Эволюция правовой концепции Конституционного Суда в России

Содержание

Введение.. 3

ГЛава 1. конституционный суд россии как высший конституционный орган.. 5

1.1. Эволюция правовой концепции Конституционного Суда в России. 5

1.2. Понятие, правовое регулирование и статус Конституционного Суда 8

1.3. Принципы деятельности и значение Конституционного Суда в России 10

ГЛАВА 2. Деятельность конституционного суда россии и особый правовой статус его актов.. 12

2.1. Влияние Конституционного Суда на правотворческий процесс. Решения, правовые позиции и конституционно-судебные рекомендации Конституционного Суда 12

2.2. Роль актов Конституционного Суда в отдельных отраслях права. 19

ГЛАВА 3. коституционное правосудие как фактор модернизации российской государственности.. 23

Заключение.. 28

Список ИСПОЛЬЗОВАННОЙ литературы... 30

Введение

Создание в 1991 году Конституционного Суда России - специального института судебного конституционного контроля - явилось одним из конкретных подтверждений приверженности новой России европейским правовым ценностям. При этом данный институт рождался непросто. В ожесточенных парламентских, научных и общественных дискуссиях о статусе органа конституционного контроля, его законодательном оформлении диапазон взглядов распространялся от придания этому институту статуса вспомогательного консультативного органа при парламенте до возложения конституционно-контрольной функции на суды общей юрисдикции, внедрения американской модели судебного конституционного контроля. В итоге, учитывая близость развивающейся правовой системы России к континентальной (романо-германской) правовой семье, была избрана европейская модель конституционной юрисдикции, конституционного судопроизводства.

Практика Конституционного Суда демонстрирует тенденцию к возрастанию роли судебной власти в упрочении взаимодействия между национальной и международной правовыми системами, в обеспечении все более активного вхождения России в международное правовое пространство, в том числе в правовое поле Европы, что свидетельствует об актуальности рассматриваемого вопроса и его особом научно-правовом значении.

Объект исследования в настоящей работе – правовое поле деятельности Конституционного Суда России.

Отдельные предметы изучения - правовой статус и практическая деятельность Конституционного Суда России.

Цель работы – исследование правового регулирования и деятельности Конституционного Суда России как высшего конституционного органа.

Задачи заключены в следующем:

- изучить эволюцию правовой концепции Конституционного Суда в России;

- раскрыть понятие, правовое регулирование и статус Конституционного Суда;

- проанализировать государственную функцию, принципы деятельности и значение Конституционного Суда в России;

- рассмотреть влияние Конституционного Суда на правотворческий процесс, его решения, правовые позиции и конституционно-судебные рекомендации.

При работе над рассматриваемой темой изучен широкий нормативный материал, специальная литература таких авторов как: Агешкина Н.А., Богданова Н.А., Верещагин А.Н., Кононов А.Л., Кряжкова О.Н., Лазарев Л.В., Пряхина Т.М., Тихомиров Ю.А, в том числе судей Конституционного Суда Российской Федерации: Н.С. Бондаря, В.Д. Зорькина.

ГЛава 1. конституционный суд россии как высший конституционный орган

Эволюция правовой концепции Конституционного Суда в России

Конституционный Суд в нашей стране в его нынешнем виде появился в 1994 г. Заметим, что сама Конституция РФ[1] была принята 12 декабря 1993 г., ФКЗ "О Конституционном Суде в РФ"[2] был принят 21 июля 1994 г., т.е. практически спустя полгода после Конституции РФ, а ФКЗ "О судебной системе в РФ"[3], к примеру, был принят в 1996 г. 31 декабря (спустя 3 года) после Конституции РФ. Так почему же потребовалось столь скорое принятие именно в форме ФКЗ закона, определяющего правовое положение Конституционного Суда?

Во-первых, сама Конституция РФ предусматривает, что деятельность Конституционного Суда должна регулироваться именно Федеральным конституционным законом, а не просто федеральным законом. Напомним, что для принятия или внесения изменения в любой ФКЗ необходимо получить его одобрение не менее, чем 2/3 от голосов Федерального собрания РФ, в которое входят Государственная Дума РФ и Совет Федерации (нижняя и верхняя палаты парламента). Таким образом, принятие именно в форме ФКЗ акта, регулирующего деятельность (правовой статус Конституционного Суда РФ), объясняется тем, что такую форму законодательного акта очень трудно изменить, что придает законодательную стабильность основных положений деятельности Конституционного Суда РФ.

Во-вторых, причина такого скорейшего принятия ФКЗ "О Конституционном Суде в РФ" заключается в той политической ситуации, которая существовала в стране на тот период времени.

Россия, проводя демократические преобразования, стала первой на территории СССР страной, учредившей в декабре 1990 г. специализированный орган судебного конституционного контроля, внеся изменения в ст. 119 Конституции РСФСР. 12 июля 1991 г. был принят Закон РСФСР "О Конституционном Суде РСФСР", в октябре 1991 г. избран его первый состав.

В период с 1992 г. до 1993 г. деятельность Конституционного Суда РФ внесла значительный вклад в становление конституционного правосудия в нашей стране, хотя реакция общественности была неоднозначна. Учитывая ситуацию острого противостояния между органами законодательной и исполнительной власти, Конституционный Суд РФ оказался вовлеченным в водоворот политических страстей. Все эти факторы привели к приостановлению деятельности Конституционного Суда РФ осенью 1993 г.

В процессе подготовки проекта новой Конституции обсуждались иные организационно-правовые формы осуществления конституционного правосудия, например возможность создания конституционной коллегии в составе Верховного Суда РФ, возложение конституционно-контрольной функции на Верховный Суд РФ в целом (такая модель действует в США); возможность образования Высшего судебного присутствия как своеобразной надстройки над Конституционным, Верховным и Высшим Арбитражным судами. Последний пример является абсолютным нововведением в мировой практике. Некоторые из внесенных предложений, которые бы вели к понижению значения Конституционного Суда РФ и передаче его функций каким-другим структурам, объяснялись реакцией общественности на политические обстоятельства, предшествующие этому периоду.

Конституция России 1993 г. сохранила Конституционный Суд как самостоятельный институт судебной власти, хотя и внесла изменения в его компетенцию. Однако на момент вынесения Конституции РФ на всенародное голосование между авторами - составителями проекта не было единого мнения по поводу точной характеристики Конституционного Суда. Этот пробел в Конституции восполнил ФКЗ "О Конституционном Суде РФ", который на основе ст. 128 Конституции РФ установил полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда[4].

Статья 165 Конституции, которая действовала ранее, давала Конституционному Суду чрезвычайно широкую характеристику. Она характеризовала его как высший орган судебной власти по защите конституционного строя. Статья 1 ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" дает более четкое определение Конституционного Суда РФ - это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. В этом определении отражены основные черты Конституционного Суда РФ: правовой статус - судебный орган, функция - осуществление конституционного контроля, главные принципы деятельности - самостоятельное и независимое осуществление судебной власти, процессуальная форма деятельности - конституционное судопроизводство.

Таким образом, Конституция РФ дала Конституционному Суду РФ особые полномочия, которые значительно отличают его от других судебных органов власти.

Наши рекомендации