Источники административного права. Административное законодательство

Источники АП – это внешние формы выражения административно-правовых норм, которыми являются различные по юридической силе нормативные правовые акты.

Виды источников АП:

1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ – включаются в систему источников норм АП в соответствии с положениями Конституции РФ.

2. Конституция РФ, а также конституции и уставы субъектов Федерации – содержат нормы, имеющие определенную административно-правовую направленность, например нормы, устанавливающие основы организации и функционирования исполнительной власти и др.

3. Законы (федеральные, конституционные, основы законодательства, а также законы субъектов Федерации) – регулируют различные вопросы в сфере организации и деятельности федеральных органов исполнительной власти и т. д.

4. Указы Президента РФ и нормативные правовые акты глав субъектов Федерации – определяют правовой статус федеральных органов исполнительной власти, которые находятся под руководством Президента РФ и глав субъектов Федерации.

5. Постановление Правительства РФ и НПА правительств (администраций) субъектов Федерации – утверждают различного рода правила и порядок осуществления той или иной деятельности в сфере управленческой деятельности.

6. НПА федеральных и региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления – регулируют различные сферы общественных отношений в соответствии с переданными государственно-властными полномочиями.

7. Публичные договоры – федеративные, административные договоры, соглашения между общефедеральными объединениями профсоюзов и т. д.

Формы источников АП:

– правила – чаще всего обязательны для обеих сторон управленческого процесса, утверждаются, как правило, указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ;

– положения – делятся на предметные (группируют нормы, призванные регулировать определенную группу отношений, и органические);

– инструкции, порядки, методические указания (рекомендации);

– уставы – в данной форме группируется значительное количество норм;

– кодексы – группируют нормы института административной ответственности. Систематизация – это деятельность по упорядочению и совершенствованию нормативного материала путем его обработки и расположения по классификационным критериям, избираемым в соответствии с разрешаемыми этой деятельностью задачами.

Цель систематизации – упорядочение накопленного нормативно-правового материала с его последующим анализом, в результате чего определяются взаимосвязи законодательных актов, выявляются противоречия, дублирование, пробелы и другие недостатки; далее, как следствие, вместо нескольких законов разрабатывается комплексный закон в определенной сфере.

Административно-правовые режимы. Понятие, содержание, виды.

Правовой режим – особый порядок правового регулирования, выражающийся в сочетании юридических средств и направленный на создание необходимых условий для удовлетворения интересов субъектов права в определенных условиях.

АПР (в широком смысле) – общий режим деятельности органов государственного управления по реализации возложенных на них правомочий.

АПР (в узком смысле) – совокупность правил поведения, деятельности граждан и юридических лиц, закрепленных в нормативных правовых актах, порядок реализации ими прав и законных интересов в определенных ситуациях в сфере публичного управления, направленный на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности специально создаваемыми для этой цели органами, подразделениями и службами органов государственного управления.

Элементы содержания АПР-в:

1. Цели АПР-в – предупреждение правонарушений и наступления иных вредных последствий, опасных для личности, общества и государства, для обеспечения общественной безопасности и общественного порядка.

2. Принципы АПР-в: разделение административных и судебных властей; минимализация ограничений прав и свобод граждан; законность; ответственность государственных органов и должностных лиц за превышение полномочий.

3. Объект АПР - совокупность общественных отношений в сфере государственного (публичного) управления, регулируемых правилами АПР-а. Эти отношения относятся к публично-правовым отношениям.

4. Средства обеспечения АПР-в - совокупность средств, приемов, основанных на нормах АП-а, при помощи которых реализуется АПР.

5. Виды средств обеспечения:

- специальное государственное регулирование, направленное на создание нормативных условий функционирования отдельных объектов;

- широкое применение прямого государственного принуждения;

- разрешительный способ реализации прав и свобод, выполнение определенных работ, осуществление деятельности при условии предварительного согласования;

- систематическое наблюдение уполномоченных субъектов за функционированием объектов государственного управления;

- организационно-техническое обеспечение установленных режимных правил.

Виды:

1. По степени принадлежности режимов к обеспечению национальной безопасности существуют: режимы обеспечения безопасности государства (государственной тайны, Государственной границы и др.); режимы обеспечения безопасности государства и общественного порядка (пребывание ин.гр. на территории РФ); режимы обеспечения (охраны) общественного порядка (порядок оборота огн.оружия, взрывчатых и ядовитых веществ; паспортно-визовый режим и др.); АПР-ы, направленные на достижение целей в иных отраслях управления (таможенный режим, санитарный режим и др.); комплексные АПР (в условиях массовых беспорядков, эпидемии, стихийных бедствий, военной угрозы и др.).

2. В зависимости от субъекта установления разделяют федеральные режимы (устанавливаемые, регулируемые фед.органами гос.власти), региональные режимы (устанавливаемые, регулируемые органами гос.власти субъектов РФ) и местные (муниципальные) режимы (устанавливаемые, регулируемые органами местного самоуправления).

3. По времени действия различают постоянные (действуют непрерывно) и временные режимы (действуют при наступлении определенных юридических фактов).

4. В зависимости от объекта – носителя режима: территориальные режимы (карантина, эпидемии, чрезвычайного положения, военного положения и др.); объектные режимы (режим лесовосстановительных полос, режим придорожных полос федеральных автомобильных дорог и др.); режимы обращения с предметами, представляющими повышенную общественную опасность или имеющими важное государственное значение (режим оборота оружия, взрывчатых, ядовитых, наркотических веществ, государственной тайны, паспортно-визовый режим); функциональные режимы (противопожарный режим, таможенный режим и др.).

5. В зависимости от юридических свойств бывают ординарные и экстраординарные режимы.

Наши рекомендации