Понятие и виды земельных споров.

Проблемы, связанные с разрешением земельных споров на основе законодательства РФ являются далеко не новыми, но по-прежнему весьма актуальными. Это обусловлено рядом причин, среди которых выступают вопросы, связанные с возрождением института частной собственности на землю, бурное и зачастую непоследовательное формирование земельного рынка и законодательства в этой сфере и, как следствие, возникновение большого числа спорных ситуаций в области земельно-правовых отношений.

Земельное законодательство, переживая очередной этап своего реформирования, по-прежнему остается чрезвычайно запутанным и противоречивым. Оно содержит массу взаимоисключающих и несогласованных положений. Кроме того, присутствуют нормы, дублируемые актами земельного законодательства не только Российской Федерации, но и ее субъектами, вследствие чего данные нормы остаются без должного внимания или не реализуются вообще. Законодатель, в ст. 64 ЗК РФ предусматривает специальную норму, посвященную вопросам урегулирования споров. Однако практика применения данной нормы привела лишь к увеличению объема законодательного материала, затруднению поиска нужных норм как юрисдикционными органами, так и лицами, не обладающими специальными познаниями в области юриспруденции и в итоге, не разрешила существующих противоречий.

При разрешении земельных споров суды часто исходят из общих принципов осуществления правосудия, закрепленных соответствующими нормами АПК РФ И ГПК РФ. Но поскольку объектом спора выступает земля и данная категория споров относится к земельно-правовым, то процессуальное регулирование необходимо дополнять еще и нормами земельного законодательства.

Актуальность вопросов, возникающих в настоящее время при рассмотрении земельных споров, связана с принятием нового Земельного кодекса РФ вступившего в силу с 30 октября 2001 г.

Главная задача нового Кодекса - приведение земельного законодательства в соответствие с существующей экономической и общественной ситуацией, стабилизация аграрных, градостроительных и иных связанных с землей отношений в России.

Принятие нового ЗК РФ во многом изменило порядок нормативно-правового регулирования гражданского оборота такого важного объекта недвижимости, как земельные участки. Начали действовать институты права собственности на землю, ограниченных вещных прав, обязательственных прав на использование земельных участков, появился новый порядок возникновения, изменения и прекращения этих прав. Кроме того, ЗК РФ закрепил систему защиты прав на землю и процедуру рассмотрения земельных споров.

В настоящее время актуальным становится выявление вопросов, связанных с применением нового ЗК РФ, а также формирование практики его применения[2].

Большинство земельных споров составляют споры о возникновении прав на землю. Согласно пункту 3 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Таким образом, специальный закон о земле - Земельный кодекс РФ - имеет приоритет в сфере возникновения прав на землю перед общим законом - Гражданским кодексом РФ.

Земельные споры представляют собой взаимные притязания, разногласия (конфликты) субъектов права, отражающие их различное правопонимание[3]. Причины их кроются в тех объективных и субъективных негативных факторах, которые вызывают различную правовую оценку спорящими сторонами осуществление субъективного земельного права или исполнения соответствующих обязанностей. К таким факторам следует относить не только существующие пробелы и противоречия земельного законодательства, но и правовую безграмотность субъектов права. Кроме того, судами и местными администрациями зачастую не учитывается правоприменительная практика, что играет немаловажную роль в такой сложной сфере, как разрешение земельных споров.

Правильное понимание юридической природы земельного спора связано с выяснением момента его возникновения, поскольку на разных этапах развития он приобретает различный статус. Первоначально спор существует в виде разногласий, отражающих различные интересы и правопонимание субъектов права, а также обусловленные этим фактором правовые позиции. На данном этапе существует возможность урегулирования существующих споров без обращения сторон в судебные и иные компетентные органы государственной власти, например, в правление садоводческого товарищества или иной орган управления соответствующего объединения граждан, решения которых носят рекомендательный характер.

В случае невозможности удовлетворения требований подобными методами заинтересованные лица вправе обратиться с исковыми заявлениями в суд общей юрисдикции или арбитражный суд. При этом в силу требований положений Конституции РФ, указанные субъекты обладают правом непосредственной подачи искового заявления. Лишь с этого момента разногласия выступают в форме процессуального спора. Участники конфликта приобретают статус сторон, точно определяется предмет спора, подготавливается необходимая документация, представляются доказательства и т.д.

В юридической литературе, на сегодняшний день, рассматриваются различные варианты классификации земельных споров, в основе которых лежат предмет, характер спора, субъективный состав и правовой статус субъектов. Вместе с тем, уяснение конкретного вида земельно-правового противоречия необходимо для правильного определения его подведомственности и порядка разрешения.

