КоАП имеет следующую структуру
Раздел 1 «общие положения» - методологически самый важный. В нем зафиксировано современный подход к пониманию объема законодательства об административных правонарушениях; определены предметоведение РФ в области законодательства об административных правонарушениях; круг субъектов административной ответственности; введены юридические лица; терминологически административные взыскания трансформировались в административные наказания; усовершенствована их система. Раздел II «Особенная часть» — наиболее развернутый структурный элемент Кодекса, содержащий систему административных правонарушений, группируемых по определенным сопредельным признакам (например, посягающие на права граждан, в области охраны собственности, в области предпринимательской деятельности и т.д.). Раздел III «Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях» содержит нормы, определяющие с учетом изменений в сфере реализации исполнительной власти систему названных субъектов, наделенных юридически-властными полномочиями, а также объем их компетенции в отношении конкретных правонарушений и нарушителей, т.е. подведомственность дел об административных правонарушениях; Раздел IV «Производство по делам об административных правонарушениях» содержит административно-процессуальные нормы, регламентирующие порядок рассмотрения и разрешения дел об административных правонарушениях. В состав КоАП этот раздел включен в силу того, что пока еще не разработаны реальные проекты административно-процессуального законодательства, подобные УПК, ГПК и АПК. Раздел V «Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях» посвящен основам административно-исполнительного производства.
Таково содержание КоАП. Ознакомление с ним дает возможность не только получить необходимое представление о характере законодательного регулирования одного из важнейших проявлений современной государственно-управленческой деятельности, но и оценить его содержание с позиций дальнейшего совершенствования правовых средств преодоления самого массового вида правонарушений.
Характеристику административно-принудительные меры и их правовое содержание.
Административное принуждение – метод государственного управления, основанный на нормах административного права, совокупность средств психического, физического и иного воздействия, применяемых уполномоченными субъектами в установленном процессуальном порядке в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
Особенности административного принуждения
1. основывается на нормах административного права.
2. применяется как физическими, так и юридическими лицам;
3. применяется в сфере общественных отношений, урегулированных как нормами административного права, так и нормами других отраслей права;
4. закрепляется как в законных, так и в подзаконных нормативных правовых актах;
5. применяется широким кругом уполномоченных субъектов;
6. система мер административного принуждения отличается разносторонним характером (широкого спектра действия);
Цели административного принуждения:
1.предупреждение правонарушений и наступления иных вредных последствий, не связанных с правонарушением;
2.пресечение правонарушений;
3.восстановление нарушенного состояния;
4.процессуальное обеспечение;
5.наказание (ответственность) правонарушителя.
По характеру и специфике правонарушения выделяют меры психического воздействия, меры физического воздействия, меры материального (имущественного) воздействия, меры организационного воздействия.
По субъекту применения существуют меры, применяемые индивидуальными субъектами и применяемые коллективными субъектами. По нормативным основаниям меры принуждения могут основываться на законах и подзаконных актах. Применяются меры либо в административном (внесудебном), либо в судебном порядке. Меры принуждения могут быть основаны на правонарушениях, на иных фактах (аномалии с правовым содержанием). По сфере воздействия выделяют внутриорганизационные и внеш-невластные меры. По способу обеспечения общественного порядка и целевому предназначению существуют меры административного предупреждения,
административного пресечения, административно-процессуального обеспечения, административные правовосстановительные меры (меры защиты), меры административного наказания. Стадии применения мер административного принуждения: анализ правоохранительной ситуации; выбор меры административного принуждения; проверка действенности выбранной меры административного принуждения; принятие (оформление) решения о применении меры административного принуждения; реальное применение меры административного принуждения; анализ эффективности применения меры административного принуждения;