Понятие безопасности личности, общественного порядка и общественной безопасности

Управление в сфере внутренних дел — это целенаправленная, организу­ющая, исполнительная и распорядительная деятельность уполномочен­ных субъектов управления, состоящая в непосредственной, практичес­кой реализации задач и функций государства в сфере внутренних дел.

Сущность управления, заключающуюся в обеспечении правильного вза­имодействия частей, элементов системы ОВД как единого целого, в во­левом воздействии на систему ОВД и структурные подразделения с целью обеспечения эффективности деятельности, направленной на вы­полнение стоящих перед ними задач в сфере правоохранительной дея­тельности государства, в сфере внутренних дел. Управление предполага­ет наличие субъекта и объекта управления, прямых и обратных связей между ними.

Субъектами управления в сфере внутренних дел являются органы государства и их должностные лица, наделенные соответствующими полномочиями; общественные объединения и их представители, обла­дающие специальными правами по осуществлению функций управле­ния в сфере внутренних дел; граждане, участвующие в охране общест­венного порядка.

Объектами управления в сфере внутренних дел являются: граждане, группы, коллективы людей, государственные органы и их служащие, общественные объединения и их служащие (представители).

Прямые и обратные связи между субъектами и объектами управле­ния выражаются, с одной стороны, в исходящих от субъекта управления командах, имеющих властный характер и обязательных для исполне­ния, а с другой - в поступающей от объекта управления информации, характеризующей его состояние, сведений о выполнении или невыпол­нении команд субъекта управления.

В чем выражаются особенности управления внутренними делами?Управление внутренними делами является одной из сфер государ­ственного управления. Оно обладает общими для всей системы госуда­рственного управления чертами и принципами, однако их реализация имеет свои особенности, обусловливаемые спецификой общественных отношений, складывающихся в сфере внутренних дел, ее правоохрани­тельным характером, целями и сущностью управления.

Управление в сфере внутренних дел направлено на претворение в жизнь законов и подзаконных актов; профилактику правонарушений; создание гражданам, государственным органам, предприятиям, учреж­дениям, организациям условий для реализации их прав и возложенных на них обязанностей; воспитание у граждан правосознания, уважения к нормам права и общечеловеческим нормам морали.

Многие субъекты управления в сфере внутренних дел выступают в качестве представителей власти, наделенных правом давать в пределах своих полномочий распоряжения, предъявлять требования, обязатель­ные для всех граждан и должностных лиц. Они обладают полномочия­ми по применению мер административного принуждения (администра­тивно-предупредительных мер, мер административного пресечения и административно-процессуального обеспечения и административных взысканий). Ряд субъектов могут совершать оперативно-розыскные, уголовно-процессуальные и уголовно-исполнительные действия.

По каким признакам классифицируются функции управления в сфере внутренних дел?

Управление внутренними делами как разновидность социального управления расчленяется на ряд функций, под которыми понимаются определенные направления деятельности по выполнению задач управ­ления. Каждая функция характеризуется обособленностью и однород­ностью, направленностью действия. Содержание функции диктуется спецификой объекта управления. Вместе с тем содержание (структура) многих функций управления при любых условиях остается постоянным. В связи с этим функции управления подразделяются на общие, специальные (основные) и обеспечивающие.

Общие функции управления присущи всей системе управления в целом и отдельным ее звеньям; специальные (основные) функции уп­равления оказывают организующее воздействие на отдельные сферы социальной деятельности, что способствует выполнению различных видов работ в этих сферах. Специальные функции нередко именуют­ся основными, поскольку через эти функции непосредственно реали­зуются цели и задачи субъектов управления; обеспечивающие функ­ции управления обслуживают процесс реализации общих и специаль­ных функций.

К общим функциям управления относятся: учет, анализ, прогнози­рование, планирование, организация, регулирование, контроль.

Специальными функциями управления в сфере внутренних дел явля­ются: охрана жизни, прав, свобод и законных интересов граждан от преступных посягательств; охрана общественного порядка; обеспече­ние общественной безопасности; предупреждение и пресечение прес­туплений и иных правонарушений; быстрое и полное раскрытие прес­туплений, содействие устранению причин, порождающих преступле­ния и иные правонарушения; охрана на основе договоров с собственниками принадлежащего им имущества и др. Поскольку эти функции определяются целями и задачами управления, то их именуют функциями-задачами, основными функциями, которые определяют содержание деятельности в сфере внутренних дел.

Группу обеспечивающих функций управления составляют: кадровая, материально-техническая (хозяйственная), финансовая, делопроизвод­ственная и др.

Право на безопасность и неприкосновенность личности в государстве гарантируется, прежде всего, Конституцией Российской Федерации. Конституционное право неприкосновенности личности относится к группе личных прав. Специфика этой группы конституционных прав состоит в том, что они гарантируют индивидуальную свободу гражданина, способствуют наилучшему проявлению его духовных интересов, способностей, - склонностей в сфере личной жизни.

