Процессуальный порядок рассмотрения сообщения о преступлении
На основании ст. 144 УПК РФ дознаватель, орган дознания, следователь обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах установленной компетенции принять по нему решение. Порядок приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях регламентирован приказом МВД России № 985 от 1 декабря 2005 года.
Обязанность принимать сообщение о преступлении. Обязанность дознавателя, органа дознания, следователя принимать сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении вытекает из требований ст. 21 УПК об обязанности осуществления уголовного преследования, в соответствии с ч. 2 которой в каждом случае обнаружения признаков преступления следователь, орган дознания и дознаватель принимают предусмотренные УПК меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления.
Под сообщениями о преступлении в соответствии с п. 43 ст. 5 имеются в виду все предусмотренные в УПК в качестве поводов для возбуждения уголовного дела источники информации: заявление о преступлении, явка с повинной, рапорт об обнаружении преступления.
Обязанность дознавателя, органа дознания, следователя принимать сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении распространяется на все виды преступлений, независимо от их характера и тяжести, а также отнесения их к уголовным делам публичного, частно-публичного или частного обвинения. Дознаватель, орган дознания, следователь не вправе отказать в приеме сообщения о преступлении, даже если речь идет о преступлении, не относящемся к их подследственности. В подобных случаях они обязаны поступить в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 145 - принять поступившее сообщение в установленном порядке и передать его по подследственности. Этот порядок распространяется и на сообщения по делам частного обвинения: орган дознания, дознаватель, следователь, обязаны их принять и рассмотреть и по результатам рассмотрения передать в суд.
Обжалование отказа в приеме сообщения о преступлении. Закон не предусматривает вариантов в вопросе о приеме сообщения о преступлении и не допускает споров об этом. Отказ принять сообщение о преступлении - это нелегитимный вариант поведения, означающий уклонение от выполнения возложенных законом обязанностей. В такой ситуации должен ставиться вопрос о соответствии должностного лица занимаемой должности. В качестве дополнительной гарантии права граждан на судебную защиту предусмотрена возможность обжалования отказа в приеме сообщения о преступлении прокурору, руководителю следственного органа или в суд. Порядок рассмотрения такой жалобы установлен в ст. 124 и 125 УПК.
С целью обеспечения реального доступа граждан к правосудию существует система приема сообщении о преступлениях. В частности, в органах внутренних дел информация о преступлениях вне зависимости от места и времени их совершения, а также полноты сообщаемых сведений и формы предоставления, принимается в любом органе внутренних дел круглосуточно.
Заявления о преступлениях, поступившие в канцелярию (секретариат) органа внутренних дел по почте, телеграфу, нарочным и т.д., регистрируются по общим правилам регистрации входящей корреспонденции, докладываются начальнику органа внутренних дел или лицу, его заметающему, который в зависимости от содержащейся информации даёт письменное указание о регистрации заявления в дежурной части и принимает решение о порядке его проверки. Передача такой информации для проверки и исполнения без регистрации в дежурной части категорически запрещается.
Запрещается учитывать в делопроизводстве канцелярии письменные заявления или сообщения о преступлениях, которые представлены в орган внутренних дел непосредственно заявителем (гражданином или должностным лицом).
При обращении граждан в дежурную часть, приемную органа внутренних дел, к участковому уполномоченному милиции, следователю, дознавателю или другому сотруднику милиции с устным заявлением о преступлении оформляется протокол заявления в соответствии с требованиями УПК РФ.
Участковый уполномоченный милиции при обнаружении на обслуживаемом участке признаков преступления принимает меры, предусмотренные законодательством и ведомственными нормативными документами, после чего (по телефону или с помощью другого вида связи) докладывает о случившемся дежурному по органу внутренних дел.
Дежурный строевого подразделения дорожно-патрульной службы любой другой работник ДПС и строевых подразделений дорожно-патрульной службы ГИБДД, немедленно сообщает о дорожно-транспортных происшествиях дежурному по органу внутренних дел и информирует его о принятом решении.
Вне служебных помещений органов внутренних дел прием информации о преступлениях наряду с участковыми уполномоченными милиции обязаны осуществлять все лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, находящиеся при исполнении служебных обязанностей. Они не вправе отказываться от ее приема под предлогом, что обслуживают другую территорию или сообщаемые сведения недостаточны для решения вопроса о наличии признаков преступления или по каким-либо другим причинам. При получении такой информации им следует передать ее в дежурные части по принадлежности и действовать в дальнейшем по указанию дежурного.
