Судопроизводство с участием присяжных заседателей

В соответствии со ст. 75 Конституции Республики Казахстан правосудие осуществляется только судом. В случаях, предусмо­тренных законом, уголовное судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

16 января 2006 года за № 121-III принят закон «О присяжных заседателях», регулирующий общественные отношения, связан­ные с участием присяжных заседателей в уголовном судопроиз­водстве, определяющий правовой статус и гарантии независимо­сти, а также правовые, экономические и организационные основы обеспечения деятельности присяжных заседателей. Данный закон введен в действие с 1 января 2007 года.

Впоследствии Законом от 10 декабря 2009 года «О внесении из­менений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы Республики Казахстан по вопросам совершенствования судебной системы» внесены суще­ственные изменения по составу суда и в раздел 13 УПК РК «Про­изводство по делам с участием присяжных заседателей».

В целях обеспечения участия граждан Республики Казахстан в процессе отбора присяжных заседателей местными исполнитель­ными органами ежегодно к 1 декабря предшествующего года, в котором будет производиться отбор кандидатов в присяжные засе­датели, составляются первичные, единые и запасной списки канди­датов в присяжные заседатели. Количество граждан, включаемых в первичные, единые и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, основывается на количестве кандидатов в присяжные заседатели, ежегодно представляемом председателем соответству­ющего областного и приравненного к нему суда.

Местный исполнительный орган района (города областного значения) составляет в месячный срок предварительный первич­ный список кандидатов в присяжные заседатели из числа посто­янно проживающих в административно-территориальной едини­це граждан. Из списков исключаются лица, не соответствующие требованиям к кандидатам в присяжные заседатели (не достигшие к моменту составления списков присяжных заседателей возраста двадцати пяти лет; имеющие непогашенную либо неснятую су­димость; признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными; судьи, прокуроры, следователи, адвокаты, го­сударственные служащие и военнослужащие, а также работники правоохранительных органов; состоящие на учете в наркологиче­ском или психоневрологическом диспансере). Аналогичным об­разом составляется запасной список кандидатов в присяжные за­седатели.

Единый список кандидатов в присяжные заседатели составля­ется на основе первичных списков кандидатов в присяжные засе­датели и затем единый и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели направляются в соответствующий областной и прирав­ненный к нему суд. Какие-либо ограничения на включение граж­дан в списки кандидатов в присяжные заседатели не допускаются.

Присяжный заседатель имеет право участвовать в исследова­нии рассматриваемых в суде доказательств; задавать через пред­седательствующего вопросы участникам процесса; участвовать в осмотре вещественных доказательств, документов, в производстве осмотров местности и помещения, во всех других действиях в ходе судебного следствия; обращаться к председательствующему за разъяснениями норм законодательства; делать письменные за­метки во время судебного заседания.

Присяжный заседатель обязан соблюдать порядок в судебном заседании и подчиняться законным распоряжениям председатель­ствующего; являться в указанное судом время для исполнения обязанностей присяжного заседателя; заранее оповестить пред­седательствующего о причинах неявки в случае невозможности явиться в суд.

Присяжный заседатель не вправе отлучаться из зала судебного заседания во время слушания дела; вступать в контакт во время слушания дела по делу с лицами, не входящими в состав суда, без разрешения председательствующего; собирать сведения в ходе разбирательства дела вне судебного заседания; разглашать све­дения об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с его участием в закрытом судебном заседании, а также нарушать тайну совещательной комнаты.

Граждане призываются к исполнению в суде обязанностей при­сяжных заседателей не более одного раза в течение календарного года на все время рассмотрения уголовного дела. Лица, вызванные в суд, но не отобранные в состав коллегии присяжных заседателей, могут быть привлечены для участия в качестве присяжных заседа­телей в другом судебном заседании.

Присяжному заседателю уполномоченным государственным органом выплачивается по окончании рассмотрения конкретного дела, а в случае, если рассмотрение дела затягивается, ежемесячно за счет бюджетных средств вознаграждение в размере половины должностного оклада судьи областного и приравненного к нему суда, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по ме­сту его основной работы пропорционально времени" (количеству рабочих дней) присутствия в суде.