Своеобразие обозначенных прав проявляется и в способах их обеспечения со стороны государства. Государство не имеет права вмешиваться в сферу личной жизни граждан, которая лежит вне рамок их обязанностей перед государством. Одновременно оно берет на себя обязательства в необходимых случаях своими действиями обеспечить защиту личной свободы граждан от неправомерных посягательств со стороны отдельных должностных лиц и граждан.

Конституция Российской Федерации устанавливает право граждан на неприкосновенность личности и жилища, тайну переписки, телефонных разговоров и телеграфных сообщений, на охрану личной жизни и здоровья.

Неприкосновенность личности(ст. 22 Конституции Российской Федерации) в сфере административной деятельности означает, что личное задержание, административный арест, привод и другие меры, ограничивающие свободу граждан, могут быть применены в случаях, специально предусмотренных законодательством. Неприкосновенность личности означает также недопустимость личного обыска граждан, досмотра находящихся у них вещей, различного рода освидетельствований. Подобные действия могут быть осуществлены органами внутренних дел на законных основаниях, когда это необходимо в интересах государства и общества.

Основания и порядок таких действий определены законодательством. Административная деятельность в области безопасности личности имеет цель предотвращать и устранять опасные ситуации, создающие угрозу жизни и здоровью людей, не допускать повреждений или разрушения предприятий, жилищ, машин и других объектов. В качестве источников опасности выступает деятельность, связанная с работой транспорта, использованием взрывчатых веществ, ядов, оружия, боеприпасов и других предметов и веществ, которые в процессе их использования могут выйти из-под контроля человека и нанести вред гражданам и окружающей среде.

Общественный порядок - сложное явление социальной жизни. Общественный порядок в юридической литературе рассматривается как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле - как общественное устройство со всей совокупностью свойственных ему экономических и общественных отношений.

Общественный порядок в узком (правовом) смысле слова, являясь частью всей совокупности общественных отношений, представляет собой сложное социальное явление, требующее его правового закрепления.

Сложность исследования общественного порядка в узком смысле слова, определения его четких параметров вызывает дискуссию многих ученых.

Так что же понимается под общественным порядком в узком, то есть правовом (полицейском) смысле?

Первым государственным чиновником, употребившим термин «общественный порядок», считают градоначальника Парижа при Людовике XIV Деламара. В своем сочинении «Трактат о полиции» (1707 г.) он определил полицейскую деятельность как важнейшую область компетенции государства, призванную охранять порядок в общественных местах и пресекать элементы «кулачного права», основанного на насилии сильного над более слабым5. Речь, как видим, шла лишь об осознании, а не об употреблении понятия «общественный порядок» и только в начале XX века в той же Франции при разграничении полномочий между судебной (криминальной) полицией и полицией административной этот термин рассматривался как обязанность последней «охранять общественный порядок».

Но вернемся из Франции в Россию и увидим, что в период царствования Николая I термин «общественный порядок» стал употребляться в нормативном правовом акте - Уставе о предупреждении и пресечении преступлений (1832года). Именно этот термин стал постепенно вытеснять употреблявшиеся до него в теории полицейского права понятия «благочиние», «благоустройство», «благополучие» и другие.

В советский период явление «общественный порядок» исследуется видными юристами Еропкиным М. И., Серегиным А. В., Веремеенко И. И. и другими.

В специальном, юридическом значении общественный порядок - это часть регулируемых нормами права и другими социальными нормами общественных отношений, складывающихся главным образом в общественных местах и имеющих своей целью поддержание личной безопасности граждан, общественного спокойствия, обеспечения нормальных условий для функционирования государственных и общественных организаций, для труда и отдыха граждан, уважения их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности.

В юридической литературе существует однозначное мнение, что основу общественного порядка составляют отношения, как правило, складывающиеся в общественных местах, то есть в местах, где происходит общение людей при удовлетворении ими материальных, культурных потребностей, во время отдыха. Юристы различают три группы общественных мест - места постоянного, периодического и разового пользования.

Места постоянного пользования - улицы, площади, скверы, бульвары в населенных пунктах, работающие круглосуточно учреждения, вокзалы, т, е. общественные места, доступ к которым открыт в любое время.

К общественным местам периодического пользования относятся помещения и другие объекты учреждений, предприятий и организаций, предназначенных для обслуживания населения в установленные часы работы: городской транспорт, пассажирские поезда и суда, предприятия торговли и общественного питания, бытового обслуживания, рынки, зрелищные учреждения, спортивные сооружения, пляжи и т. д. В период, когда эти объекты закрыты от посетителей и там отсутствуют люди, их нельзя рассматривать в качестве общественных мест.

