Порядок проведения служебного расследования
88. Служебное расследование проводится в целях всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств совершения проступка, выявления причин и условий, способствовавших его совершению, установления виновных и обеспечения принципа неотвратимости наказания либо исключения необоснованного привлечения военнослужащего к ответственности.
89. Основаниями для проведения служебного расследования могут являться:
1) рапорты, заявления, жалобы и письма;
2) факты правонарушений и происшествий;
3) результаты ревизий;
4) результаты проверки учебной, боевой и служебно-боевой деятельности воинской части;
5) сообщения органов дознания, следствия и суда;
6) сообщения должностных лиц, организаций и средств массовой информации;
7) материалы дел, поступившие от уполномоченных органов для решения вопроса о привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных антикоррупционным законодательством, а также законодательством об административных правонарушениях.
90. Служебное расследование назначается приказом командира воинской части и проводится уполномоченным должностным лицом в срок не более пятнадцати календарных дней. В исключительных случаях срок служебного расследования может быть продлен лицом, назначившим проведение служебного расследования, на срок не более десяти календарных дней.
91. Служебные расследования проводятся в отношении:
1) военнослужащих по контракту рядового и сержантского (старшинского) составов, совершивших серьезные проступки;
2) младших офицеров, совершивших значительные и серьезные проступки;
3) старших офицеров и выше, совершивших проступки.
В других случаях при совершении военнослужащим проступка с него истребуется письменное объяснение. Если в письменном объяснении военнослужащий согласен с фактом совершения им проступка, командир (начальник) имеет право наложить соответствующее взыскание без проведения служебного расследования.
В указанных выше случаях или, если военнослужащий в своем письменном объяснении не согласен с фактом совершения им проступка, командиром в срок не позднее двух суток со дня обнаружения проступка должно быть назначено служебное расследование в порядке, определенном настоящим Уставом.
92. Для проведения служебного расследования приказом командира части назначается должностное лицо, по воинскому званию и занимаемой должности равное или выше воинского звания и должности военнослужащего, совершившего проступок (далее – должностное лицо).
В необходимых случаях на время проведения служебного расследования командир может освободить должностное лицо от исполнения его функциональных обязанностей, о чем указывает в приказе.
93. Военнослужащий привлекается к дисциплинарной ответственности только за тот проступок, в отношении которого установлена его вина.
94. Виновным в совершении проступка признается военнослужащий, совершивший противоправные действия (проявивший бездействие) умышлено или по неосторожности.
95. Проступок признается совершенным умышленно, если военнослужащий, его совершивший, осознавал противоправный характер своего действия (бездействия), предвидел его вредные последствия и желал или сознательно допускал наступление этих последствий либо относился к ним безразлично.
96. Проступок признается совершенным по неосторожности, если военнослужащий, его совершивший, предвидел возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных на то оснований легкомысленно рассчитывал на их предотвращение, либо не предвидел возможности наступления таких последствий, хотя при должной внимательности и предусмотрительности должен был и мог их предвидеть.
97. Служебное расследование может быть приостановлено приказом командира воинской части в случаях:
1) самовольного оставления военнослужащим расположения части или места службы;
2) пребывания военнослужащего в отпуске, служебной командировке;
3) тяжелого заболевания военнослужащего, удостоверенного в установленном законом порядке;
4) проведения медицинской экспертизы, требующей продолжительного времени;
5) в других случаях, препятствующих служебному расследованию.
98. Служебное расследование возобновляется приказом командира воинской части, если отсутствуют основания для его приостановления.
99. В ходе служебного расследования устанавливаются:
1) содержание и характер проступка, время, место, способ и другие обстоятельства его совершения;
2) наличие и характер вредных последствий проступка;
3) размер причиненного вреда;
4) лицо, совершившее проступок;
5) обстоятельства, исключающие, смягчающие или отягчающие ответственность военнослужащего;
6) причины и условия, способствовавшие совершению проступка;
7) данные, характеризующие личность военнослужащего, совершившего проступок;
8) вина военнослужащего в совершении проступка, наличие умысла или неосторожности и мотивы совершения проступка;
9) другие обстоятельства, имеющие значение для принятия решения о привлечении военнослужащего к ответственности.