Дежурные подразделений вневедомственной охраны, пожарных частей, дорожно-патрульной службы ГИБДД передают в дежурные части соответствующих горрайлинорганов сведения:
1) по линии охраны - о случаях срабатывания приборов охранной сигнализации при проникновении на охраняемы объект посторонних лиц;
2) по линии государственной противопожарной службы - о пожарах и загораниях, повлекших или могущих повлечь гибель граждан либо причинение вреда их здоровью, а также существенный ущерб собственности;
3) по линии ГИБДД - о дорожно-транспортных происшествиях, повлекших гибель граждан, причинение им тяжкого вреда здоровью; угоне автомототранспортных средств.
В соответствии с ч. 4 ст. 144 УПК заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия. При получении заявления о преступлении непосредственно от заявителя и оформлении протокола устного обращения дежурный по органу внутренних дел, подразделению ГИБДД или другой работник органов внутренних дел, в чьи должностные обязанности входит прием заявлений и сообщений, обязан немедленно выдать заявителю талон-уведомление. По талонам-уведомлениям осуществляется контроль за полнотой регистрации заявлений и сообщений о преступлениях, принятых от заявителя при его личном обращении в дежурную часть органа внутренних дел, к участковому уполномоченному милиции, дежурному подразделения ГИБДД или к другому сотруднику, в чьи должностные обязанности входит прием информации о преступлениях и происшествиях.
Документ о принятии сообщения о преступлении состоит из двух частей - отрывного листка и корешка, имеющих одинаковый регистрационный номер. Отрывной листок, содержащий сведения о дате и времени приема заявления, получившем его должностном лице и заявителе, вручается заявителю. Корешок талона, в котором фиксируются сведения о заявителе, краткое содержание и дата приема заявления, а также номер и дата регистрации его в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, остается у работника. Заявитель расписывается на корешке талона-уведомления и проставляет время и дату.
Указанные документы являются документами строгой отчетности. Они брошюруются в книжки, которые хранятся в канцелярии органов внутренних дел и выдаются работникам, в чьи должностные обязанности входит прием информации о преступлениях и иных происшествиях. Использованные книжки талонов-уведомлений сдаются в канцелярию органа внутренних дел.
Корешки талонов-уведомлений используются при сверках полноты регистрации информации о преступлениях и иных происшествиях, проверках работы должностных лиц, в чьи обязанности входит прием этой информации, при рассмотрении жалоб на них.
Регистрация сообщения о преступлении производится в дежурных частях органов внутренних дел незамедлительно. Согласно действующему порядку, регламентированному ведомственными нормативными актами, информация, поступившая из любых источников, кроме анонимных заявлений, подлежит регистрации в книге учета сообщений о преступлениях (КУСП).
При регистрации в дежурной части органов внутренних дел сообщений, полученных сотрудниками вне служебных помещений органов внутренних дел, в КУСП обязательно указываются дата и время получения сообщения сотрудником.
Если происшествие не относится к компетенции органов внутренних дел или происшествие произошло на территории обслуживания другого органа внутренних дел, то все имеющиеся материалы после регистрации КУСП в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации передаются по подследственности, в суд (по делам частного обвинения). Одновременно принимаются необходимые меры по предотвращению или пресечению правонарушения, а равно по сохранению его следов.
Заявитель письменно информируется о передаче его сообщения по подследственности или в суд в течении суток с момента принятия решения.
При регистрации информации о преступлениях, поступившей в письменном виде, на документе проставляется штамп регистрации органа внутренних дел, включающий: дату регистрации, порядковый номер регистрационной записи и фамилию дежурного, принявшего информацию. Записи подписывает дежурный по органу внутренних дел.
В УПК предусмотрена проверка поступившего сообщения о преступлении (ч. 1 и 2 ст. 144). Под проверкой сообщения о преступлении понимается его сопоставление с другими данными, имеющимися в распоряжении органов уголовного преследования, установление его источника, получение иных данных, подтверждающих или опровергающих проверяемое сообщение.
