IV. Полномочия помощника по делам об административных правонарушениях, санкция которых предусматривает административное приостановление деятельности

Федеральным законом от 09.05.2005 N 45-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации", вступившим в действие 12 августа 2005 г., в КоАП РФ введено новое административное наказание - административное приостановление деятельности.

Следует отметить, что ранее должностные лица различных ведомств могли самостоятельно приостанавливать деятельность организаций, юридических лиц. В настоящее время согласно положениям ст. 23.1 КоАП РФ это может сделать только суд. Все дела об административных правонарушениях, за которые предусмотрена санкция в виде приостановления деятельности, рассматриваются районными судами.

Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ.

Среди таких правонарушений закон предусматривает: нарушение законодательства о труде и охране труда; нарушение санитарно-эпидемиологических правил и требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии; нарушение экологического законодательства и законодательства о природопользовании; нарушение требований промышленной безопасности, безопасности в области энергетики и строительства; иные административные правонарушения.

Изучая по поручению судьи материалы поступившего к судье дела об административном правонарушении, санкция которого предусматривает применение наказания в виде административного приостановления деятельности, помощник судьи в соответствии со ст. 29.10 КоАП РФ должен выяснить и проинформировать судью по следующим вопросам:

1) относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела;

2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей;

3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;

4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;

5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; имеются ли ходатайства и отводы.

От того, насколько ответственно и грамотно помощник судьи отнесется к выполнению указанной обязанности, зависит своевременное и объективное рассмотрение дела об административном правонарушении судьей.

Помощнику судьи также следует помнить, что в связи с сокращенными сроками рассмотрения дел об административных правонарушениях, за которые предусмотрено административное наказание в виде приостановления деятельности, часто возникают сложности по своевременному извещению участников процесса о времени и месте судебного заседания.

Поэтому в случаях, не терпящих отлагательства, при подготовке дела к рассмотрению можно известить или вызвать лиц, участвующих в деле, и иных участников процесса телефонограммой, телеграммой, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием других современных средств связи. Необходимые для уведомления контактные телефоны лица, привлекаемого к административной ответственности, могут содержаться в протоколе об административном правонарушении и приложенных к нему материалах. При этом деятельность помощника по вызову участников судебного заседания должна быть отражена в соответствующих документах, на бумажных носителях.

Необходимо отметить, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях в отношении юридического лица, имеющего филиалы (представительства), извещение о времени и месте судебного заседания помощнику судьи необходимо направить не только по месту нахождения самого юридического лица, но и по месту нахождения соответствующего филиала (представительства), а в случае, если таких филиалов (представительств) несколько, то по месту нахождения каждого филиала (представительства).

Административное наказание в виде приостановления деятельности может быть назначено за совершение административных правонарушений в случае, если это правонарушение представляет угрозу жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В соответствии со ст. 3.3 КоАП РФ административное приостановление деятельности может устанавливаться и применяться только в качестве основного административного наказания.

Согласно ст. 3.12 КоАП РФ наказание в виде административного приостановления деятельности может быть применено на срок, не превышающий 90 суток. При этом срок наказания за конкретное административное правонарушение в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ назначается в пределах, установленных ч. 2 ст. 3.12 КоАП РФ, с учетом характера совершенного им административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, обстоятельств, смягчающих административную ответственность, и обстоятельств, отягчающих административную ответственность. Кроме того, должны учитываться цели данного административного наказания.

В постановлении по делу судья решает вопрос о конкретных мероприятиях, необходимых для обеспечения исполнения назначенного наказания (наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс, другие меры). Вместе с тем при административном приостановлении деятельности не допускается применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения. При этом наказание может быть применено только в том случае, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Кроме того, по делам об административных правонарушениях, за которые возможно наказание в виде административного приостановления деятельности, введена и новая мера обеспечения производства - временный запрет деятельности (ст. 27.16 КоАП РФ).