100. Обстоятельствами, смягчающими дисциплинарную ответственность, признаются:
1) раскаяние военнослужащего, совершившего проступок;
2) добровольное сообщение военнослужащим о совершении им проступка командиру (начальнику);
3) предотвращение военнослужащим, совершившим проступок, вредных последствий проступка, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;
4) совершение проступка при сложившихся тяжелых личных или семейных обстоятельствах;
5) совершение проступка в результате принуждения;
6) совершение проступка при нарушении условий правомерности необходимой обороны, крайней необходимости, задержании лица, совершившего противоправное посягательство, исполнении приказа или команды.
Командир (начальник), применяющий к военнослужащему взыскание, может признать смягчающими и иные обстоятельства.
101. Обстоятельствами, отягчающими дисциплинарную ответственность, признаются:
1) продолжение противоправного действия (бездействия), несмотря на требование командира прекратить его;
2) повторное совершение такого же проступка, если за первый проступок к военнослужащему уже применялось взыскание и оно в установленном порядке не снято;
3) совершение проступка группой;
4) вовлечение подчиненного в совершение проступка;
5) совершение проступка по мотиву национальной, расовой и религиозной ненависти или вражды;
6) совершение проступка из мести за правомерные действия других лиц, а также с целью скрыть другой проступок или облегчить его совершение;
7) совершение проступка путем воздействия на должностное лицо или его близких в связи с выполнением им возложенных на него обязанностей;
8) совершение проступка на боевом дежурстве, боевой службе, в суточном наряде, при выполнении боевой задачи, а также при чрезвычайных ситуациях природного или техногенного характера;
9) совершение проступка в состоянии алкогольного, наркотического или токсикоманического опьянения.
Другие обстоятельства, не упомянутые в настоящем Уставе, не могут быть признаны отягчающими дисциплинарную ответственность.
102. В ходе служебного расследования должностное лицо, которому поручено его проведение, имеет право:
1) получать письменное объяснение военнослужащего, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, а также от других лиц;
2) собирать материалы, подтверждающие виновность военнослужащего в совершении проступка;
3) знакомиться с соответствующими документами, в случае необходимости приобщать их копии к материалам служебного расследования;
4) получать заключения, пояснения и консультации у специалистов по вопросам, требующим специальных знаний;
5) выезжать на место, где был совершен проступок.
103. Военнослужащие воинской части обязаны оказывать содействие должностному лицу, назначенному для проведения служебного расследования, и несут персональную ответственность за достоверность представленных сведений.
104. Сведения о совершении военнослужащим проступка, подтверждающие либо опровергающие факт его совершения, могут быть в любой форме (обращения граждан и военнослужащих; рапорты командиров (начальников) и других военнослужащих; акты прокурорского реагирования; материалы о проступках, направленных комиссиями по борьбе с коррупцией; служебные и иные материалы).
105. Если в ходе служебного расследования выяснится, что проступок военнослужащего содержит признаки состава преступления, командир (начальник) немедленно докладывает непосредственному начальнику и информирует правоохранительные органы.
106. По окончании служебного расследования должностное лицо докладывает командиру (начальнику), назначившему расследование, о выявленных недостатках, нарушениях законности, приказов, инструкций, причинах и условиях, способствовавших совершению проступка, с выводами и предложениями по их устранению. Командир (начальник) обязан довести материалы служебного расследования до военнослужащего, в отношении которого оно проводилось, под роспись.
107. Материалы служебного расследования в отношении военнослужащих, подлежащих по основаниям закона в соответствии с Правилами прохождения воинской службы увольнению с воинской службы по отрицательным мотивам, а также лиц, не согласных с выводами и предложениями служебного расследования, командир (начальник) обязан направить на рассмотрение дисциплинарной комиссии.
108. Отказ военнослужащего, в отношении которого ведется служебное расследование, дать письменное объяснение не приостанавливает проведение служебного расследования. В этом случае военнослужащий заслушивается на дисциплинарной комиссии.