Командировочные расходы возмещаются кандидату в присяж­ные заседатели (присяжному заседателю) в порядке и размере, установленному законодательством Республики Казахстан для работников государственных учреждений, содержащихся за счет средств республиканского бюджета. Время исполнения присяж­ным заседателем обязанностей в суде учитывается при исчислении трудового стажа. При исполнении обязанностей присяжного засе­дателя за ним сохраняется место его основной работы. Увольнение присяжного заседателя или перевод его на нижеоплачиваемую ра­боту по инициативе работодателя во время исполнения им обязан­ностей в суде не допускается.

Присяжный заседатель, члены его семьи и их имущество на­ходятся под защитой государства. Орган, ведущий уголовный про­цесс, обязан принять необходимые меры по обеспечению безо­пасности присяжного заседателя, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от присяжного заседателя, исполняющего обязанности в суде, поступит соответствующее за­явление, а также в случаях, когда будут обнаружены другие свиде­тельства угрозы безопасности указанных лиц или сохранности их имущества.

Производство по делам с участием присяжных заседателей ре­гулируется разделом 13 УПК РК.

В соответствии со ст. 543 УПК РК суд с участием присяжных заседателей рассматривает дела об особо тяжких преступлениях, за исключением дел о преступлени­ях, предусмотренных статьями 165, 166, 167, 168 (частью первой), 169, 233 (частями третьей и четвертой) Уголовного кодекса Респу­блики Казахстан, а также дел о применении принудительных мер медицинского характера к лицам, совершившим указанные деяния в состоянии невменяемости либо заболевшим душевной болезнью после их совершения.

Если лицо обвиняется в совершении преступлений, предусмо­тренных несколькими статьями Уголовного кодекса Республики Казахстан, обвиняемый имеет право на рассмотрение его дела су­дом с участием присяжных заседателей, если в такую совокупность преступлений входит хотя бы одно особо тяжкое преступление, за исключением преступлений, предусмотренных статьями 165, 166, 167, 168 (частью первой), 169, 233 (частями третьей и четвертой) Уголовного кодекса Республики Казахстан.

Согласно ст. 544 УПК РК суд с участием присяжных заседате­лей в межрайонном специализированном суде по уголовным делам и специализированном межрайонном военном суде по уголовным делам действует в составе одного судьи и десяти присяжных за­седателей.

Осуществление уголовного судопроизводства в соответствии с правилами, предусмотренными настоящим разделом, производит­ся по ходатайству обвиняемого о рассмотрении его дела судом с участием присяжных заседателей.

При ознакомлении обвиняемого со всеми материалами дела по окончании предварительного следствия следователь обязан разъ­яснить ему право ходатайствовать о рассмотрении его дела судом с участием присяжных заседателей, а также правовые последствия удовлетворения такого ходатайства, включая особенности обжало­вания и рассмотрения жалоб на приговоры суда с участием при­сяжных заседателей.

Обвиняемый имеет право заявлять ходатайство о рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей при объявлении ему об окончании предварительного следствия и о предъявлении для ознакомления всех материалов дела, а также и в последующий период, в том числе и на предварительном слушании дела в суде, но до назначения судом главного судебного разбирательства.

Ходатайство обвиняемого о рассмотрении его дела судом с уча­стием присяжных заседателей либо его отказ от использования пра­ва на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседате­лей следователь обязан зафиксировать в протоколе об объявлении обвиняемому об окончании следственных действий и разъяснении прав. Ходатайство, заявленное позже, излагается обвиняемым в письменном виде и незамедлительно направляется в суд, которому подсудно дело. После назначения судом главного судебного раз­бирательства ходатайство обвиняемого о рассмотрении его дела судом с участием присяжных заседателей не принимается.

