В государственных организациях
Хозяйственное (производственное) управление связано с созданием материальных благ, изготовлением, выработкой и созданием какой-нибудь продукции, производством товаров, оказанием услуг, осуществлением купли и продажи, подготовкой специалистов и т.д. Такую деятельность осуществляют администрации государственных предприятий (организаций), учебных заведений, учреждений культуры, здравоохранения. Является ли названное управление разновидностью государственного? Полагаем, что является. Ему присущи все признаки государственного управления.
Во-первых, хозяйственное управление представляет собой деятельность администрации, направленную на организацию производства, на создание материальных благ и т.д.
Во-вторых, такая деятельность (управление) осуществляется от имени государства и по его поручению и основывается на государственной собственности.
В-третьих, администрация предприятия (организации), учреждения является государственным органом. Ее руководитель
назначается (или занимает должность на основании заключенного контракта) вышестоящим органом государственного управления, собственником имущества: Он, как и иные работники администрации, является государственным служащим. На предприятиях заработная плата определяется не из бюджетных средств. В этом особенность службы на государственных предприятиях. Однако иные признаки, правовой статус администрации свидетельствуют о принадлежности ее работников к государственным служащим. Руководитель администрации, его заместители, начальники структурных подразделений и их заместители, как и иной руководящий, начальствующий состав, являются должностными лицами, обладающими, государственно-властными полномочиями.
В-четвертых, такие предприятия (организации), учреждения образуются, реорганизуются и ликвидируются вышестоящими органами государственного управления, собственниками имущества.
В-пятых, хозяйственное управление имеет правовой характер и регулируется нормами административного права, в меньшей, конечно, степени, чем собственно государственное управление. Здесь больше места для усмотрения. Однако усмотрение не беспредельно, оно ограничивается правом.
В-шестых, хозяйственное управление государственно-властно. Н нем существует иерархичность, обязательность указаний, распоряжений вышестоящих начальников для нижестоящих, для подчиненных. Невозможно себе представить, чтобы директор завода не обладал правом и возможностью распоряжаться, например, финансовыми средствами, имуществом завода или подчинять своей воле волю нижестоящих. Властность действий обеспечивается допустимостью применения мер государственного принуждения как самой администрацией, так и извне, в поддержку ее действий или по отношению к самой администрации (см., например, Декрет Президента Республики Беларусь № 29 от 26 июля 1999 г. «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины»1).
В-седьмых, рассматриваемое управление носит исполнительно-распорядительный характер. Разумеется, этот характер имеет свою специфику. В рассматриваемом управлении не всегда столь очевидна исполнительность конкретных законов или иных актов.
1 Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 1999. № 21. Ст. 586.
Такое не исключается и при осуществлении иных видов государственного управления. В этом нет ничего странного. Исполнительный характер управленческой деятельности вообще и хозяйственного управления в частности не сводится исключительно к проведению в жизнь вполне точных законов или других правовых актов, статьи за статьей, параграфа за параграфом и т.д. Оно «включает в себя задачу более общую, которая состоит в обеспечении минимума условий, необходимых для поддержания...»1 производства на должном уровне, для его нормального функционирования, и это независимо даже от наличия формальных предписаний государственных органов (закона). По Конституции Республики Беларусь государство регулирует экономическую деятельность в интересах человека и общества, обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях (ст. 13). Это положение реализуется в законах, актах Президента Республики Беларусь и Правительства Республики Беларусь, исполнение которых осуществляется предприятиями (организациями), учреждениями, в том числе и путем распорядительства (издания актов). Распорядительство проявляется в регулировании внутрихозяйственных вопросов и отношений. Бесспорным является тот факт, что хозяйственное управление неоднозначно, многофакторно и осуществляется не всегда путем простых распоряжений на основе власти и подчинения2. Однако отрицать наличие власти и подчинения в нем неразумно, ибо такие признаки присущи любому виду социального управления, без них невозможно управление, в том числе и хозяйственное. В то же время нельзя отождествлять рассматриваемые признаки с методами административно-командного управления, низводить роль административного права до уровня полицейского и признавать управление основанным исключительно на государственном принуждении3.
Невозможно не согласиться и с мнением Н.Ю. Кругловой о том, что механизм хозяйственного управления является сложной категорией4. Да, механизм управления должен быть направлен на «усиление мотивации деятельности людей» (работников). Между
[1] Ведель Ж. Указ. соч. С. 29.
2 См.: Мартемьянов B.C. Хозяйственное право. Т. 1. М., 1994. С. 14.
3 См.: Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.П. Указ. соч. С. 34.
4 См.: Круглова Н.Ю. Хозяйственное право. М., 1997. С. 16.
тем, как показывает жизнь, не только этот единственный фактор является движущей силой в повышении эффективности экономики. Он важен, но он — не панацея. Более того, применение положительных экономических рычагов, воздействие на интересы с помощью интереса возможно при наличии материальных средств и не без власти и подчинения. Все сказанное свидетельствует о наличии хозяйственного управления, о присутствии специфических особенностей, но не об исключении, отделении его от государственного управления.
Хозяйственное управление, осуществляемое в сфере государственных организаций, является разновидностью государственного управления, регулируемого нормами административного права.
Хозяйственное управление реализуется специальными органами — администрациями предприятий (организаций), учреждений во главе с их руководителями. В.Н. Паращенко включает в :>то понятие и деятельность вышестоящих органов государственного управления1. Вероятно, он имеет в виду все органы, находящиеся в центре, которые вправе решать экономические вопросы, а следовательно, вступать в хозяйственные отношения. Полагаем, Что такое мнение не совсем правильное, ибо указанные органы, как подчеркивалось выше, призваны осуществлять собственно государственное управление, независимо от характера решаемых вопросов. Так, Совет Министров Республики Беларусь в соответствии со статьей 106 Конституции призван реализовывать исполнительную власть, т.е. собственно государственное управление. Он как орган общей компетенции вправе решать вопросы, относящиеся к различным сферам. Тем не менее это совершенно не означает, что Правительство осуществляет разнообразные виды управления.
Масштаб деятельности хозяйственного управления — предприятие (организация), учреждение. Объект — хозяйственная деятельность, деятельность работников, направленная на создание материальных благ, производство услуг и т.д. Цель — наилучшим образом организовать производство, подготовку специалистов и т.п.
Таким образом, хозяйственное управление — это вид деятельности администрации предприятия (организации), учреждении, направленный на организацию производства, на создание наилучших условий для выработки продукции, оказания услуг,
1См.: Паращенко В.Н. Хозяйственное право. Мн., 1997. Ч. 1. С. 5.
осуществления сделок по купле и продаже, подготовки специалистов, лечения граждан и т.д.