Становление и развитие адвокатуры. Понятие и принципы ее организации и деятельности
Право на квалифицированную юридическую помощь является неотъемлемым элементом правового статуса личности, которое гарантируется не только национальным, но и международным правом. Поэтому в стране должен быть надежный и эффективный механизм защиты прав и свобод человека. Защита прав личности в обществе обеспечивается не только государственными органами, но и общественными объединениями. Специальной общественной организацией, созданной и действующей для разносторонней защиты прав граждан юридическими средствами, является институт профессиональной защиты — адвокатура.
В зависимости от того, насколько высок статус адвоката и надежно защищен он законом, зависит уверенность любого члена общества в своем благополучии и в целом состояние правосудия в стране. Еще в начале двадцатого века выдающийся юрист И.Я. Фойницкий сказал: «Без адвоката немыслимо надлежащее отправление правосудия». Это высказывание и в настоящее время не потеряло своей актуальности.
Как известно, основополагающие права человека были зафиксированы во Всеобщей Декларации прав человека, являющейся одним из важнейших документов, принятых международным сообществом в числе первых актов, направленных на защиту прав граждан. Она послужила главным источником целого ряда конвенций, пактов, протоколов и иных документов, касающихся универсальных прав и свобод человека.
Если обратиться к международным документам, то согласно ст. 2 Международного Пакта о гражданских и политических правах, принятого 16 декабря 1966 г., каждое участвующее в Пакте государство обязано:
1. обеспечить любому лицу, права и свободы которого, признаваемые в настоящем Пакте, нарушены, эффективное средство правовой защиты, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве;
2. обеспечить, чтобы право на правовую защиту для любого лица, требующего такой защиты, устанавливалось компетентными судебными, административными или законодательными властями или любым другим компетентным органом, предусмотренным правовой системой государства, и развивать возможности судебной защиты;
3. обеспечить применение компетентными властями средств правовой защиты, когда они предоставляются.
Поскольку Республика Казахстан признает положение Всеобщей Декларации прав человека о том, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и естественных правах, и законом Республики Казахстан от 28 ноября 2005 года за № 91 ратифицирован Международный Пакт о гражданских и политических правах, уважение, соблюдение и защита прав человека является обязанностью государства.
Реализация гражданами конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи является условием и гарантией доступа к правосудию. В этой связи, для защиты высших конституционных ценностей в республике сформирована законодательная база, обеспечивающая деятельность института адвокатуры как важнейшего звена в государственном механизме обеспечения защиты прав человека.
Адвокатура является составной частью правовой системы любого демократического правового государства, где признаются ценность и неотчуждаемость прав и свобод человека, где обеспечиваются законные интересы и юридических лиц. В связи с этим в ч. 3 ст. 13 Конституции Республики Казахстан закреплено, что каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи. Более того, в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. В соответствии с ч. 3 ст. 16 Конституции каждый задержанный, арестованный, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента, соответственно, задержания, ареста или предъявления обвинения.
Необходимость существования адвокатуры обусловлена правовой неосведомленностью подавляющей части населения, как правило, не способной надлежаще защитить свои права и законные интересы. Тогда как адвокаты, владеющие специальными знаниями в различных отраслях права, оказывают квалифицированную помощь на профессиональной основе.
Адвокат (лат.— advocatus, от advoco — приглашаю) — юрист, оказывающий профессиональную правовую помощь физическим и юридическим лицам посредством консультаций, представительства их интересов в суде и других органах. Адвокатура — слово иностранного происхождения, имеющее двойственное значение. Во-первых — это род деятельности определенной группы юристов, а во-вторых — система ее организационного построения, которая в настоящее время определяется в виде коллегий адвокатов, юридических консультаций и адвокатских контор.
История адвокатуры своими корнями уходит в глубину веков. Исторически первой появилась такая форма охраны прав, как самозащита. Первоначально функции представительства брали родственники, а затем посторонние лица, действовавшие ради собственного интереса или за вознаграждение. Впоследствии с усложнением содержания правовых предписаний защита прав граждан стала осуществляться на профессиональной основе. В старину адвокатов называли поверенными. В разные исторические периоды сфера деятельности поверенных была различной. История классической русской адвокатуры начинается после судебной реформы 1864 г., когда законодателем были введены состязательные начала в процессе, уравнены права сторон, и судебная власть была отделена от административной, когда был изменен организационно- правовой и функциональный статус прокуратуры в России, изменен порядок дознания и следствия.
Адвокатура на основании Судебных Уставов 1864 г. была выражена в двух формах: присяжные поверенные и частные поверенные. Присяжный поверенный — это адвокат на государственной службе при окружном суде или судебной палате (1864—1917 гг.). Частный поверенный — это частный адвокат по гражданским и уголовным делам. В отличие от присяжных поверенных частные поверенные имели право выступать только в тех судах, от которых получили свидетельство-разрешение на эту деятельность. Присяжными поверенными могли быть только лица. Имеющие высшее юридическое образование и опыт практической деятельности, не моложе 25 лет, несудимые. Помимо этих условий адвокаты должны быть финансово независимыми, дееспособными и полноправными подданными, безукоризненными в нравственном отношении.
