Особенности административных правоотношений

1. Для административно-правовых отношений в наибольшей степени характерно проявление властной природы права. И эта их особенность не колеблется в условиях проведения экономических реформ, так как они (условия) настоятельно дик­туют необходимость расширения сферы нормативного регулирова­ния, придающего разнообразным общественным отношениям, включая управленческий, юридический характер. 2. в административно-правовых отношениях всег­да выделяется субъект управления, всегда налицо приоритет воли такого субъекта, имеющей своим адресатом сознательно-во­левое поведение тех участников этого рода правовых отношений, которые выступают в роли объекта управления, всегда в том или ином варианте находит свое выражение соподчинение воль, всег­да воле «властвующего» участника подчиняется воля иных участников таких правовых отношений. 3. Для административно-правовых отношений характерна особая сфера общественной и государственной жизни – сфера государственного управления.

Интересы государства иного рода, т.е. не связанные напрямую с его управленческой деятельностью, обеспечиваются в иного рода правовых отношениях (например, в трудовых, гражданских и т.п.). 4. Специфической особенностью администра­тивно-правовых отношений является то, что во всех случаях необходимо следующее непременное условие – обязательное учас­тие в них стороны, наделенной юридически властными полномо­чиями. Такой стороной являются органы государственного управ­ления, т.е. субъекты исполнительной власти, а также представ­ляющие их должностные лица. 5. административно-правовые отношения могут возникать и вопреки желанию или согласию второй сто­роны. 6. административно-правовые споры, между сто­ронами административных правоотношений решаются преиму­щественно путем реализации полномочными субъектами исполнительной власти принадлежащих им юридически властных полномочий.7. ответственность стороны административ­но-правового отношения наступает перед государством в лице его соответствующих органов (исполнительных либо судебных). Такой порядок ответственности обусловлен тем, что нарушение административно-правовых норм посягает на публично-правовые интересы, которые, как уже известно, способны выразить только государственные органы. Административно-правовые отношения возникают при нали­чии условий, предусмотренных нормами административного права. Это юридические факты, т.е. обстоятельства, с которыми данная норма связывает возникновение правовых отношений между соответствующими сторонами. В таком качестве выступают действия и события.

Действия – результат активного волеизъявления того или иного субъекта, обладающего административной правоспособнос­тью и дееспособностью. Они могут быть правомерными и неправо­мерными. Правомерные действия соответствуют требованиям админи­стративного права. Это правомерные действия граждан и других возможных участников административно-правовых отношений. Основным видом юридических фактов являются в силу особенностей сферы государственного управления индивидуальные (т.е. не­нормативные) правовые акты исполнительных органов (должност­ных лиц). Неправомерные действия не соответствуют требованиям адми­нистративно-правовых норм, нарушают их. Это дисциплинарные и административные правонарушения. Ими может также быть без­действие (например, непринятие службой внутренних дел мер по обеспечению общественной безопасности и общественного по­рядка). События – явления, независимые от воли людей (смерть, сти­хийное бедствие и т.п.).

Наши рекомендации