Производственная практика в судебных органах

Составители

А.Н. Караханов, доцент кафедры уголовного права РАП, кандидат юридических наук

И.Л. Черкашина, доцент кафедры гражданского права РАП

А.Б. Измайлов, преподаватель кафедры гражданского, арбитражного и административного процессуального права РАП

Программа составлена в соответствии с учебным планом Российской академии правосудия.

Программа утверждена учебно-методическим советом Российской академии правосудия (Протокол № 6 от «17» декабря 2002 г.).

© Российская академии правосудия, 2006

СОДЕРЖАНИЕ

Общие положения ..................................................................... ………………………………..4

Производственная практика в судебных органах................... …………………………………………….4

Производственная практика в органах прокуратуры.………………………………………………8

Производственная практика в юридическом отделе (бюро).. ………………………………..9

Производственная практика в органах представительной и исполнительной власти..…………9
Документы необходимые для защиты производственной практики……………………………10

Общие положения

1.1. Производственная практика является составной частью учебного процесса по
подготовке специалистов в соответствии с квалификационной характеристикой юриста по специальности «Юриспруденция». Практика имеет своей задачей улучшение качества профессиональной подготовки и нравственного воспитания будущих специалистов, закрепление полученных теоретических знании но правовым дисциплинам, проверку
умения студентов применять законодательство, укрепление связи обучения с практической деятельностью.

1.2. Продолжительность прохождения производственной практики - 4 недели (22
рабочих дня). Для студентов, получающих второе высшее образование - 2 недели (10 рабочих дней);

1.3. Руководство производственной практикой студентов осуществляется
соответствующими кафедрами и преподавателями. академии, назначенными приказом ректора академии, а также конкретными правоприменителями по месту прохождения практики студента.

1.4. Перед началом практики студент должен получить направление деканата факультета на практику, программу и методические указания по организации и прохождении практики, дневник практики. Направление на практику выдается студенту после его ознакомления с программой практики и методическими указаниями и
обязательного собеседования с преподавателем- руководителем практики.

1.5. Студент в течение первых двух дней с момента начала прохождения практики
сообщает по телефону преподавателю - руководителю практики, ФИО руководителя производственной практики от соответствующего органа, адрес, номер кабинета и
телефон.

1.6. По всем вопросам организации и прохождения практики студент может
получить консультацию у преподавателя- руководителя практики.

1.7. При прохождении практики студент обязан:

своевременно выполнять задания, предусмотренные программой практики, а также указания руководителей практики;

подчиняться действующим в учреждении правилам внутреннего распорядка;

вести дневник практики, а по окончании составить отчет о ее прохождении, приложив к отчету документы, указанные в программе практики, а также характеристику.

Студент, не выполнивший программу практики и получивший отрицательный отзыв или неудовлетворительную оценку при защите отчета, направляется вторично на практику или отчисляется яз академии.

Производственная практика в судебных органах.

При прохождении производственной практики в суде студент должен изучить организационную структуру суда и его деятельность, приобрести опыт составления процессуальных и иных документов.

График прохождения практики:

2 дня (2 дня*) - ознакомление с деятельностью аппарата суди (с обязанностями и полномочиями председателя суда, секретаря председателя суда, канцелярии, экспедиции, архива, консультанта и администратора суда).

10 дней (4 дня*)- ознакомление с работой судей по уголовным делам при рассмотрении и разрешении уголовных дел и административных материалов,

10 дней (4 дня*)- изучение работы судей по гражданским делам при рассмотрении гражданских дел.

2.1, Содерэ/сание производственной практики в канцелярии суда (2дня).

2.1.1, При ознакомлении с работой канцелярии суда студенту необходимо изучить и кратко отобразить в отчете:

постановку учета, регистрации и прохождения всех поступающих и исходящих

документов;

порядок распределения уголовных и гражданских дел в суде; порядок регистрации и учета гражданских и уголовных дел; порядок извещения участников о дне слушания;' порядок приема граждан председателем суда, канцелярией суда и по каким

вопросам;

*- график прохождения практики для студентов, получающих второе высшее образование

порядок приема и регистрации исковых заявлений канцелярией суда;

порядок выдачи исполнительных листов;

порядок рассмотрения жалоб на действия Судей председателем суда;

порядок хранения рассмотренных дел (но истечении какого периода времени рассмотренные дела поступают в архив суда, как осуществляется учет дел, поступающих в архив).

