Процессуальный порядок отказа в возбуждении уголовного дела

Отказ в возбу­ждении уголовного дела представляет собой исключение документального производства, предусмотренного УПК РФ, и совершения связанных с ним уголовно-процессуальных действий, включая следственные действия, ме­ры уголовно-процессуального принуждения и меры пресечения.

Основания отказа в возбуждении уголовного дела. В соответствии со ст. 148 УПК при отсутствии основания для возбуждения уголовного де­ла следователь или дознаватель выносит постановление об отка­зе в возбуждении уголовного дела.

Отсутствие оснований для возбуждения уголовного дела означает, что содержащиеся в сообщении и других собранных материалах данные свидетельствуют об отсутствии деяния, на которое указывает заявитель, либо об отсутствии в этом деянии состава преступления (п. 1-2 ч. 1 ст. 24 УПК).

Отсутствие события преступления предполагает отсутствие само­го факта (события), для расследования которого ведется производство по делу. Это основание включает в себя также случаи, когда событие предпо­лагавшегося преступления явилось результатом действия стихийных сил природы (наводнение, землетрясение, удар молнии и т.д.), физиологиче­ских, физических или химических процессов, не зависящих от сознания и волевого контроля лиц, а также случаи, когда происшедшее явилось ре­зультатом действия самого потерпевшего (самоубийство, несчастный слу­чай на производстве в результате вины пострадавшего при отсутствии ви­ны других лиц).

Отсутствие в деянии состава преступления означает, что сам факт деяния, совершенный конкретным лицом, установлен, но оно не преду­смотрено либо не расценивается уголовным законом в качестве преступле­ния вследствие того, что преступность и наказуемость деяния устранены уголовным законом, вступившим в силу после совершения этого деяния, либо отсутствуют предусмотренные законом условия для признания нали­чия состава преступления, либо деяние имело место и предусмотрено УК, но нет признаков, указывающих на умысел или неосторожность лица, его совершившего (казус), либо деяние совершено в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости, либо имел место добровольный от­каз от совершения преступления, если фактически совершенное не содер­жит состава иного преступления; либо имеются установленные законом условия, исключающие уголовную наказуемость деяния.

В возбуждении уголовного дела отказывается и при наличии доста­точных данных, указывающих на признаки преступления, если одновре­менно имеются основания отказа в возбуждении уголовного дела, которые не исключают наличие оснований для возбуждения уголовного дела. К числу таких оснований относятся истечение сроков давности уголовного преследования, смерть подозреваемого или обвиняемого, отсутствие заяв­ления потерпевшего по делам частного и частно-публичного обвинения, отсутствие в соответствующих случаях согласия суда на возбуждение уголовного дела (п. 3-6 ч. 1 ст. 24 УПК).

Истечение сроков давности уголовного преследования определяется на основании ст. 78 УК, в которой установлены сроки давности и сформулированы основные правила их применения.

Лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня со­вершения преступления истекли следующие сроки: а) два года после со­вершения преступления небольшой тяжести; б) шесть лет после соверше­ния преступления средней тяжести; в) десять лет после совершения тяжко­го преступления; г) пятнадцать лет после совершения особо тяжкого пре­ступления.

Виды преступлений, отнесенные к той или иной категории, опреде­лены в ст. 15 УК.

При решении вопроса об отказе в возбуждении уголовных дел за ис­течением сроков давности особое внимание следует обращать на правильность квалификации действий лица и точное исчисление сроков давности при­влечения его к уголовной ответственности. Необходимо соблюдать требо­вания закона об обратной силе, если предусмотренное УК РФ увеличение или ужесточение санкций за совершение преступления влечет за собой увеличение срока давности.

Сроки давности исчисляются со дня совершения преступления и до момента вступления приговора суда в законную силу.

Срок давности по длящимся преступлениям начинает течь с момен­та, когда лицо явилось с повинной или было задержано, а при продолжае­мых преступлениях срок давности начинает течь с момента исполнения последнего деяния, образующего это продолжаемое преступление.

Сроки давности, предусмотренные ст. 78 УК, при совершении деяния несовершеннолетними сокращаются наполо­вину.