К разовымобщественным местам относятся места, в которых общение людей носит непостоянный, разовый, эпизодический характер. Например, луг, лес, участок степи во время проведения коллективного выезда на загородную прогулку, массового гулянья в праздничные дни. Эти места становятся общественными только во время нахождения в них людей.

Таким образом, общественный порядок - социальное явление, представляющее собой общественные отношения, складывающиеся из отдельных актов поведения людей в общественных местах.

Нарушение общественного порядка - это противоречащие требованиям правовых и иных социальных норм действия и поступки, приводящие к дезорганизации нормальных условий работы государственных и общественных организаций, труда и отдыха граждан, общественного спокойствия, посягающие на общественную нравственность и человеческое достоинство.

В зависимости от характера совершенного деяния различают следующие виды нарушений общественного порядка:

- административное правонарушение;

- преступление.

На основании уровня общественной опасности совершенного деяния и тяжести наступивших последствий определяются виды юридической ответственности:

- административная;

- уголовная.

За нарушение норм морали, нравственности, требований уставов отдельных министерств и ведомств может наступать моральная и дисциплинарная ответственность.

Понятие преступления дается в ст. 14 УК РФ, а административного правонарушения — в ст. 10 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

Для уяснения понятия «общественный порядок» необходимо проанализировать образующие его элементы:

- содержание (сущность) общественных отношений, составляющих общественный порядок;

- цели установления и поддержания общественного порядка;

- средства регулирования;

- реальные гарантии прочности.

Содержание (сущность) общественного порядкасоставляет система общественных отношений между людьми, складывающихся в результате исполнения и соблюдения норм права, правил поведения в обществе, народных традиций и обычаев. Общественный порядок составляют не сами социальные нормы, а фактически складывающиеся на их основе общественные отношения. В зависимости от вида регулирующих норм эти отношения могут быть правовыми и не правовыми.

Цели установления и поддержания общественного порядкасостоят в создании благоприятных условий для нормального функционирования государственных и общественных организаций, труда и отдыха граждан, в обеспечении общественного спокойствия, уважения к обществу и общественной нравственности, чести и достоинству личности.

Средствами регулирования общественного порядкаявляются правовые нормы и иные социальные правила (нормы морали, обычаи, правила культуры и поведения). Главенствующая роль в регулировании отношений в сфере общественного порядка принадлежит нормам права. Правовыми нормами государство устанавливает обязательные для всех правила поведения в общественных местах, вводит запреты на совершение определенных действий, устанавливает ответственность за правонарушения, определяет задачи, формы и методы деятельности органов государства, их должностных лиц и общественных организаций по охране общественного порядка. Иначе говоря, государство, устанавливая соответствующие нормы права в области охраны общественного порядка, тем самым берет на себя обязанность обеспечивать реализацию этих норм.

Реальными гарантами прочности общественного порядка в обществе являются демократия, соответствие правил общественного порядка интересам всех слоев населения, убежденность граждан в справедливости и целесообразности этих правил, неуклонный рост правовой культуры и сознательности граждан. Поэтому общественный порядок характеризуется устойчивостью, добровольным и сознательным соблюдением и исполнением установленных правил подавляющим большинством граждан, их активным участием в поддержании общественного порядка.

Укрепление общественного порядка составляет объективную закономерность развития нашего общества и является важнейшим условием дальнейшего совершенствования демократии, обеспечения прав и законных интересов граждан. Общественный порядок обеспечивается в интересах народа и отвечает требованиям всех слоев общества. Его демократическая сущность состоит в том, чтобы обеспечить подчинение поведения индивидов общим интересам, воле большинства, учитывая при этом права и законные интересы отдельной личности.

Нормы права, иные правила поведения в обществе и традиции, регулирующие отношения в сфере общественного порядка, предъявляют единые требования к поведению людей, представляют равные гарантии охраны прав и законных интересов граждан, равную их ответственность перед обществом и государством.

Теоретический и практический интерес представляет соотношение понятий общественного порядка и правопорядка.

Общие черты правопорядка и общественного порядка состоят в том, что они складываются из однородных по своей социальной природе общественных отношений, регулируемых действующими в обществе социальными нормами, которые выступают как единый комплекс правил поведения.

Вместе с тем, общественный порядок и правопорядок не тождественные понятия, между ними имеются существенные различия.

Правопорядок — это система общественных отношений, основанных на строгом соблюдении правовых норм, установленных государством. Он охватывает всю совокупность правоотношений, складывающихся в обществе.

Понятием общественного порядка охватывается только часть правоотношений, которая складывается главным образом в общественных местах и имеет своей целью поддержание общественного спокойствия, обеспечение нормальных условий для функционирования государственных и общественных организаций, труда и отдыха граждан.