Часть первая статьи 144 УПК РФ закрепляет обязанность проверки. При проверке сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь вправе требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к их участию специалистов. В указанных случаях, прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить срок проверки до 30 суток (ч. 3 ст. 144 УПК РФ). Главный редактор средств массовой информации обязан предоставить необходимую информацию, подтверждающую сообщение о преступлении.
В целях проверки поступивших сообщений о преступлении и решения вопроса о наличии либо отсутствии оснований для возбуждения уголовного дела орган дознания, следователь могут использовать имеющиеся в их распоряжении средства административной, оперативной проверки, применение которых не обусловлено наличием производства по уголовному делу.
Так, в соответствии со ст. 11 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. «О милиции» милиция вправе: проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения; а при наличии достаточных данных о том, что они имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества, производить в порядке, установленном федеральным законом, личный досмотр лиц, досмотр их вещей, ручной клади и багажа, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии данных о наличии законных оснований для их ношения и хранения; получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них; осуществлять предусмотренные законодательством учеты физических и юридических лиц, предметов и фактов и использовать данные этих учетов; использовать для документирования своей деятельности информационные системы, видео и аудиотехнику, кино- и фотоаппаратуру, а также другие технические и специальные средства, не причиняющие вреда жизни, здоровью человека и окружающей среде; входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые предприятиями, учреждениями, организациями, и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках; проводить в установленном законом порядке освидетельствование лиц, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения, для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств либо направлять или доставлять данных лиц в медицинское учреждение, если результат освидетельствования необходим для подтверждения или опровержения факта правонарушения или объективного рассмотрения дела о правонарушении и т.д.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» в число средств оперативной проверки входят: опрос; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент.
Изучение практики показывает, что, как правило, границы предварительной проверки необоснованно расширяются. Кроме объективных признаков преступления на данном этапе пытаются установить лицо, совершившее деяние, форму вины, точный размер ущерба и другие обстоятельства. Объясняется это рядом причин. Одной из них, на наш взгляд, является стремление следователей убедиться, что в случае возбуждения уголовного дела оно будет иметь “судебную перспективу”, а оперуполномоченных – будет ли данное преступление раскрыто, т.е. в этом случае объем предварительной проверки определяется под влиянием ведемственных показателей работы. И поэтому в отдельных случаях предварительная проверка затягиваеься и выглядит как суррогат предварительного расследования.
После завершения проверки дознаватель, орган дознания, следователь, принимают по собранным материалам решение.
Сроки принятия решения по сообщению о преступлении. Решение по сообщению о преступлении должно быть принято не позднее трех суток со дня поступления сообщения. По ходатайству следователя, дознавателя соответственно руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе продлить указанный срок до десяти суток. При необходимости проведения документальных проверок или ревизий руководитель следственного органа вправе по ходатайству следователя или дознавателя продлить этот срок до 30 суток (ч.3 ст. 144 УПК РФ).
В случае передачи сообщения о преступлении по подследственности срок его рассмотрения в этом случае должен исчисляться со времени поступления в компетентный орган внутренних дел.
Сроки исчисляются по правилам, установленным в ст. 128 УПК. Днем поступления сообщения считается день его фактического принятия дознавателем, следователем, а не день регистрации или, тем более, день передачи исполнителю. Если регистрация информации о преступлениях по каким-либо причинам была задержана (например, участковый уполномоченный милиции из-за неисправности связи не смог своевременно передать поступившую к нему информацию дежурному по органу внутренних дел), то в книге регистрации заявлений и сообщений о преступлении наряду со временем поступления информации в дежурную часть указываются: дата, часы и минуты её первичного поступления к работнику органа внутренних дел. В этих случаях сроки разрешения исчисляются со времени первичного поступления информации к работнику органа внутренних дел.
Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении. В соответствии со ст. 145 УПК по результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь принимает одно из следующих решений:
1) о возбуждении уголовного дела;
2) об отказе в возбуждении уголовного дела;
3) о передаче сообщения по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения - в суд.
В УПК содержится исчерпывающий перечень решений, которые могут быть приняты по результатам рассмотрения сообщения о преступлении. В практической деятельности имеют место факты списывания полученного сообщения о преступлении «в дело», приобщения к материалам дел оперативного учета, дел об административных правонарушениях без принятия конкретного решения в соответствии с законом.