Временный запрет деятельности может применяться лишь в отдельных исключительных случаях должностным лицом, уполномоченным на составление протокола о соответствующем административном правонарушении, и на срок не более 5 суток. Таким образом, должностные лица, выявившие правонарушения, за которые грозит приостановление деятельности, имеют право до момента принятия судьей постановления временно запретить деятельность филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, его производственных участков; эксплуатацию агрегатов, объектов, зданий или сооружений; осуществление отдельных видов деятельности (работ); оказание услуг. Следует отметить, что при временном запрете (в отличие от приостановления деятельности) не может быть прекращена в целом деятельность организации или предпринимателя.

О временном запрете деятельности составляется протокол, в котором обязательно указываются основание применения этой меры и время фактического прекращения деятельности. Копия данного протокола вручается под расписку предпринимателю или представителю организации.

Согласно пункту 4 статьи 28.8 КоАП РФ указанный протокол передается на рассмотрение судье немедленно после его составления. Немедленно передается судье и протокол об административном правонарушении со всеми материалами.

Временный запрет деятельности, как и само административное приостановление деятельности, применяется только в исключительных случаях: если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды и предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно. Если административное приостановление деятельности назначается в качестве административного наказания за нарушение законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, судьей решается вопрос о мерах, необходимых для приостановления операций по счетам (ч. 2 ст. 29.10 КоАП РФ).

Срок временного запрета деятельности - не более пяти суток (с момента фактического прекращения деятельности). В течение этого срока судья должен рассмотреть соответствующее дело об административном правонарушении и вынести по нему решение. Продление срока временного запрета деятельности законом не предусмотрено. Следовательно, если дело не рассмотрено судьей в пятидневный срок, временный запрет деятельности отменяется. При этом следует отметить, что срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

Действующим законодательством установлены сокращенные сроки рассмотрения дел об административном правонарушении, по которым может быть назначено наказание в виде административного приостановления деятельности.

В соответствии с ч. 1, 5 ст. 29.6 КоАП РФ, если по делу этой категории не применялся временный запрет деятельности, оно должно быть рассмотрено в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Если же в ходе судебного производства по делу применялся временный запрет деятельности, дело должно быть рассмотрено судьей не позднее пяти суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Поэтому при подготовке дела к рассмотрению и изучению дела помощнику судьи следует выяснить и доложить судье, применялась ли мера обеспечения в виде временного запрета деятельности, правильно ли составлен протокол о временном запрете деятельности и своевременно ли был направлен протокол в суд.

Что касается порядка исполнения постановления об административном приостановлении деятельности, то в соответствии с ч. 1 ст. 32.12 КоАП РФ данное постановление исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после вынесения такого постановления.

В рамках административного приостановления деятельности судебный пристав-исполнитель может производить наложение пломб, опечатывать помещения, места хранения товаров, иных материальных ценностей, кассы, а также применять другие меры по исполнению мероприятий, указанных в постановлении об административном приостановлении деятельности, которые необходимы для исполнения данного вида административного наказания. При этом законодатель подчеркивает, что применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения, не допускается.

Организации или предприниматели, в отношении которых вынесено постановление об административном приостановлении деятельности, имеют право проверить соответствие мер, принимаемых судебным приставом-исполнителем, тем мерам, которые были указаны в постановлении по делу об административном правонарушении.

Согласно части 3 статьи 32.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности досрочно прекращается судьей по ходатайству лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица, если будет установлено, что обстоятельства, послужившие основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, устранены. При этом судьей в обязательном порядке запрашивается заключение должностного лица, уполномоченного в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении. Указанное должностное лицо представляет свое заключение в письменной форме и указывает в нем факты, свидетельствующие об устранении или о неустранении обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде приостановления деятельности. Следует отметить, что данное заключение не является обязательным для судьи и оценивается по правилам, установленным ст. 26.11 КоАП РФ "Оценка доказательств".

По смыслу части 2 статьи 29.11 КоАП РФ постановление о досрочном прекращении исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, как и постановление по делу об административном правонарушении, должно направляться должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Ходатайство о досрочном прекращении административного приостановления деятельности рассматривается судьей в 5-дневный срок со дня поступления данного ходатайства в суд. Субъект, ходатайствующий о досрочном прекращении исполнения административного наказания, или его представитель вправе участвовать при рассмотрении его ходатайства судом, давать объяснения и представлять документы.

