некоторых ее видов, недостатков в системе законодательства (коллизия, пробел в законодательстве), устанавливает обязанность нормотворческих органов принимать меры по устранению данных недостатков. Утверждению официальной структуры законодательства, а также регламентации некоторых конкретных мероприятий по систематизации посвящен ряд актов Президента. К сожалению, действующее законодательство пока не закрепляет целостного механизма для организации постоянной работы в области систематизации правовых актов.
В соответствии с упомянутыми выше политико-правовыми документами систематизация белорусского законодательства проводится по следующим основным направлениям:
- устранение противоречий между действующими актами. На практике это самая распространенная форма систематизации. Наиболее важное значение при этом играет согласование норм законов и актов Президента;
- кодификация. В отличие от этапа отраслевой кодификации, проходившей во второй половине 90-х гг. XX века, в настоящее время большинство разрабатываемых кодексов имеют комплексный либо институциональный характер;
- формирование Свода законов. Несмотря на масштабность и важность этой работы, она не охватывает полностью систематизацию белорусского законодательства. Включению в Свод подлежат только законодательные акты, поэтому его формирование предполагает упорядочение в основном актов верхнего иерархического уровня. Кроме того, издание Свода, которое должно осуществляться с 1 января 2008 г., не означает завершения всего комплекса работ по систематизации законодательных актов;
- систематизация актов Президента. Нормы временных декретов, а также некоторых указов Президента реализуются в законах и впоследствии признаются утратившими силу. Например, 26 июля 2004 года издан Указ Президента "О признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь". Данным Указом признаны утратившими силу 15 декретов и 34 указа Главы государства. Периодически проводится инкорпорация актов путем издания Сборника действующих нормативных правовых актов Президента;
- замена применяемых в нашем государстве нормативно-правовых актов СССР и БССР новыми актами Республики Беларусь. В настоящее время несколько тысяч советских актов применяются на территории белорусского государства;
- систематизация подзаконных нормативно-правовых актов органов республиканского и местного уровней путем устранения множественности данных актов, несогласованностей между ними и признания утратившими силу устаревших актов.