Приобретение права собственности по давности владения
Для приобретения права собственности на вешь по давности фактического владения ею в соответствии с правилами ст. 234 ГК РФ необходимо, чтобы владение было добросовестным, открытым и непрерывным. Следовательно, фактический владелец не должен быть, например, похитителем или иным лицом, умышленно завладевшим чужим имуществом помимо воли его собственника. Такое владение должно быть открытым, очевидным для всех иных лиц, причем владелец должен относиться к соответствующей вещи как к своей собственной, включая несение бремени собственности. Наконец, такое владение должно быть непрерывным в течение установленных законом сроков (во время фактического владения в соответствии с п. 3 ст. 234 включается время, в течение которого данной вещью владел правопредшественник лица, ссылающегося на приобретательную давность). Срок приобретательной давности для движимых вещей установлен в пять лет, а для недвижимости - в 15 лег. Право собственности на недвижимость и в силу истечения срока приобретательной давности возникает только с момента государственной регистрации данного объекта.
49. Право государственной и право муниципальной собственности: понятие, субъекты и объекты, особенности возникновения, прекращения и осуществления.
Государственная собственность – имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, а также имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ.
Муниципальная собственность – имущество, принадлежащее на праве собственности городским поселениям, сельским поселениям и другим муниципальным образованиям.
В состав государственной собственности входят:
· объекты, являющиеся основой национального богатства; объекты, необходимые для обеспечения деятельности федеральных органов власти и управления (казна, валютный фонд и др.);
· объекты оборонного производства (космические и летательные аппараты и др.);
· объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства (объекты речного и морского флота).
Муниципальную собственность составляют следующие объекты:
1) жилой и нежилой фонды, находящиеся в управлении местной администрации; жилищно-эксплуатационные предприятия;
2) ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие объекты муниципальной собственности, объекты инженерной инфраструктуры городов, объекты городского пассажирского транспорта и внешнего благоустройства;
3) другие объекты, находящиеся в оперативном управлении местной администрации;
Возникновение права собственности представляет собой приватизация государственного и муниципального имущества Она распространяется только на имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности, т. е. мыслима лишь для публичных, а не частных собственников, и уже в силу этого не может рассматриваться в качестве общего основания прекращения права собственности.
50. Право хозяйственного ведения и оперативного управления государственным и муниципальным имуществом: понятие, субъекты, содержание и пределы осуществления по нормам ГК и ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления – это вещные праваюридических лиц по использованию чужого имущества.
Субъектами прав хозяйственного ведения и оперативного управления могут быть только юридические лица, и притом не любые, а лишь существующие в специальных организационно-правовых формах – предприятия и учреждения.
Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.
Движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.
51. Право общей долевой собственности: юридическая природа и осуществление права общей долевой собственности.
Долевая собственность отличается от совместной тем, что при долевой собственности доли каждого из ее участников, как правило, определены заранее, в то время как при совместной собственности доли определяются лишь при разделе или выделении общего имущества, т. е. при прекращении отношений совместной собственности либо для всех, либо для части ее участников. При этом доли как при долевой, так и при совместной собственности предполагаются равными, если иное не установлено законом или договором.
Доли в общей собственности могут анализироваться у участников как долевой, так и совместной собственности. Поэтому необходимо рассмотреть юридическую природу доли. Доля, если она определена, имеет количественное выражение в виде дроби либо процентов. Она может быть выражена в виде 1/3, 2/5 и т. д. либо в виде 25 %, 50 % и т. д. Чисто количественное выражение доли еще не раскрывает ее юридической природы: принадлежит ли участнику общей собственности доля в имуществе, в стоимости имущества или в праве на имущество. При этом право каждого сособственника не ограничивается какой-то конкретной частью общей вещи, а распространяется на всю вещь, в том числе на доходы, получаемые от использования вещи.
52.Право общей совместной собственности: юридическая природа и осуществление права общей совместной собственности.
Общая совместная собственность характеризуется тем, что в этом случае одно и то же имущество принадлежит одновременно и сообща нескольким лицам. Но между общей долевой и общей совместной собственностью имеются существенные отличия — как с точки зрения содержания правомочий собственников, так и с точки зрения оснований возникновения отношений по общей собственности.
Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в совместной собственности, осуществляется всеми ее участниками. Они сообща владеют и пользуются общим имуществом, если иное не предусмотрено соглашением между ними. При совершении сделки по распоряжению общим имуществом требуется обязательное согласие сособственников. Указание закона на владение и пользование «сообща», на распоряжение «по согласию» имеет важное значение. В силу того, что участники совместной собственности составляют семейную или семей- но-трудовую общность, имеющую единые цели и интересы, соглашения между ними не заключаются, но могут заключаться. Распоряжение «по согласию всех участников» предполагает наличие соглашения или таковое презюмируется.