Обвиняемый вправе отказаться от заявленного ходатайства о рассмотрении его дела с участием присяжных заседателей до про­ведения предварительного слушания и в ходе предварительного слушания. Отказ обвиняемого от ходатайства о рассмотрении его дела судом с участием присяжных заседателей после его подтверж­дения в ходе предварительного слушания не принимается.

Предварительное слушание дела производится судьей едино­лично в закрытом судебном заседании с обязательным участием прокурора, подсудимого, заявившего ходатайство о рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей, и его защитника. Если по делу имеется ходатайство о рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей хотя бы одного из подсудимых, предварительное слушание производится с участием всех подсу­димых по делу и их защитников.

В начале судебного заседания судья объявляет, какое дело под­лежит рассмотрению, представляется присутствующим на заседа­нии лицам, сообщает, кто является государственным обвинителем, защитником, секретарем, выясняет личность подсудимого, разре­шает заявленные отводы. Государственный обвинитель оглашает резолютивную часть обвинительного заключения. Если подсуди­мый подтвердил свое ходатайство о рассмотрении его дела судом с участием присяжных заседателей, то судья принимает решение об удовлетворении данного ходатайства и переходит к рассмотрению других ходатайств, заявленных государственным обвинителем, по­терпевшим, подсудимым и его защитником. В случае необходимо­сти на предварительном слушании могут быть оглашены материа­лы дела для проверки их допустимости в качестве доказательств.

После вынесения постановления о назначении дела к рассмо­трению судом с участием присяжных заседателей судья дает рас­поряжение секретарю судебного заседания об обеспечении явки в данное судебное заседание кандидатов в присяжные заседатели, число которых должно быть не менее двадцати пяти, для отбора их в присяжные заседатели.

После назначения главного судебного разбирательства по рас­поряжению председательствующего секретарь судебного заседа­ния производит предварительную случайную выборку кандидатов в присяжные заседатели из находящихся в суде единого и запас­ного (годовых) списков. Кандидатам в присяжные заседатели, включенным в предварительный список, не позднее чем за семь суток до начала судебного разбирательства вручаются извещения с указанием даты и времени прибытия в суд. Каждому кандидату в присяжные заседатели прокурором, потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком и их представителями, подсуди­мым и его защитником может быть заявлен отвод.

Для образования коллегии присяжных заседателей председа­тельствующий опускает в урну билеты с указанием фамилий не­ отведенных кандидатов в присяжные заседатели, перемешивает их и по одному вынимает двенадцать билетов, оглашая каждый раз указанную в билете фамилию кандидата в присяжные заседатели. Если извлеченные и оставшиеся в урне билеты образуют общее число не отведенных кандидатов в присяжные заседатели, а также если не допущены какие-либо нарушения, повлиявшие на правиль­ность образования коллегии присяжных заседателей, то образова­ние коллегии присяжных заседателей признается состоявшимся.

Председательствующий разъясняет присяжным заседателям их права, обязанности и ограничения в действиях, связанные с рас­смотрением дела, а также предупреждает о последствиях наруше­ния обязанностей и несоблюдения ограничений. После окончания судебного следствия суд с участием присяжных заседателей пере­ходит к выслушиванию прений сторон. Впоследствии председа­тельствующий с учетом результатов судебного следствия, прений сторон формулирует в письменном виде вопросы, подлежащие разрешению судом с участием присяжных заседателей, зачитывает их и передает сторонам. Стороны вправе высказать свои замечания по содержанию и формулировке вопросов и внести предложения о постановке новых вопросов.

На время обсуждения и формулирования вопросов присяжные заседатели удаляются из зала судебного заседания. С учетом за­мечаний и предложений сторон председательствующий в совеща­тельной комнате окончательно формулирует вопросы, подлежащие разрешению судом с участием присяжных заседателей, вносит их в вопросный лист и подписывает его. Вопросный лист оглашается в присутствии присяжных заседателей и сторон.

По каждому из деяний, в совершении которых обвиняется под­судимый, ставится три основных вопроса.

1. доказано ли, что деяние имело место;

2. доказано ли, что это деяние совершил подсудимый;

3. виновен ли подсудимый в совершении этого деяния.