Решение о возбуждении уголовного дела предоставляет должностному лицу органа расследования, принявшему дело к своему производству, предпринимать в пределах своей компетенции любые следственные и иные процессуальные действия, применять меры пресечения и иные меры процессуального принуждения.
Решение об отказе в возбуждении уголовного дела является одним из вариантов завершения указанной стадии уголовного судопроизводства. Оно исключает последующую уголовно-процессуальную деятельность по данному факту. В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 27 наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого неотмененного постановления органа дознания, следователя об отказе в возбуждении уголовного дела является одним из оснований прекращения уголовного преследования.
Передача сообщения по подследственности является промежуточным решением. По закону орган расследования, получивший такое сообщение, обязан принять по нему конкретное решение - о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом. С целью исключения случаев укрытия преступлений от учета путем направления их по подследственности в органах внутренних дел введён порядок, согласно которому сообщения о преступлениях, направленные по подследственности, подлежат повторной регистрации в органе внутренних дел, получившем их, со снятием с учета в органе, их направившем.
В случае принятия решения о передаче сообщения по подследственности орган дознания, дознаватель, следователь принимает меры по сохранению следов преступления. Среди мер по сохранению следов преступления могут быть как меры, обеспечивающие физическое сохранение следов (ограждение, кинофотосъемка, видеозапись и т.п.), так и процессуальные меры сохранения следов преступления. К числу последних относятся и допустимые в стадии возбуждения уголовного дела процессуальные средства сохранения следов преступления: протоколирование сообщений о преступлениях (ст. 141-143 УПК); осмотр места происшествия (ч. 2 ст. 176 УПК) направление требований, поручений, запросов (ст. 21 УПК), истребование документов и материалов (ч. 2 ст. 144), принятие предметов и документов, представленных потерпевшим, его адвокатом и другими лицами (ст. 86 УПК). В целях сохранения следов преступления органы дознания вправе использовать имеющиеся в их распоряжении средства административной и оперативно-розыскной проверки.
Заявителю должно быть сообщено о принятом решении независимо от его характера. Если уголовное дело возбуждено и заявителю предстоит участвовать в его производстве в качестве потерпевшего, свидетеля, законного представителя, достаточно устного сообщения о принятом решении. Если заявление передано по подследственности либо в возбуждении уголовного дела отказано, о принятом решении должно быть сделано письменное сообщение. В случае отказа в возбуждении уголовного дела к письму в соответствии с ч. 4 ст. 148 УПК должна быть приложена копия вынесенного постановления. В письменном сообщении о принятом решении должно содержаться разъяснение права обжаловать это решение и порядок обжалования.
Решение может быть обжаловано в соответствии со ст. 124 и 125 УПК прокурору, руководителю следственного органа и в суд.
Прокурор рассматривает жалобу на решение органа дознания, дознавателя, следователя в течение 3 суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель. По результатам рассмотрения жалобы прокурор выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в её удовлетворении. Заявитель должен быть незамедлительно уведомлён о решении, принятом по жалобе, и дальнейшем порядке его обжалования.
Постановления об отказе в возбуждении уголовного дела могут быть обжалованы прокурору, руководителю следственного органа и в суд по месту производства предварительного расследования. Жалоба может быть подана в суд заявителем, его защитником, законным представителем или представителем непосредственно либо через дознавателя, следователя.
Судья проверяет законность и обоснованность действий (бездействия) и решений дознавателя, следователя не позднее чем через 5 суток со дня поступления жалобы в судебном заседании с участием заявителя и его защитника, законного представителя или представителя, если они участвуют в уголовном деле, иных лиц, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением, а также с участием прокурора. Неявка лиц, своевременно извещенных о времени рассмотрения жалобы и не настаивающих на ее рассмотрении с их участием, не является препятствием для рассмотрения жалобы судом.
В начале судебного заседания судья объявляет, какая жалоба подлежит рассмотрению, представляется явившимся в судебное заседание лицам, разъясняет их права и обязанности. Затем заявитель, если он участвует в судебном заседании, обосновывает жалобу, после чего заслушиваются другие явившиеся в судебное заседание лица. Заявителю предоставляется возможность выступить с репликой. По результатам рассмотрения жалобы судья выносит одно из следующих постановлений: 1 ) о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение; 2) об оставлении жалобы без удовлетворения. Копии постановления судьи направляются заявителю и прокурору.