При решении вопроса об отказе в возбуждении уголовного дела за истечением сроков давности следует выяснить, не были ли приостановле­ны сроки давности. Течение сроков давности приостанавливается, если лицо, совершившее преступление, уклоняется от следствия или суда. В этом случае течение сроков давности возобновляется с момента задержа­ния указанного лица или явки его с повинной.

К лицам, совершившим преступления против мира и безопасности человечества, предусмотренные статьями 353, 356, 357 и 358 УК сроки давности не применяются.

Смерть подозреваемого или обвиняемого влечет отказ в возбужде­нии уголовного дела, поскольку указанное обстоятельство свидетельствует об отсутствии субъекта преступления.

Производство в отношении умершего может вестись только в инте­ресах его реабилитации, т.е. восстановления его доброго имени, когда имеющиеся в деле данные дают основание считать, что дело может быть прекращено по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 5 и 6 ч. 1 ст. 245, пунктами 1 и 4-8 ч. 1 ст. 27 УПК, дающим в соответствии со ст. 133 УПК право на реабилитацию.

Отсутствие заявления потерпевшего исключает производство по уголовным делам частного и частно-публичного обвинения. К первым от­носятся уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч.1 ст. 115, ч.1 116, ч. 1 ст. 129 и ст. 130 УК. Эти дела возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего, его законного представителя и представителя и подлежат прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым. К уго­ловным делам частно-публичного обвинения относятся дела о преступле­ниях, предусмотренных ч. 1 ст. 131, ч. 1 ст. 132, ч. 1 ст. 136, ч. 1 ст. 137, ч. 1 ст. 138, ч. 1 ст. 139, ч. 1 ст. 145, ч. 1 ст. 146 и ч. 1 ст. 147 УК. Эти дела возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего и могут быть прекращены на общих основаниях.

Следователь или дознаватель с согласия прокурора, вправе возбудить уголовное дело по делам частного и частно-публичного обвинения и при отсутствии заявления потерпевшего, или его законного представителя если данное преступление совершено в отноше­нии лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния или по иным причинам не может самостоятельно защищать свои права и законные интересы. К иным причинам относится также случай совершения преступления лицом, данные о котором не известны.

По этому же основанию уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению, если деяние, пре­дусмотренное главой 23 УК, причинило вред интересам исключительно коммерческой или иной организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, и не причинило вреда интересам дру­гих организаций, а также интересам граждан, общества или государства; тогда уголовное дело возбуждается по заявлению руководителя данной ор­ганизации или с его согласия.

Отсутствие оснований для возбуждения уголовного дела либо нали­чие основания отказа в возбуждении уголовного дела должно быть уста­новлено с достаточной степенью достоверности, которую можно достичь средствами, имеющимися в распоряжении следователя или дознавателя на этой стадии уголовного процесса.

Еще с большей степенью достоверности должны быть установлены обстоятельства при отказе в возбуждении уголовного дела за отсутствием в деянии состава преступления. Отсутствие состава преступления означа­ет, что сам факт деяния, совершенный конкретным лицом, установлен, но оно не предусмотрено либо не расценивается уголовным законом в качест­ве преступления вследствие того, что преступность и наказуемость деяния устранены уголовным законом, вступившим в силу после совершения это­го деяния, либо отсутствуют предусмотренные законом условия для при­знания наличия состава преступления, либо деяние имело место и преду­смотрено УК, но нет признаков, указывающих на умысел или неосторож­ность лица, его совершившего (казус), либо деяние совершено в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости, либо имел место доб­ровольный отказ от совершения преступления, если фактически совершен­ное не содержит состава иного преступления; либо имеются установлен­ные законом условия, исключающие уголовную наказуемость. Установле­ние указанных обстоятельств предполагает наличие сведений о лице, со­вершившем деяние. Поэтому отказ в возбуждении уголовного дела по дан­ному основанию допускается лишь в отношении конкретного лица.

Реше­ние об отказе в возбуждении уголовного дела оформляется мотивирован­ным постановлением, в котором должны быть изложены результаты про­верки сообщения о преступлении, приведены данные, свидетельствующие об отсутствии конкретных, предусмотренных в законе оснований для воз­буждения уголовного дела либо наличии основания отказа в возбуждении уголовного дела со ссылкой на пункт, часть, статью УПК и сформулирова­но решение об отказе в возбуждении уголовного дела. Копия указанного постановления в течении 24 часов должна быть направлена прокурору. Если проверялось сообщение о преступлении, связанное с подозре­нием в его совершении конкретного лица или лиц, следователь, орган дознания обязаны рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего или рас­пространившего ложное сообщение о преступлении. В случае возбуждения уголовного дела по ст. 306 УК об этом выносится отдельное постановле­ние в обычном порядке.

