Субъекты муниципально-правовых отношений

Субъекты муниципально-правовых отношений – это участники данных правоотношений, между которыми в соответствии с нормами муниципального права возникают взаимные юридические права и обязанности.

Виды субъектов муниципально-правовых отношений – всех субъектов муниципально-правовых отношений обычно подразделяют на 3 вида:

I. К первому виду относится особый субъект – муниципальное образование. Понятие муниципального образования содержится в ст. 2 ФЗ №131: «муниципальное образование – это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения». В этом понятии, по сути - названы виды муниципальных образований, но не содержится признаков. Любое муниципальное образование должно обладать 6 обязательными (императивными) признаками:

1. Наличие собственной территории в установленных фиксированных границах, в пределах которой осуществляется местное самоуправление (согласно ч. 2 ст. 10 ФЗ №131: «Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11 – 13 настоящего Федерального закона (ФЗ №131)».

2. Наличие компактно проживающего местного населения (признак населённости).

3. Наличие собственного устава муниципального образования (согласно ч. 3 ст. 44 ФЗ №131: «Устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования (местной думой), а в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек – населением непосредственно на сходе граждан».

4. Наличие муниципальной собственности (согласно ст. 8 Конституции РФ: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности»).

5. Наличие обязательных органов местного самоуправления: согласно ч. 2 ст. 34 ФЗ №131 таких органов должно быть три, это:

· Глава муниципального образования.

· Представительный орган местного самоуправления (в Свердловской Области он именуется – «Дума»).

· Местная администрация (неформально – мэрия).

Исключение: в сельских поселениях числом жителей менее 100 человек, представительный орган (дума) не формируется. В этом случае его полномочия осуществляет сход граждан.

6. Наличие местного бюджета (согласно ст. 52 ФЗ №131: «Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет)»). Утверждает местный бюджет и осуществляет контроль за его исполнением – представительный орган местного самоуправления (дума), а непосредственно исполняет местный бюджет - местная администрация (исполнительный орган).

7. Седьмой признак является факультативным: муниципальное образование в праве устанавливать собственные обязательные символы (например: герб, флаг, эмблема и т.п.), которые отражают исторические, культурные, национальные и иные местные традиции и особенности. Официальные символы муниципального образования подлежат государственной регистрации в порядке установленном ФЗ.

Виды муниципальных образований.
Муниципальные образования общего типа. Муниципальные образования специального типа.
1. Сельское поселение. 2. Городское поселение. 3. Муниципальный район *. 4. Городской округ *.   *муниципальный район и городской округ по сути являются новеллами, т.к. впервые появились в ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». 1. Внутригородские территории городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург). 2. Закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО) (в Свердловской Области их 4: Лесной, Новоуральск, посёлок Свободный, посёлок Уральский *. 3. Города - наукограды (в Свердловской Области это например: город Заречный *. 4. Приграничные территории.   *ЗАТО и города – наукограды имеют статус городского округа.   Правовой статус всех вышеперечисленных муниципальных образований регулируется главным образом не ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а специальным законодательством (ФЗ «О закрытых административно-территориальных образованиях», ФЗ «О наукоградах»).

II. Ко второму виду субъектов муниципально-правовых отношений относятся те субъекты, которые наделены правом принимать решения (участвовать в принятии решений) по вопросам местного значения. К этим субъектам относятся следующие:

1. Население муниципального образования(местное население или местное сообщество) – это граждане РФ, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования на законных основаниях, Данный факт удостоверяется регистрацией гражданина по месту жительства. В качестве регистрационных органов выступают ОВД, а там где они отсутствуют – сами органы местного самоуправления. Гражданин РФ может быть членом только одного местного сообщества. Формы, порядок и гарантии непосредственного осуществления населением местного самоуправления закрепляются в уставе муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. Население городского и сельского поселения независимо от его численности не может быть лишено своего права на осуществление местного самоуправления (например: со стороны органов государственной власти). Отказ местного населения от своего права на осуществление местного самоуправления является юридически ничтожным.

Что касается иностранных граждан, то при определённых условиях их всё же можно рассматривать в качестве членов местного сообщества на ряду с гражданами РФ. Таких условий 4:

· Иностранный гражданин должен постояннопроживать в РФ на территории муниципального образования, т.е. иметь вид на жительство;

· Должен быть заключён международный договор РФ с конкретным иностранным государством, о том, что его граждане имеют право в России участвовать в муниципальных выборах и местных референдумах (на настоящий момент таких договоров нет, за исключением Республики Беларусь);

· Это должно быть предусмотрено ФЗ (согласно ст. 3 ФЗ №131: «Иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами»);

· Это должно быть предусмотрено законом соответствующего субъекта РФ.

ЛБГ с юридической точки зрения не включаются в состав местного сообщества, поскольку не обладают никакими политическими правами в сфере местного самоуправления (в частности они не имеют права участвовать в муниципальных выборах, местных референдумах, не имеют права, находится на муниципальной службе и т.д.).

2. Собрания и сходы граждан – это коллективные субъекты местного самоуправления(деятельность собраний граждан – регулируется ст. 29 ФЗ №131, а сходов граждан – ст. 25 ФЗ №131). Отличия собрания от схода граждан:

· По территории их проведения: сход граждан возможен только в сельском поселении числом жителей менее 100 человек - обладающих избирательной правосубъектностью граждан, а собрание граждан проводится на части территории муниципального образования (например: на территории микрорайона, квартала, группы жилых домов, улицы);

· По их компетенции: сход граждан всегда решаетвопросы местного значения, а собрание граждан – лишь обсуждает их и информирует население о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления;

· По юридической силе их решения: решения схода граждан – всегда общеобязательны, а решения собрания граждан – носят рекомендательный характер для органов местного самоуправления.