2.1.2. В рамках прохождения-практики следует применять нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность суда (Федеральный закон «О судоустройстве»; Федеральный закон «О судебной системе»; Федеральный закон «О статусе судей в РФ»; Федеральный закон «Об органах судейского сообщества»; Уголовно-процессуальный кодекс РФ; Гражданско-процессуальный кодекс РФ; Кодекс ой административных правонарушений РФ, Инструкцию по делопроизводству в районном суде и др.)

2.2. Содержание производственной практики по уголовным

делам (10 дней).

2.2.1. За время прохождения практики по уголовным делам студент должен уяснить специфику обязанностей секретаря судебного заседания, помощника судьи судьи,
рассматривающего уголовные дела.

2.2.2. В приемные дни, студент присутствует на приеме граждан судьей с целью
изучения вопросов, с которыми обращаются граждане и порядком их разрешения судьей,

2.2.3. Предварительно студент знакомится с материалами уголовных дел, находящихся в производстве судьи, дает оценку квалификации преступления, после чего докладывает судье свое мнение о полноте предварительного расследования и соблюдении при его производстве требований УК РФ и УПК РФ, правильности квалификации преступления, о возможности назначения судебного заседания, также осуществляет
подборку нормативных материалов, в том числе постановлений Пленумов Верховного Суда РФ, необходимых для судебного разбирательства уголовных дел и вынесении приговоров.

Кроме того, знакомясь с конкретными уголовными делами, студенту следует обратить внимание на основания назначения судебного заседания по делу и содержание подготовительных действий судьи к судебному заседанию. Практикант должен проанализировать соблюдение общих условий судебного разбирательства по делам, при рассмотрении которых он присутствовал, законность и обоснованность вынесенных по этим делам приговоров.

2.2.4. При назначении уголовного дела судьей к слушанию студент изучает процедуру извещения участников процесса, порядок вызова подсудимых в зал судебного
заседания, которым избрана мера пресечения подписка о невыезде и заключение под стражу.

2.2.5. Студент знакомится с практикой рассмотрения административных материалов: присутствует при рассмотрении и разрешении административных
материалов, параллельно с судьей составляет проекты процессуальных документов.

2.2.6. Практикант изучает порядок статистической отчетности по уголовным делам, выясняя, при этом, для себя такие вопросы как: какие требования предъявляются к статистической отчетности, для чего ведется статистический учет по уголовным делам.

2.2.7. Студент знакомится и участвует в аналитической работе судьи (обобщениях судебной практики по уголовным делам). Одновременноподбирает и изучает законодательство по теме обобщения судебной практики, исследует проблемы, с какими сталкиваются судьи при разрешении уголовных дел определенной категории, выясняет, имеют ли место ошибки при рассмотрении уголовных дел, делает выводы о мерах, направленных на улучшение качества отправления правосудия.

2.3, Содержание производственной практики по гражданским делам (10 дней).

2.3.1. Студент присутствует при приеме граждан судьей и выполняет отдельные его поручения. Если в период прохождения практики имели место отказ в принятии заявлении или оставления его без движения, то следует уяснить в, чем разница между
отказом в принятии искового заявления и оставлением его без движения, какие правовые последствия данного судебного решения и как оно оформляется судьей.

2.3.2. Студент должен ознакомиться с исковым заявлением, обратить внимание на
представленные доказательства, квалифицировать вид иска, определить его элементы, подобрать соответствующую правовую базу, подготовить проект определения о принятии
гражданского дела к производству. Практикант составляет проект- определения о подготовки дела к слушанию; выясняет, какие действия производит судья в период подготовки дела к слушанию, назначения дела к слушанию. Назначенные к слушанию гражданские дела студент изучает, подбирает необходимый законодательный материал,
относящийся к этим делам, присутствует в судебных заседаниях при рассмотрении
гражданских дел первой инстанции, анализирует выступления прокурора, адвоката в судебных заседаниях и докладывает судье свое мнение (как по мнению студента надлежит рассмотреть дело: удовлетворить иск или оставить без удовлетворения и
почему).