В данной ситуации помощнику судьи также следует тщательно изучить поступившие материалы в суд, установить на основе имеющихся документов, действительно ли нарушения, послужившие основанием для приостановления деятельности, в настоящее время устранены и имеются ли основания для досрочного прекращения ранее вынесенного административного наказания.

Как правило, указанные ходатайства имеют под собой почву и являются обоснованными. Юридические лица, чья деятельность связана, в частности, со сферой здравоохранения и в отношении которых применено административное приостановление деятельности, стараются в кратчайшие сроки устранить выявленные ранее нарушения и досрочно прекратить исполнение административного наказания.

Например, в 2008 году в районный суд обратилось Управление Роспотребнадзора по РБ с протоколом об административном правонарушении, составленным в отношении городского роддома. Согласно протоколу в данном роддоме были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических норм и правил. При этом было указано, что выявленные нарушения создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, внутрибольничных инфекций в лечебном учреждении, угрозу для жизни беременных, новорожденных и родильниц, в связи с чем была заявлена просьба приостановить деятельность всего роддома на срок до 90 суток.

В ходе разбирательства было установлено, что на момент рассмотрения административного материала в здании роддома находилось 80 рожениц. При этом нарушения санитарно-эпидемиологических норм и правил были выявлены только в помещении одного родильного зала. Районный суд с учетом данного обстоятельства, мнения сторон, а также принимая во внимание, что медицинский персонал - носители выявленных инфекций - были отстранены от работы, счел возможным приостановить деятельность только родильного зала, а не всего здания городского роддома. До вступления вынесенного по данному делу постановления в законную силу администрация роддома обратилась в суд с ходатайством о досрочном прекращении исполнения административного наказания в связи с устранением выявленных нарушений санитарных норм и правил. Рассматривая данное ходатайство, суд установил, что угроза возникновения и распространения инфекционных заболеваний в роддоме отпала, в связи с чем посчитал, что дальнейшее исполнение наказания в виде административного приостановления деятельности является нецелесообразным, и ходатайство удовлетворил.

Таким образом, после исследования всех представленных документов судья выносит постановление либо о прекращении исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, либо об отказе в удовлетворении ходатайства. В постановлении о досрочном прекращении исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности указываются сведения, предусмотренные ст. 29.10 КоАП РФ, дата возобновления деятельности субъекта предпринимательства, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

После рассмотрения дела об административном правонарушении в случае, если было вынесено наказание в виде административного приостановления деятельности, помощник судьи, как правило, обязан проследить, чтобы указанное постановление было своевременно направлено лицам, участвовавшим при рассмотрении дела, а также в службу судебных приставов для его исполнения. Это способствует своевременному исполнению вынесенного судьей правового решения и, как следствие, предотвращает возможные допущения нарушений прав и законных интересов как юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых применено данное административное наказание, так и граждан, которым был причинен либо мог быть причинен вред в результате деятельности данных юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

V. Действия помощника судьи при рассмотрении жалоб в порядке надзора на вступившие в силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов

При поступлении жалобы в порядке надзора на постановление по делу об административном правонарушении судья, к компетенции которого относится разрешение жалобы, вправе поручить изучение жалобы своему помощнику. Выполняя поручение, помощник судьи должен руководствоваться нормами КоАП РФ - статьями 30.12 - 30.19 <1> и помнить следующее.

--------------------------------

<1> В редакции Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 3 декабря 2008 г. N 240-ФЗ // СЗ РФ. 08.12.2008. N 49. Ст. 5738.

Прежде всего при поступлении жалобы помощник должен убедиться в том, что жалоба подведомственна и подсудна суду, в который она поступила.

При этом следует исходить из положений ст. 23.1 КоАП РФ и ст. 30.13 КоАП Российской Федерации.

Статья 23.1 КоАП РФ содержит перечень дел об административных правонарушениях, рассматриваемых судьями районных судов и мировыми судьями.

Согласно положениям ст. 30.13 КоАП РФ жалоба в порядке надзора на вынесенные судом постановление по делу об административном правонарушении, на решение по жалобе, вступившие в законную силу, подается, а протест приносится в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и автономных округов, Верховный Суд Российской Федерации.

