Регистрационная деятельность

Под наименованием регистрационной деятельности фактически государством реализуется некоторое количество относительно самостоятельных видов деятельности. У них разное правовое значение и разные правовые последствия. Регистрация прав на недвижимость и сделок с ним - и регистрация граждан по месту жительства.

Фиксация государства фактически имеющегося обстоятельства. Регистрация как учет с точки зрения получения информации. Как получение какого-либо юридически значимого факта. Регистрационная деятельность осуществляется по заявлению заинтересованных лиц. Государство в подавляющем большинстве случаев возлагает на невластный субъект обязанность осуществить необходимые действия, но само, по собственной инициативе действия регистрационного характера, как правило, не совершает.

Одна из основных целей регистрационной деятельности является получение государством информации в режиме обратной связи. Поскольку такая информация для государства важна, оно возлагает обязанность по ее предоставлению.

Есть и другая цель. Государство придает особое правовое значение факту внесения соответствующей информации в гос реестр, регистр или кадастр. Например, в случае с недвижимым имуществом с гос регистрацией связывается право собственности, поскольку государство считает, что в состоянии защитить право собственности на определенный объект только и исключительно, если будет иметь о нем исключительную информацию.

В промежуточном случае гос регистрация необходима как формальное основание для использования того или иного имущества (транспортные средства, самоходные машины и т.д.). Таким образом, государство помимо получения информации, косвенно решает задачу проверки фактической исправности и годности имущества и готовности к его эксплуатации.

В процессе регистрационной деятельности государство осуществляет контрольную функцию. В случае с регистрацией прав это функция формального контроля ( наличие документов о переходе права собственности), в случае с машинами - контроля за техническим состоянием соответствующих объектов.

При этом надо иметь в виду, что основанием для перехода права собственности, права эксплуатировать тот или иной механизм является соответствующий факт. Государство лишь удостоверяет этот факт, подтверждает наличие соответствующего права. Но государство не является источником этого права.

В целях поддержания стабильности гражданского оборота, соответствующая информация, по общему правилу, открыта. Ее может получить любое заинтересованное лицо – либо немедленно, либо по прошествии времени.

Если вы хотите у кого-то хотите купить некое имущество, то вы можете выяснить, а вообще принадлежит ли кому-то это имущество или нет. В реестре указывается и обременение. В данном случае государство таким образом обеспечивает значительный уровень информационной открытости.

Регистрационная деятельность, по общему правилу, платная. За ее осуществление взимается соответствующая государственная пошлина, представляющая собой обязательный неналоговый платеж.

Объекты регистрации

- юридические лица и индивидуальные предприниматели

Речь идет именно о регистрации. Государство фиксирует волеизъявление граждан или юридических лиц о том, что они желают участвовать в гражданском обороте в той или иной форме. С государственной регистрацией связывается возникновение статуса отдельного участника гражданского оборота.

- граждане по месту жительства - в заявительном порядке, основной правовой смысл это сообщение государству о его месте проживания. Чтобы предоставить государству информацию, если это потребуется ему лично или самому государству.

Необходимо для осуществления каких-либо действий в отношении гражданина. Эта информация значима для реализации государственной политики.

- объекты недвижимого имущества и сделки с ними

- транспортные средства – в соответствии с законом о безопасности ДД, воздушным кодексом, решаются также две задачи: информационная и эксплуатационная

- объекты интеллектуальной собственности - какие-то объекты учитываются при системе патентования и прочих, какие-то отдельно подлежат регистрации.

- особо опасные объекты - могут представлять опасность для прав и законных интересов граждан и организаций (прежде всего, в физическом смысле).

- нормативно-правовые акты - в минюсте, см.КП.

- отдельные виды организаций - для которых существует специальный порядок регистрации (СМИ, полит.партии).

Существуют и иные объекты, подлежащие регистрации.

Регистрационное производство, как правило, осуществляется по заявлению заинтересованного лица – гражданина или организации. Как правило, в регистрационном производстве участвуют заявитель и регистрирующий орган.

Заявление. Уже на стадии подачи, заявитель предоставляет или должен предоставить документы, информацию и материалы по установленному перечню. Регистрирующий орган имеет возможность непосредственно после получения документов начать рассмотрение их по существу.

Анализ документов и материалов. На предмет наличия комплектности, а также с точки зрения их действительности и содержания. Могут осуществляться запросы в иные органы.

Если речь идет о проверке фактического состояния объектов и допуске их к эксплуатации, то может существовать и стадия, связанная с осмотром, исследованием, экспертизой, в случае необходимости. Исследованием как органолептическим, так и инструментальным, а также проведением экспертиз. Условно говоря: глазами посмотрел, прибором померил – в первом случае, органолептический, во втором – инструментальный. Экспертиза может сочетаться также с анализом документов, подтверждающих техническое состояние.

Принятие решение. Это регистрация и выдача соответствующего документа, либо отказ в регистрации с формальным объяснением причин такого отказа.

Наши рекомендации