2.3.3. Параллельно с судьей студент составляет проекты процессуальных
документов по рассматриваемым делам (проекты определений об отложении дела
слушанием, о приостановлениипроизводства по делу, о возобновлении производства по делу, о назначении экспертизы, об оставлении иска без рассмотрения, о прекращении производства по делу и т, д.).

2.3.4. Если в период практики рассматривались дела особого производства, а также дела по жалобам на действия и решения, нарушающие права и свободы граждан, то в
отчете следует отразить особенности их возбуждения, рассмотрения иразрешения судом. Следует также ознакомиться с практикой выдачи судебных приказов, вынесения заочных
решений и выдачей исполнительных листов.

2.3.5. Если и районе деятельности суда созданы мировые суды, то следует ознакомиться с их практикой, в частности с поступлением и рассмотрением апелляционных жалоб районным судьей и последствиями их рассмотрения и подготовить
проекты постановления о назначении апелляционного заседания, об оставлении решения (приговора) мирового судьи без изменения, апелляционной жалобы без удовлетворения или отмене (приговора) решения мирового судьи.

Все составленные студентом проекты передаются последним на проверку руководителю. Руководитель на проекте каждого процессуального документа делает отметку, насколько правильно составлен документ и есть ли какие- либо ошибки.

2.4. Содержание производственной практики в арбитражных судах

(22дня)

2.4.1. При прохождении практики в арбитражном суде студент изучает
работу канцелярии по первичной обработке поступающих материалов, знакомится с
основами распределения исковых заявлений в судебные составы по принадлежности
(специализации).

Практикант знакомится с особенностями работы административно-правовой и гражданско-правовой коллегий арбитражного суда, с документами регламентирующими деятельность суда.

2.4.2. Студент знакомится с требованиями, предъявляемыми к форме и
содержанию искового заявления, апелляционной жалобы, правилами расчета цены
иска. При этом судья-руководитель практики разъясняет студентам типичные
ошибки в исковых заявлениях, влекущие возврат заявления, оставление иска без
движения. При этом, студентом на практике уясняется разница в правовых
последствиях этих судебных действий, изучается порядок их оформления судьей.
Практикант присутствует при собеседовании судьи со сторонами, в
предварительном судебном заседании, обращая внимание на порядок действий
судьи.

2.4.3. Студент знакомится с мерами предварительного обеспечения по иску и
иными обеспечительными мерами на примере конкретных дел, по которым такое
обеспечение производилось. Изучает форму, содержание ходатайств об
обеспечении, которые были удовлетворены и в удовлетворении которых было
отказано, При изучении последнего внимание должно быть обращено на
обстоятельства (мотивы) отказа и удовлетворения таких ходатайств в практике суда.

2.4.4. Практикант изучает содержание данного искового заявления,
определяет (квалифицирует) спорное правоотношение соответствиеискового
заявления требованиям закона о допустимости. Подготавливает нормативную базу
по иску, подготавливает проект определения о принятии дела к производству,
изучает действия, которые судья производит по принятии искового заявления для
подготовки дела к заседанию, изучает смысл предварительного заседания
(собеседования), участвует (присутствует) на собеседовании. По результатам
изученного студент составляет проект определения о подготовке дела к судебному
заседанию. Студент также знакомится с практикой упрощенного судопроизводства
на примере рассмотренных дел, изучает особенности такого производства.

2.4.5. Студент под руководством судьи изучает форму и содержание иных
определений арбитражного суда (о назначении экспертизы, об отложении дела
слушанием, об оставлении иска без движения и др.) По результатам изучения и по
заданию судьи студент самостоятельно составляет проекты таких определений.

2.4.6. Студент присутствует в судебных заседаниях (рекомендуется
присутствие студента при рассмотрении дел особого (административного)
производства), предварительно помогает судье в подборе нормативного материала,
относящегося к данным делам; во время процесса наблюдает за тем, как судья
(помощник) совершает действия по фиксированию процессуальных действий
(ведение протокола, проверка явки сторон и т.п.)