Верховный Суд Российской Федерации рассматривает протесты и жалобы в порядке надзора на постановление по делу об административном правонарушении, на решение по жалобе, вступившие в законную силу, лишь в тех случаях, когда они были рассмотрены в порядке надзора председателями соответствующих верховных судов республик, краевых, областных судов, судов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов или их заместителями (п. 3 ст. 30.13 КоАП РФ).

В соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, указанных в ч. 1 и 2 ст. 23.1 КоАП РФ и совершенных военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.14, 7.24, 9.4, 9.5, 14.1, 14.10 - 14.14, частями 1 и 2 ст. 14.16, частями 1, 3, 4 ст. 14.17, статьями 14.18, 14.23, 14.27, 14.31 - 14.33, 15.10, частью 2 статьи 17.14, частью 6 статьи 19.5, частями 1 и 2 ст. 19.19 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, рассматриваются судьями арбитражных судов.

Соответственно, жалобы в порядке надзора, протесты на постановления по делам об административных правонарушениях, решения по результатам рассмотрения жалоб, вынесенные судьями гарнизонных военных судов и судьями арбитражных судов, рассматриваются в порядке надзора окружными флотскими военными судами и Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации (ст. 30.13 КоАП РФ) в порядке, предусмотренном законодательством.

Согласно ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд.

При этом в арбитражный суд обжалуются постановления, вынесенные уполномоченными органами или должностными лицами, но не судами общей юрисдикции (п. 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 (в ред. от 20.11.2008) "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

Аналогичное положение содержится в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 5 от 24.03.2005 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в п. 32 которого говорится, что Конституция Российской Федерации наделяет вышестоящие суды полномочиями по надзору только за деятельностью нижестоящих судов, в связи с этим предметом их надзора могут быть лишь акты, принимаемые судами.

Из изложенного следует вывод, что постановления, вынесенные уполномоченными органами или должностными лицами в отношении граждан и должностных лиц, вступившие в законную силу, которые не были обжалованы в соответствующий суд, не могут быть предметом надзора судов общей юрисдикции и военных судов, перечисленных в п. 1, 3, 5 ст. 30.13 КоАП Российской Федерации.

При рассмотрении жалоб также следует проверять, подлежит ли обжалуемое постановление, решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении пересмотру в порядке надзора, то есть вступило ли оно в законную силу.

В соответствии со ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно положениям ст. 30.9 КоАП РФ жалоба на решение, принятое по жалобе на постановление об административном правонарушении, может быть подана также в течение 10 дней со дня вынесения обжалуемого решения по жалобе или получения копии решения по жалобе, которая выдается в течение трех дней после вынесения, вручается или высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых было вынесено постановление, а также потерпевшему в случае подачи жалобы либо прокурору по его просьбе (ч. 2 ст. 30.8 КоАП РФ).

Учитывая указанные положения закона, вступившими в законную силу и подлежащими обжалованию и опротестованию в порядке надзора следует считать постановления и решения, со дня вынесения и вручения копий которых истекло более 10 дней. Следует иметь в виду, что КоАП РФ не содержит сроков, в течение которых может быть подана жалоба, протест в порядке надзора на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решение по жалобе.

При изучении помощником поступившей жалобы или протеста прокурора следует установить, имеет ли право обжалования и опротестования постановления, решения по жалобе лицо, подающее жалобу или протест.

При этом следует руководствоваться положениями ст. 30.12 КоАП РФ, согласно которой вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть обжалованы в порядке надзора лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 Кодекса.

К указанным лицам относятся: лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, потерпевший, их законные представители, к которым относятся родители, усыновители, опекуны, попечители (ч. 2 ст. 25.3 КоАП РФ), представляющие в подтверждение своих полномочий документы, предусмотренные законом (ч. 3 ст. 25.3 КоАП РФ).

Правом подачи жалобы в порядке надзора также обладают законные представители юридического лица, привлеченного к административной ответственности или являющегося потерпевшим по делу, которыми являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия представителей юридического лица также подтверждаются документами, удостоверяющими служебное положение, прилагаемыми к надзорной жалобе.