3. Органы местного самоуправления– это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом местного самоуправления – органы наделённые собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ст. 2 ФЗ №131).

Органы местного самоуправления.
Обязательные органы. Факультативные органы.
Они должны быть обязательно в любом муниципальном образовании. Таких органов 3 (см. выше).   Они могут быть предусмотрены уставом муниципального образования (например: контрольный орган муниципального образования; счётная палата Екатеринбургской Городской Думы; избирательная комиссия муниципального образования).

«…Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».

Из статьи 12 Конституции РФ.

4. Должностные лица местного самоуправления, в том числе и выборные должностные лица (например: глава муниципального образования). В соответствии со ст. 2 ФЗ №131: «должностное лицо местного самоуправления – выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделённое исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органов местного самоуправления». Примеры выборных должностных лиц местного самоуправления:

· Глава муниципального образования;

· Депутаты представительных органов местного самоуправления (местные депутаты).

Примеры должностных лиц местного самоуправления:

· Заместитель главы муниципального образования;

· Председатель какого-либо комитета;

· Начальник управления местной администрации.

III. Третья группа субъектов муниципально-правовых отношений – это субъекты, которые в той или иной форме содействуют осуществлению местного самоуправления. К ним относятся:

1. Органы территориально-общественного самоуправления населения (ТОС) (ст. 27 ФЗ №131). Они могут создаваться гражданами по месту их жительства на части территории муниципального образования (например: на территории городских микрорайонов, кварталов, улиц, дворов, многоквартирных жилых домов (совет дома), подъездов и тому подобных территорий, для осуществления собственных инициатив по вопросам местного самоуправления. Органы ТОС (комитеты, советы и т.п.) избираются на собраниях или конференциях граждан проживающих на соответствующей территории. В соответствии с уставом муниципального образования, органы ТОС могут являться юридическими лицами. В этом случае они подлежат государственной регистрации в форме некоммерческих организаций в органах ФРС РФ (росрегистрация). В соответствии с. 8 ст. 27 ФЗ №131: «Органы территориального общественного самоуправления:

1) Представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;

2) Обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;

3) Могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счёт средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориально-общественного самоуправления и органами местного самоуправление с использованием средств местного бюджета;

4) Вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципально-правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов».

2. Ассоциации и союзы муниципальных образований– целями объединения муниципальных образований являются:

· Координация деятельности муниципальных образований входящих в их состав;

· Более эффективное осуществление прав и интересов муниципальных образований, входящих в их состав;

· Обмен опытом в осуществлении местного самоуправления;

· Выражение и защита общих интересов.

Однако ассоциациям и союзам муниципальных образований не могут передаваться полномочия органов местного самоуправления, а их решения носят лишь рекомендательный характер для муниципальных образований входящих в их состав. Они регистрируются в порядке, предусмотренном для некоммерческих организаций.

В настоящее время в РФ функционируют более 50 различных ассоциаций и союзов муниципальных образований. По территории их действия их можно поделить на 3 группы:

1) Федеральные (например: Конгресс муниципальных образований РФ, функционирующий с 1998 г.; Всероссийский Совет муниципальных образований);

2) Межрегиональные ассоциации и союзы (например: Союз Российских Городов – объединят только крупные города (города «миллионники»); Союз малых и средних городов РФ; Ассоциация сибирских и дальневосточных городов, Ассоциация «Города Урала»);

3) Региональные ассоциации и союзы (например: Ассоциация муниципальных образований Свердловской Области).

3. Муниципальные унитарные предприятия(МУПы) (например: горсвет, горгаз, горводоканал, ЕТТУ, предприятия ЖКХ). Их правовое положение определяется ГК РФ (ст. 113 – 115) и ФЗ от 14.11.2002 г. №161 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».Согласно ст. 113 ГК РФ: «Унитарным предприятием признаётся коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество …». Имущество МУПа передаётся ему на праве хозяйственного ведения. Размер уставного капитала МУПа – не менее 1000 МРОТ.

4. Муниципальные учреждения(образования, здравоохранения, культуры, спорта) (например: муниципальная школа, городская больница, библиотека, дворец спорта). Согласно ст. 120 ГК РФ: «Учреждением признаётся некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера». Данное учреждение финансируется собственником полностью или частично. Имущество, переданное учреждению учредителем закрепляется на праве оперативного управления.

Решение о создании, реорганизации или ликвидации МУПов и муниципальных учреждений принимается органом местного самоуправления, в частности – самим главой муниципального образования. Он же утверждает их уставы, назначает и увольняет их руководителей.

5. Предприятия, учреждения и организации не находящиеся в муниципальной собственности и расположенные на территории муниципального образования(государственные или частные). Отношения органов местного самоуправления с ними, строятся на сугубо договорной основе.

6. Органы государственной власти – они указывают государственную поддержку местному самоуправлению (финансовою помощь); создают необходимые условия для его развития, осуществляют контроль за соблюдением законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления (в частности – это органы прокуратуры).

7. Местные общественные объединения граждан– это объединения, деятельность которых в соответствии с их уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления (ст. 14 ФЗ №82 от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях»).

8. Местные религиозные организации– это религиозные организации состоящие не менее чем из 10 участников достигших 18 – летнего возраста и постоянно проживающих в одной местности, либо в одном городском или сельском поселении (ч. 3 ст. 8 ФЗ №125 от 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

9. Местные национально-культурные автономии.

Местные СМИ.

Наши рекомендации