После основного вопроса о виновности подсудимого могут ста­виться частные вопросы о таких обстоятельствах, которые увели­чивают или уменьшают степень виновности либо изменяют ее ха­рактер, влекут за собой освобождение подсудимого от ответствен­ности. В необходимых случаях отдельно ставятся также вопросы о степени осуществления преступного намерения, причинах, в силу которых деяние не было доведено до конца, степени и характере соучастия каждого из подсудимых в совершении преступления. Допустимы вопросы, позволяющие установить виновность подсу­димого в совершении менее тяжкого преступления, если этим не нарушается его право на защиту. Вопросы, подлежащие разреше­нию, ставятся в отношении каждого подсудимого отдельно.

После окончания прений судьи и основные присяжные заседа­тели удаляются в совещательную комнату для вынесения приго­вора. Присяжный заседатель оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности рассмо­тренных доказательств, руководствуясь при этом совестью.

Председательствующий руководит совещанием присяжных за­седателей, последовательно ставит на обсуждение подлежащие разрешению вопросы, проводит голосование по ответам и ведет подсчет голосов. После окончания голосования председательству­ющий вскрывает урну и подсчитывает голоса каждого бюллетеня в присутствии присяжных заседателей, результат подсчета голосов немедленно записывает напротив каждого из трех основных во­просов, указанных в вопросном листе.

Обвинительный вердикт считается принятым, если за утверди­тельные ответы на каждый из трех вопросов, проголосовало боль­шинство голосующих. Оправдательный вердикт считается при­нятым, если за отрицательный ответ на любой из поставленных основных вопросов проголосовало шесть и более голосующих.

Наказание в виде лишения свободы на срок свыше пятнадцати лет может быть назначено, если за такое решение проголосовало восемь и более голосующих. Исключительная мера наказания — смертная казнь — может быть назначена только при наличии еди­ногласного решения судей и присяжных заседателей.

Если в ходе разбирательства дела судом с участием присяжных заседателей выявлены обстоятельства, дающие основания считать, что подсудимый по своему психическому состоянию не мог быть привлечен к уголовной ответственности либо заболел душевной болезнью, лишающей его возможности отдавать отчет своим дей­ствиям или руководить ими, что подтверждается соответствующим заключением судебно-психиатрической экспертизы, председатель­ствующий выносит постановление о прекращении рассмотрения уголовного дела судом с участием присяжных заседателей.

Кассационная инстанция вправе применить к осужденному уголовный закон о менее тяжком преступлении и снизить меру на­казания в соответствии с измененной квалификацией содеянного. При этом кассационная инстанция не вправе применить уголов­ный закон о более тяжком преступлении или усилить назначенное наказание[19].

Оправдательный приговор суда с участием присяжных заседа­телей не может быть отменен кассационной инстанцией, кроме случаев нарушений уголовно-процессуального закона, которые ограничили право прокурора, потерпевшего или его представите­ля на представление доказательств.

Пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора, а также постановления суда в связи с необходимостью применения уго­ловного закона о более тяжком преступлении ввиду мягкости на­казания или по иным основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного, а также пересмотр оправдательного при­говора либо постановления суда о прекращении уголовного дела не допускаются.

В целом, прошедшие с момента введения в нашей стране суда с участием присяжных заседателей дают основание утверждать, что данная модель уголовного судопроизводства является востребо­ванной формой народного участия в отправлении правосудия. Ду­мается, что в перспективе будет поэтапно расширяться количество составов преступлений, подлежащих рассмотрению дел судом с участием присяжных заседателей.[kgl]

[gl]ТЕМА 3 СУДЕБНАЯ СИСТЕМА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН[:]

  1. Цель:Дать понятие и назначения Судебной системы в Республике Казахстан, правового статуса судей, Высшего Судебного Совета, Союза судей, Третейских судов,Органов, осуществляющих организационное обеспечение деятельности судов

.

Структура лекции:

Наши рекомендации