Кроме указанных выше лиц жалоба может поступить от защитника лица, привлекаемого к административной ответственности, которым может быть как адвокат, полномочия которого удостоверяются ордером, так и иное лицо, которому лицо, привлекаемое к административной ответственности, выдало доверенность, удостоверяющую его право на подачу жалобы. При этом такая доверенность должна быть удостоверена нотариусом либо лицами, организациями, указанными в ч. 3, 5 ст. 185 ГК Российской Федерации.

Вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть также опротестованы в порядке надзора прокурором субъекта Российской Федерации, его заместителями, Генеральным прокурором Российской Федерации и его заместителями.

В случае, если жалоба, протест поданы неуполномоченным лицом, в соответствии с п. 3 ст. 30.15 КоАП Российской Федерации она должна быть возвращена лицу, подавшему жалобу, прокурору, принесшему протест.

Также помощник должен проверить, соответствует ли содержание жалобы, протеста требованиям, установленным ст. 30.14 КоАП РФ, и приложены ли к ней необходимые документы, перечень которых также приведен в данной норме.

Согласно ч. 2 ст. 30.14 КоАП РФ жалоба и протест на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалобы должны содержать:

1) наименование суда, в который подается жалоба, приносится протест;

2) сведения о лице, подающем жалобу, прокуроре, принесшем протест;

3) сведения о других участниках производства по делу об административном правонарушении;

4) указание на постановление, решение по жалобе, протесту, которые обжалуются;

5) доводы лица, подающего жалобу, прокурора, принесшего протест, с указанием оснований для пересмотра в порядке надзора постановления по делу об административном правонарушении, решения по жалобе;

6) перечень материалов, прилагаемых к жалобе, протесту;

7) подпись лица, подавшего жалобу, протест.

К жалобе должны быть приложены:

1) копия постановления по делу об административном правонарушении;

2) копии решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов, если такие решения вынесены;

3) копии документов, удостоверяющих полномочия законного представителя физического или юридического лица, копия доверенности или ордер адвоката, которыми удостоверяются полномочия защитника, представителя, в случае, когда жалоба подана указанными лицами;

4) копии жалобы, протеста по числу лиц, являющихся участниками производства по делу об административном правонарушении, круг которых определяется в соответствии со ст. 25.1 - 25.4, 25.11 КоАП Российской Федерации.

К участникам производства по делу об административном правонарушении относятся: лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, потерпевший, их законные представители, прокурор, возбудивший дело об административном правонарушении.

При этом следует иметь в виду, что должностное лицо, составившее протокол по делу об административном правонарушении, должностное лицо, коллегиальный орган, вынесшие постановление по делу об административном правонарушении, не относятся к числу участников производства по делу об административном правонарушении, поэтому копии жалоб и протестов им не направляются и не должны прилагаться к жалобе в порядке надзора.

Если поступившая жалоба подсудна и подведомственна соответствующему суду, подана уполномоченным лицом с соблюдением установленных ст. 30.14 КоАП РФ требований, помощнику необходимо выяснить, рассматривались ли ранее соответствующим судом, компетентным рассматривать жалобу в порядке надзора, жалоба или протест прокурора на данное постановление по делу об административном правонарушении и на решение по жалобе.

Если рассматривались, следует определить, не являются ли основания вновь подаваемой жалобы теми же, которые являлись предметом исследования при предыдущем рассмотрении, поскольку в соответствии с ч. 4 ст. 30.16 КоАП РФ повторные подача жалобы, принесение протестов в порядке надзора по тем же основаниям в суд, ранее рассмотревший в порядке надзора жалобу на постановление по делу об административном правонарушении и на решение по жалобе, не допускается.

В случае несоответствия жалобы, протеста указанным выше требованиям помощник в соответствии с положениями п. 3 ст. 30.15 КоАП Российской Федерации готовит письмо за подписью судьи о возвращении жалобы, протеста лицу, подавшему жалобу, прокурору, принесшему протест, с указанием оснований возврата жалобы, протеста, предусмотренных законом.