Участие присяжных поверенных в процессе не считалось обязательным: каждый тяжущийся мог вести свои дела лично во всех судебных учреждениях. Частными поверенными могли быть лица: 1) получившие высшее юридическое образование; 2) удостоверившие суд в своих знаниях. Мировые и уездные съезды, а также судебные палаты выдавали частным поверенным свидетельство на право ведения дел. Большую лепту в дискредитации института адвокатуры внесла так называемая уличная, или подпольная адвокатура. Она имела три формы. Одни уличные адвокаты, пользуясь тем, что закон дозволял принимать уголовные дела для защиты всем правоспособным лицам, занимались специальной уголовной практикой. Другой вид уличной адвокатуры составляли непатентованные ходатаи по гражданским делам. Представители третьего вида уличных ходатаев, не рискуя выступать в суде, ограничивались сочинением всякого рода кляузных бумаг, также преимущественно для крестьян.
После Октябрьской революции советская власть, упразднив существовавшую адвокатуру, Декретом о суде № 1 от 22 ноября 1917 г. предусмотрела допуск в качестве защитников по уголовным делам всех неопороченных граждан обоего пола, пользующихся гражданскими правами. Организация защитников была возрождена Декретом о суде № 2 от 7 марта 1918г. под названием «коллегия правозаступников». Защитник-правозаступник допускался в дело на стадии предварительного следствия.
Серьезные трудности стояли на пути организации адвокатуры в Казахстане. Первый учредительный съезд Советов Киргизской (Казахской) АССР 6 октября 1920 года в резолюции «Об организации советской юстиции» обязал органы юстиции на местах широко организовать бесплатную юридическую помощь населению в виде консультации и судебной защиты.
После принятия Конституции СССР в 1936 году было разработано новое Положение об адвокатуре, утвержденное' СНК СССР 16 августа 1939 года. В соответствии с этим положением коллегии адвокатов создавались в пределах края, области, автономной и союзной республики. Именно это положение окончательно определило место адвокатуры в советской правовой системе, и фактически коллегия адвокатов превратилась в одно из учреждений Наркомата юстиции, строго исполнявших его директивы.
В послевоенный период организационные формы работы адвокатуры в нашей республике оставались без изменений; общее руководство над деятельностью коллегий осуществлял Народный комиссариат Казахской ССР, непосредственное руководство — выборные органы самих коллегий — президиумы.
Основы законодательства судопроизводства от 25 декабря 1958 года установили, что «в целях осуществления защиты на суде, а также оказания иной юридической помощи гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям действуют коллегии адвокатов. Коллегии адвокатов являются добровольными объединениями лиц, занимающихся адвокатской деятельностью, и действуют на основании Положения, утвержденного Верховным Советом союзной республики». В соответствии с этими предписаниями каждая союзная республика приняла свое Положение об адвокатуре. В Казахстане такое положение было утверждено Верховным Советом Казахской ССР 5 июля 1960 года.
В 1977 году впервые в истории советской адвокатуры ее правовое положение было закреплено в Конституции СССР. 30 ноября 1979 года был принят Закон об адвокатуре в СССР. Этим нормативным актом регулировались вопросы организации и деятельности советской адвокатуры в общесоюзном масштабе. На основании данного закона в каждой союзной республике было разработано «Положение об адвокатуре», утвержденное 13 ноября 1980 г. Право адвоката участвовать на ранних стадиях уголовного судопроизводства, законодательно было закреплено в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве в редакции от 13 ноября 1989 г., что впоследствии способствовало качественному и количественному увеличению численности адвокатского корпуса.
В настоящее время в Казахстане правовой основой деятельности адвокатуры является Конституция Республики, Закон Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности» от 5 декабря 1997 года № 195-1 и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан, регулирующих адвокатскую деятельность. Процессуальные права и обязанности адвокатов при осуществлении ими защиты и представительства по делам физических и юридических лиц устанавливаются законами Республики Казахстан.
Таким образом, на сегодня адвокатура — это состоявшийся институт гражданского общества, имеющий свой путь развития, богатые традиции, которая вносит свой достойный вклад в дело отправления правосудия, защиты прав и свобод граждан. Адвокатура представляет собой добровольное объединение лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. Это профессиональная, независимая, самоуправляемая организация, призванная оказывать квалифицированную юридическую помощь гражданам и организациям.
В соответствии с законом адвокатура организует деятельность адвокатов по защите по уголовным делам и представительству по уголовным, гражданским, административным и другим делам, а также по оказанию иных видов юридической помощи в целях защиты и содействия в реализации прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Организация и деятельность адвокатуры основываются на принципах:
1. независимости адвокатов при осуществлении своей деятельности;
2. осуществления адвокатской деятельности методами и средствами, не запрещенными законодательством;
3. недопустимости вмешательства в деятельность адвокатов со стороны прокуратуры, судов, органов дознания и предварительного следствия, других государственных органов, иных организаций и должностных лиц, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательными актами;
4. соблюдения норм профессионального поведения и сохранения адвокатской тайны.
