Глава 3. Личные неимущественные отношения
В соответствии со ст. 2 ГК РФ в предмет гражданского права включены личные неимущественные отношения, связанные с имущественными, а также личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными. Первые связаны, зависимы от имущественных отношений, могут выступать в качестве предпосылки возникновения имущественных прав. Такая связь наблюдается, например, в авторском и изобретательском праве. Право авторства лица на произведение литературы влечет за собой имущественное право на получение авторского гонорара. Вторые связаны с неотчуждаемыми правами и свободами человека и другими нематериальными благами (право на честь, деловую репутацию и другие). Таким образом, отсутствует непосредственная связь с имущественными отношениями, и эти неимущественные права не состоят в одном регулятивном сложном правоотношении с имущественными.
Стоит заметить, что личное неимущественное право в случае его нарушения может служить основанием или предпосылкой для возникновения имущественных прав. Так, юридическое лицо в связи с нарушением права на деловую репутацию вправе требовать возмещения имущественного вреда (убытков) (п. 11 ст. 152 ГК РФ).
По мнению К. Б. Ярошенко, не связанные с имущественными личные отношения при определенных условиях порождают имущественные отношения, и поэтому различия между двумя видами неимущественных отношений носят условный характер. Тогда как связанные с имущественными отношения могут породить имущественные и в нормальной стадии его развития[18]. Стоит обратить внимание на то, что деловая репутация также может быть вкладом в простое товарищество, т. е. использоваться как благо, обладающее определенной условной имущественной ценностью, а право на собственное изображение может использоваться для извлечения материальной выгоды, например, при использовании в рекламных целях[19].
В. А. Тарховым была высказана радикальная точка зрения о том, что отношения по поводу благ, неотделимых от личности, образуют самостоятельный предмет регулирования. Эти отношения оригинальны, автономны, обособлены от других отношений, для защиты этих отношений могут быть использованы не только гражданско-правовые способы. Но удельный вес этих отношений недостаточно велик для выделения их в самостоятельную отрасль права [20].
Сторонники негативной концепции считали, что личные отношения, не связанные с имущественными, либо регулируются другими отраслями права, либо по своей природе допускают лишь юридическую охрану. Иными словами, личные отношения, лишенные имущественного элемента, не регулируются, а лишь охраняются гражданско-правовыми способами и потому не входят в состав предмета гражданского права[21]. За личными неимущественными правами не признается качество субъективных гражданских прав или такому качеству приписывается негативное (отрицательное) содержание. Возникновение неимущественных прав связывалось с фактом их нарушения. И, таким образом, гражданское право не регулирует связанные с ними отношения, а лишь обеспечивает их защиту. Такой подход способен привести к принижению значения личных неимущественных прав в современный период. Но он в определенной степени соответствовал состоянию гражданского законодательства прошлого периода.
Согласно позитивной концепции гражданское право не только охраняет, но и регулирует личные неимущественные отношения. Включение в предмет гражданского права личных неимущественных отношений, не связанных с имущественными, объясняется возможностью применения к ним метода гражданско-правового регулирования и расширением гражданско-правовой базы для защиты личных неимущественных благ[22].
Гражданский кодекс РСФСР 1964 г. в ст. 1 определял, что гражданское законодательство регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, а в случаях, предусмотренных законом – и иные личные неимущественные отношения[23]. Таким образом, регулированию подлежали личные неимущественные отношения, которые связаны с имущественными, и при наличии специального закона – личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными. Гражданский кодекс РСФСР 1964 г. содержал две нормы, регулирующие собственно отношения, не связанные с имущественными – о защите чести и достоинства (ст. 7) и об охране интересов гражданина, изображенного в произведении изобразительного искусства (ст. 514).
В абз. 1 п. 1 ст. 1 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик закреплялось, что гражданским законодательством регулируются товарно-денежные и иные основанные на равенстве участников общественные отношения, а также связанные с имущественными личные неимущественные отношения. В то же время в п. 2 данной статьи указывалось что, личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными, регулируются гражданским законодательством, поскольку иное не предусмотрено законодательными актами Союза ССР и республик либо не вытекает из существа личного неимущественного отношения[24].
В первоначальной редакции Гражданский кодекс РФ определял, что гражданское законодательств регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников (ст. 2). Данное положение дает основание понять, что к предмету гражданского права относились только связанные с имущественными неимущественные отношения.
Однако Федеральным законом "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" были внесены изменения в Гражданский кодекс, в частности в ст. 2, в которой закреплялось, что гражданское законодательство регулирует имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников[25]. Из предыдущего текста исключалось словосочетание «связанные с ними» и, таким образом, законодатель отказался от того, что гражданское право регулирует только личные неимущественные отношения, связанные с имущественными. Анализируемую норму ГК РФ необходимо рассматривать в неразрывном единстве с п.2 ст.2 ГК РФ, которая по поводу неимущественных отношений, не связанных с имущественными, устанавливает, что неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.
Ряд статей ГК РФ подтверждают, что гражданское законодательство именно регулирует, а не только защищает личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными. Так, в ст. 128 ГК РФ отмечается, что нематериальные блага являются объектами гражданских прав. В ст. 150 ГК РФ указывается, что личные неимущественные права могут принадлежать гражданину от рождения. Эти положения доказывают существование личных неимущественных прав до их нарушения. Статья 19 ГК РФ указывает на то, что гражданин вправе переменить свое имя в порядке, установленном законо, может использовать псевдоним (вымышленное имя), т. е. сформулированы таким образом, что фиксируют позитивные правомочия правообладателя. Право на физическую неприкосновенность после смерти гражданина установлено в Федеральный законе "О погребении и похоронном деле" и состоит из правомочий – выразить решение о согласии или несогласии на изъятие органов и тканей, быть подвергнутым патологоанатомическому вскрытию, быть погребенным на том или ином месте, по тем или иным обычаям или традициям, рядом с теми или иными ранее умершими, быть подвергнутым кремации (ст. 5)[26]. В других нормативных актах есть и иные примеры, подтверждающие позитивное содержание личных неимущественных прав.