Установив, что поступившие жалоба, протест поданы уполномоченными лицами, отвечают требованиям закона, помощник вносит судье предложения по приему их к производству, готовит проект определения о принятии жалобы, протеста к рассмотрению (п. 1 ст. 30.15 КоАП РФ), направляет лицу, подавшему жалобу, а также другим участникам дела об административном правонарушении копию указанного определения о принятии жалобы, протеста к рассмотрению, копию жалобы или протеста, уведомляет указанных лиц об их праве ознакомиться с поступившей жалобой и протестом и подать возражения на них в установленный в извещении срок.

Определение о принятии жалобы к рассмотрению в случае необходимости изучения дела об административном правонарушении должно содержать указание на истребование дела.

Вопрос об истребовании дела согласовывается с судьей. Если дело необходимо истребовать, помощник направляет соответствующий запрос и контролирует его исполнение.

При разрешении жалоб и установлении для участников дела об административном правонарушении срока для принесения возражений на жалобу, протест следует иметь в виду, что решение по жалобе, протесту выносится не позднее двух месяцев со дня поступления жалобы, протеста в суд, а в случае истребования дела об административном правонарушении - не позднее одного месяца со дня поступления в суд дела (п. 3, 4 ст. 30.16 КоАП РФ).

Если надзорная жалоба, протест приняты к рассмотрению соответствующим судьей, помощник контролирует сроки разрешения жалобы, изучает имеющийся материал по жалобе, судебную практику, докладывает судье свои предложения по разрешению жалобы, протеста.

Поскольку согласно п. 2 ст. 30.13 вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов правомочны пересматривать в порядке надзора председатели верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов, Верховного Суда Российской Федерации, решение по жалобе должно быть принято и подписано председателем или заместителем соответствующего суда.

Помощник по поручению судьи готовит проект решения по жалобе, которое выносится в форме постановления и может быть 4 видов:

1) об оставлении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста без изменения, а жалобы, протеста, рассмотренных в порядке надзора, без удовлетворения;

2) об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение;

3) об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело;

4) об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

Статья 2.9 КоАП РФ предусматривает возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения.

Статьей 24.5 КоАП РФ установлены обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении: отсутствие состава, события административного правонарушения, действия лица в состоянии крайней необходимости, издание акта амнистии, отмена закона, установившего административную ответственность, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, постановления о прекращении дела об административном правонарушении, постановления о возбуждении уголовного дела.

По общему правилу сроки давности привлечения к административной ответственности составляют 2 месяца со дня совершения административного правонарушения, однако статьей 4.5 КоАП РФ за отдельные виды правонарушений установлены более длительные сроки давности привлечения к административной ответственности, а также особенности исчисления сроков давности в отдельных случаях (при отказе в возбуждении уголовного дела, при прекращении уголовного дела, при наличии ходатайства лица, привлекаемого к административной ответственности, о рассмотрении дела по месту жительства).

При подготовке проекта постановления, принимаемого по результатам рассмотрения жалобы, протеста в порядке надзора, следует учитывать положения ст. 30.18 КоАП РФ о содержании такого постановления, в котором должны быть указаны:

1) наименование суда надзорной инстанции;

2) номер дела, дата и место принятия постановления;

3) фамилия и инициалы судьи суда надзорной инстанции;

4) наименование лица, подавшего жалобу, прокурора, принесшего протест;

5) указание на обжалуемые, опротестуемые постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалоб, протестов;

6) доводы и требования, содержащиеся в жалобе, протесте;

7) возражения, содержащиеся в отзыве на жалобу, протест;

8) мотивы и основания для оставления без изменения, изменения или отмены в порядке надзора постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста со ссылкой на статьи КоАП Российской Федерации и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях;

9) решение по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста.

При подготовке предложений по разрешению жалобы, протеста следует иметь в виду, что в соответствии с ч. 1 ст. 30.16 обоснованность вынесенных постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста проверяется исходя из доводов, изложенных в жалобе, протесте, и возражений, содержащихся в отзыве на них.

Однако судья, принявший к рассмотрению в порядке надзора жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.

Наши рекомендации