Независимость адвокатуры обеспечивается тем, что она не входит в систему государственной власти и местного самоуправления. Адвокат самостоятельно принимает решения и осуществляет действия, входящие в круг его профессиональных полномочий. Независимость адвоката не означает его абсолютную бесконтрольность, а недопустимость вмешательства кого бы то ни было в его деятельность. Ни суд, ни органы уголовного преследования или должностные лица государственных или иных органов не вправе давать указания адвокату относительно его действий в судебном процессе, влиять на его позицию.
Стандарты независимости юридической профессии Международной ассоциации юристов (приняты на конференции МАЮ 7 сентября 1990 года в Нью-Йорке) гласят: «Независимость адвокатов при ведении дел должна гарантироваться тем, чтобы обеспечить оказание свободной, справедливой и конфиденциальной юридической помощи. Адвокатам должны быть предоставлены возможности обеспечения конфиденциальности отношений с клиентом, включая защиту обычной и электронной системы всего адвокатского делопроизводства и документов адвоката от изъятия и проверок, а также обеспечение защиты от вмешательства в используемые электронные средства связи и информационные системы».
Принцип законности применительно к адвокатуре выражается в соблюдении адвокатами, прежде всего, законодательства об адвокатской деятельности. Принцип законности — общеправовой, универсальный принцип. Другие принципы организации и деятельности адвокатуры являются условием реализации законности. Каждый из них в отдельности служит прямым и непосредственным выражением принципа законности.
В соответствии со ст. 15 Закона адвокат обязан соблюдать требования законодательства, руководствоваться принципами организации и деятельности адвокатуры, соблюдать требования норм профессионального поведения и адвокатскую тайну. Адвокат обязан отказаться от поручения об оказании юридической помощи в случаях, если он по данному делу оказывает или ранее оказывал юридическую помощь лицам, интересы которых противоречат интересам лица, обратившегося за помощью (за исключением случаев выступления в качестве посредника по взаимному согласию сторон), или участвовал в деле в качестве судьи, прокурора, лица, производящего дознание, следователя, эксперта, специалиста, переводчика, свидетеля, потерпевшего или понятого, гражданского истца или гражданского ответчика, а также, если в расследовании или рассмотрении дела принимает участие должностное лицо, с которым адвокат состоит в близких родственных отношениях.
Адвокату запрещается занимать по делу правовую позицию, ухудшающую положение лица, обратившегося за помощью. Адвокат не вправе отказаться от принятого поручения по уголовному делу и в случае постановления неправосудного, с точки зрения подзащитного или самого адвоката, приговора обязан обжаловать его в установленном порядке.
Также он не должен использовать незаконные методы оказания юридической помощи, обмана и совершать каких-либо действий вопреки интересам лица, обратившегося за помощью. Адвокат обязан хранить в тайне сведения, ставшие ему известными в связи с оказанием юридической помощи, и не имеет права разглашать их без согласия лица, обратившегося за помощью. Адвокатскую тайну составляют факт обращения к адвокату, сведения о содержании устных и письменных переговоров с лицом, обратившимся за помощью, и другими лицами, о характере и результатах, предпринимаемых в интересах лица, обратившегося за помощью, действий, а также иная информация, касающаяся оказания юридической помощи.
В целях обеспечения независимости адвокатов в законе закреплены определенные гарантии адвокатской деятельности. В частности:
1. должностные лица государственных органов, политических партий, общественных объединений и иных организаций не вправе прямо или косвенно препятствовать осуществлению адвокатской деятельности;
2. запрещается допрашивать адвоката в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с осуществлением им своих профессиональных обязанностей;
3. нельзя требовать от адвокатов, руководителей и работников президиума коллегии адвокатов, юридических консультаций, адвокатских контор представления каких-либо сведений, связанных с оказанием юридической помощи определенному лицу, за исключением случаев, установленных законом;
4. не подлежат досмотру, осмотру, выемке, изъятию и проверке адвокатское делопроизводство и иные связанные с ним материалы и документы адвоката, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательными актами;
5. неправомерно отказывать адвокату в предоставлении свиданий наедине с его подзащитным в условиях, обеспечивающих конфиденциальность таких свиданий, а также ограничение их количества и продолжительности.
Органы дознания, предварительного следствия и суды обязаны незамедлительно, с момента допуска адвоката к участию в деле, выдать ему письменное подтверждение о его допуске к участию в деле на весь период содержания под стражей его подзащитного. Также в случаях, предусмотренных процессуальным законом, они обязаны уведомлять адвоката о необходимости его участия в следственных и иных процессуальных действиях в согласованный с адвокатом срок.
Государственные служащие и руководители негосударственных организаций обязаны в десятидневный срок дать письменный ответ на обращение адвоката, связанное с оказанием им юридической помощи по конкретному делу
Лица, допустившие незаконное вмешательство в деятельность адвокатов либо препятствующие осуществлению такой деятельности, привлекаются к ответственности в соответствии с законом.