В теории земельного права, относительно классификации земельных споров, сегодня отсутствует единая позиция. Напротив, бурная дискуссия привела к формированию различных точек зрения по этому вопросу. Так, ряд авторов предлагают проводить деление земельно-правовых деликтов по трем группам[4]:

1. чисто земельные споры, связанные с нарушением или оспариванием прав граждан или юридических лиц на землю, включая право владения, пользования и распоряжения землей;

2. споры, связанные с нарушением земельных прав, возмещением убытков, а также вреда, причиненного такими нарушениями;

3. имущественные споры, возникающие из земельных правоотношений, в которых отсутствует спор о праве на земельный участок, а рассматриваются преимущественно споры по поводу пользования и распоряжения землей.

Другие специалисты, напротив, подразделяют земельные споры на четыре группы, в которых первые две совпадают с вышеприведенной классификацией, третью группу составляют жалобы на действия местной администрации, а четвертую - жалобы на действия администрации предприятий, учреждений и организаций, заключающиеся в отказе предоставления служебного надела[5].

Иной позиции придерживается другая группа ученых[6]. Так, по их мнению, к земельным относятся споры по поводу земли, вызванные принятием административно-правовых актов представительными либо исполнительными органами власти (местными администрациями) в сфере осуществления властных функций по распоряжению землей, прекращающих или ограничивающих субъективные права собственности, владения и пользования землей либо отказывающих в приобретении таких прав, а также споры между юридическими и физическими лицами в связи с нарушением их земельных прав. Предметом спора выступает действительное или предполагаемое право лица. Здесь, авторы выделяют два основных вида земельно-правовых споров.

К первой группе относятся земельно-имущественные споры, так как нарушение земельных прав нередко связано с причинением и имущественного ущерба. В таких случаях налицо земельно-имущественное правонарушение, вызывающее спор, в котором одновременно соединяются требования по поводу земли (признание права, устранение помех в землепользовании и т.д.) и о возмещении убытков, вреда.

Вторая группа включает в себя имущественные споры возникающие, исключительно из земельных отношений. Их отличительная черта заключается в том, что фактически не происходит оспаривания права на земельный участок. Так, например, спор о размере убытков и их возмещении при изъятии земель для государственных и общественных нужд. Правомерность изъятия в данном случае не подвергается сомнению, однако прежнего собственника, землевладельца не устраивает размер убытков подлежащих возмещению.

Несколько отличную позицию занял при решении данного вопроса Верховный суд РФ, указавший в одном из своих постановлений полный перечень видов земельных споров[7], всего 15 видов.

Однако обобщение судебной практики показало, что наибольшее количество споров, возникающих из земельных правоотношений, составляют:

1. требования о признании недействительными актов местной администрации и иных государственных органов (об изъятии земельного участка; об отказе в предоставлении; о неправомерном прекращении прав на землю; о предоставлении земельного участка другим лицам, чем ущемлены права и охраняемые законом интересы других лиц; об отказе органа юстиции в регистрации прав на землю; решения местных администраций и иных государственных органов, принятые не в соответствии с их компетенцией или с нарушением действующего законодательства, и т.д.);

2. споры, вытекающие из договорных отношений (о признании недействительным того или иного договора; об исполнении обязательств; о расторжении договора; о понуждении заключить договор; о неправомерном отказе органа юстиции зарегистрировать договор и т.д.);

3. споры, связанные с нарушением или оспариванием законных прав на землю (об устранении препятствий в пользовании; о сносе самовольно возведенных построек; об установлении сервитута; о признании права собственности или иного вещного права, в том числе о признании преимущественного права наследования земельного участка; об установлении порядка пользования земельным участком; о границах и размерах земельных участков и т.д.);

4. споры, о возмещении убытков, причиненных изъятием, выкупом или временным занятием земельных участков для государственных и общественных нужд; ограничением прав собственников земельных участков, землевладельцев и землепользователей; ухудшением качества земель в результате влияния, вызванного.

Отсутствие единства мнений относительно формулировки понятия «земельно-правового спора», различные позиции его юридического фундамента, разнообразие видов, зачастую создают трудности в практической реализации субъектами земельных правоотношений принадлежащим им прав и свобод, препятствуют выработке единства в применении судами норм гражданского, земельного и процессуального законодательства. Вместе с тем, изучение существующей проблемы привело к необходимости создания специализированного органа судебной власти, в компетенцию которого входило ба разрешение земельных споров. Именно такой подход должен способствовать искоренению существующих противоречий в правоприменительной практике.

Наши рекомендации