Материалы об отказе в возбуждении уголовного дела регистрируют­ся в Журнале учета материалов, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, который ведется в органах внут­ренних дел. Им присваивается очередной порядко­вый (с начала года) номер.

Об отказе в возбуждении уголовного дела уведомляется заявитель. С этой целью ему в течение 24 часов с момента вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела направляется его копия. Если сооб­щение о преступлении было распространено средством массовой инфор­мации, информация об отказе в возбуждении уголовного дела направляет­ся также в это средство массовой информации, которое обязано ее опубли­ковать.

Одновре­менно с направлением заявителю копии постановления об отказе в возбу­ждении уголовного дела ему разъясняется право обжаловать данное поста­новление и порядок обжалования.

Общий порядок обжалования отказа в возбуждении уголовного дела установлен в ст. 124 и 125 УПК. Признав отказ следователя в возбуждении уголовного дела незаконным и необоснованным, прокурор выносит мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов руководителю следственного органа для решения вопроса об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

Признав постановление органа дознания, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор отменяет его и направляет соответствующее постановление начальнику органа дознания со своими указаниями.

Судья, признав отказ в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, выносит соответствующее постановление, направля­ет его для исполнения руководителю следственного органа или начальнику органа дознания и уведомляет об этом заявителя.

В соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции, как установлено Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 февраля 2000 г., лица, чьи права и свободы затрагиваются решением об отказе в возбуждении уголовного дела, имеют право на ознакомление с материалами проверки, проведенной по заявлению или сообщению о преступлении, на основании которых было вынесено это решение.

Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что возбуждение уголовного дела – первая стадия уголовного процесса, важный процессуальный этап, и решения, принимаемые на данной стадии должностными лицами, очень важны и ответственны. Именно на данной стадии начинается реагирование государственных органов на совершенное преступление и от качества этого реагирования во многом зависит его дальнейшее раскрытие и привлечение в установленном законом порядке к уголовной ответственности лица его совершившего.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Стадия возбуждения уголовного дела имеет решающее значение, от того насколько качественно действуют представители государственных органов на данной стадии, будет зависеть будущий успех расследования.

Качественные и своевременные действия позволят раскрыть преступление и привлечь виновных в совершении преступления к уголовной ответственности за совершенное преступление.

Процессуальные полномочия прокурора на стадии возбуждения уголовного дела изменены в плане расширения полномочий руководителя следственного органа. Руководитель следственного органа вправе направить уголовное дело для производства пред­варительного расследования следователю или органу дознания, руково­дствуясь правилами о подследственности (ст. 151 УПК), а также уполномочен давать указание о производстве дознания по уголовным де­лам о преступлениях небольшой и средней тяжести (п. 2 ч. 3 ст. 150). Он вправе поручить расследование нижестоящему руководителю следственного органа либо принять дело к своему производству (п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК). Одновременно руководитель следственного органа может принять решение о производстве предварительного следствия след­ственной группой (ч. 2 ст. 163).

Следователь одновременно с возбуждением уголовного дела указы­вает в постановлении о принятии его к своему производству. Аналогично должен действовать и дознаватель. По делам о преступлениях, по которым в качестве формы расследо­вания предусмотрено дознание (ч. 3 ст. 150), орган дознания производит доз­нание в порядке, установленном гл.32.

На момент возбуждения уголовного дела компетентные органы и должностные лица, как правило, обладают небольшим объемом информации о преступлении. Проверка этой информации и изобличение лица, совершившего преступление, составляют задачу другой, следующей за возбуждением уголовного дела, стадии уголовного процесса — предварительного расследования.

[1] Уголовный процесс. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов // Под ред. К.Ф. Гуценко. – М.: Издательство «Зерцало», 2005. – С. 192.

[2] Лазарев В.А. Возбуждение уголовного дела как акт правового реагирования на преступные посягательства // Автореф. дис. канд. юрид. наук. – Саратов, 2001. – С. 1.

Наши рекомендации