2.4.7. Студент изучает форму исодержание судебного решения, особое
внимание при этом предлагается уделить оформлению мотивировочной части
решения. Студент составляет проект решения по одному из дел, в котором
присутствовал в рамках выполнения п. 2.4.6.

2.4.8. Практиканту следует ознакомится с работой апелляционной инстанции
арбитражного суда: особенностями принятия апелляционныхжалоб, их
рассмотрения.

2.4.9. Все составленные студентом проекты передаются им на проверку руководителю практики. Руководитель на проекте представленных процессуальных документов делает отметки о правильности составления, наличии (отсутствии ошибок).

3. Производственная практика в органах прокуратуры.

3.1. Практику в органах прокуратуры студенты проходят у прокурора, его помощников и следователей.

3.2. В ходе практики каждый студент изучает находящиеся в производстве следователя уголовные дела; составляет план расследования по конкретному делу; планы
производства отдельных следственных действий; присутствует при осмотре места происшествия, допросах подозреваемых, обвиняемых, свидетелей, потерпевших, на
очных ставках, обысках, следственных экспериментах, при предъявлении для опознания, проверке показаний на месте и другое; знакомится с тактикой их производства; параллельно со следователем ведет протоколы этих действий; составляет проекты
следственных документов; изучает практику применения научно-технических средств и
специальных познаний при расследовании конкретных преступлений; участвует в
подготовке материалов для проведения следственных экспертиз.

3.3. Студенту также рекомендуется ознакомиться с практикой участия защитника в деле, а также с практикой судебного обжалования ареста.

3.4.Студентдолжен изучитьформы взаимодействия органов следствия с органами
дознания,ознакомиться с порядком реализации полномочий прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия.По возможности присутствовать при проверке прокурором соблюдения
законов в местах содержания задержанных, в местах! предварительного заключения, при исполнении наказания.

3.5. Практикантам рекомендуется изучить несколько уголовных дел, которых
следователь представляет прокурору для утверждения обвинительного заключения и высказать свое мнение по вопросам, решаемым прокурором при поступлении к нему дела
с обвинительным заключением.

3.6. При возможности студенты могутподготовить проекты обвинительной речи по изученному уголовному делу, а также проекты кассационных протестов или
представлений об опротестовании приговоров, определений, постановлений в порядке надзора по изученным по поручению прокурора уголовным делам, рассмотренным судом.

При этом серьезное внимание должно быть уделено уголовно-правовому содержанию указанных проектов прокурорских протестов и представлений и квалификации соответствующих преступлений и вида и размера наказания, назначенного виновному.

3.7. Студент должен во время прохождения практики изучить нормативные
материалы, для того, чтобы иметь представление о системе, структуре органов
прокуратуры, о нормативных актах, которые применяются при осуществлении общего надзора.Студент должен дать анализ, закрепленных в Конституции Российской Федерации и Законе Российской Федерации "О прокуратуре РФ" основополагающих принципов организации и деятельности органов прокуратуры, особенности
общенадзорной деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации,
прокуратур республик, краев, областей; раскрыть. содержание актов прокурорского
реагирования на установленные нарушения, а также средств прокурорского воздействия как на устранение, так и на предупреждение нарушений закона; дать классификацию документов предъявляемых
к ним требований и необходимые реквизиты.

Необходимо обратить особое внимание на предмет и пределы общенадзорной деятельности прокурора; полномочия прокурора по осуществлению общего надзора; надзора за исполнением законов, постановления Правительства, указов Президента; проверку законности правовых актов и исполнение законов местными представительными органами, органами исполнительной власти и местной администрации.

3.8. Студенту рекомендуется обратить внимание на деятельность прокурора по охране прав и законных интересов граждан, на прокурорский надзор за соблюдением хозяйственного законодательства, исполнение законодательства о труде.

3.9. Необходимо изучить и подготовить проекты актов прокурорского реагирования общего надзора, которые используются при устранении и предупреждении нарушений
законов:протест прокурора в порядке общего надзора, его содержание и реквизиты; представление прокурора, его безотлагательное рассмотрение должностными лицами;
постановление прокурора о возбуждении уголовного дела, дисциплинарного или административного производства.

Наши рекомендации