Многие общественные отношения, регулируемые правом и, следовательно, относящиеся к правопорядку, не охватываются понятием общественного порядка, например, гражданские правоотношения, возникающие при дарении, займе, хранении, трудовые отношения и, др.

Вместе с тем, сказанное не дает оснований для вывода, что правопорядок более широкое понятие, чем общественный порядок. Если правопорядок является чисто юридической категорией и охватывает только правовые отношения, то общественный порядок не только правовая, но и нравственная категория. Наряду с правовыми нормами общественный порядок регулируется и иными социальными нормами неправового характера и охватывает как правовые, так и неправовые отношения.

Таким образом, общественный порядок в той части, в которой он регулируется правовыми нормами, совпадает с правопорядком. Но в отличие от правопорядка общественный порядок не охватывает весь круг правоотношений и включает в себя отношения неправового характера.

Общественный порядок тесно связан с общественной безопасностью. В юридической литературе эти понятия нередко отождествляются, рассматриваются как единая сфера общественных отношений. Причем некоторые авторы рассматривают общественную безопасность в качестве составной части общественного порядка, другие, наоборот, включают общественный порядок в понятие общественной безопасности.

Представляется, что общественный порядок и общественная безопасность - самостоятельные правовые институты.

Под общественной безопасностью понимается система отношений, основанная на строгом соблюдении и исполнении специальных организационно-технических правил, установленных государством в целях охраны жизни и здоровья людей, недопущения разрушения или повреждения зданий, сооружений или наступления последствий, которые могут возникнуть в результате деятельности должностных лиц или граждан, связанной с повышенной опасностью для окружающих.

Особенность регулирования общественной безопасности состоит, прежде всего, в том, что многие правила здесь имеют технический характер. Они определяют порядок обращения людей с механизмами, оружием, боеприпасами, ядовитыми веществами и другими объектами. В основе этой группы норм лежат данные технических, биологических, медицинских и других наук.

Субъектами нарушений правил общественной безопасности, как правило, выступают должностные лица, которые в порядке исполнения своих служебных обязанностей должны принимать меры к соблюдению и исполнению правил общественной безопасности, владельцы источников повышенной опасности или которым выданы специальные разрешения на их использование, перевозку и хранение.

В контексте рассмотрения сущности общественного порядка теоретический и практический интерес представляют также понятия «охрана общественного порядка» и «организация охраны общественного порядка».

М. И. Еропкин и Л. Л. Попов считают, что охрана общественного порядка осуществляется тремя способами: уголовно-правовым, гражданско-правовым и административно-правовым, которым соответствуют три вида охраны: уголовно-правовая, гражданско-правовая и административно-правовая.

Продолжая развитие данного суждения, авторы приходят к выводу, что административно-правовая охрана как деятельность протекает в трех направлениях: нормотворческом - когда создаются законы и иные нормативные правовые акты по вопросам охраны порядка; правоприменительном - состоящем в проведении в жизнь установленных государством правил в сфере общественного порядка; правоохранительном - включающем меры обеспечения установленного порядка и применении мер воздействия к его нарушителям.

Соглашаясь в целом с такой позицией, вместе с тем отметим, что для органов внутренних дел не характерна нормотворческая деятельность по вопросам охраны общественного порядка даже на уровне МВД России, хотя министерство издает большое количество актов управления, но не вовне, а главным образом во внутриорганизационной деятельности. Органам внутренних дел присущи, в основном, профилактическая, правоисполнительная и правоприменительная направленность деятельности.

Отсюда сделаем вывод, что административно-правоваяохрана - это исполнительно-распорядительная деятельность органов внутренних дел, состоящая в проведении профилактических мероприятий, в исполнении законов и других правовых актов по обеспечению правопорядка (правоисполнительная деятельность), а также в применении мер принуждения к его нарушителям (правоприменительная деятельность).

С точки зрения Колонтаевского Ф. Е., организация охраны общественного порядка - «это осуществление органами внутренних дел, другими государственными органами и общественными объединениями комплекса основанных на законе управленческих функций, направленных на обеспечение целенаправленной, согласованной и эффективной деятельности по непосредственной охране порядка и безопасности, по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств».

Соглашаясь в целом с указанным определением организации охраны общественного порядка, заметим, что сложно в современный период говорить об управленческих функциях общественных объединений. Представляется, что в настоящее время их деятельность связана главным образом снепосредственной охраной общественного порядка.

Под организацией охраны общественного порядканами понимается осуществление органами внутренних дел управленческих функций внутриорганизационного характера по принятию решений, направленных на эффективное использование сил и средств, и их исполнение в целях обеспечения безопасности личности, защиты граждан от насилия, создания обстановки общественного спокойствия, нормальных условий для их трудовой деятельности и отдыха, обеспечения охраны нравственности, чести и достоинства каждого человека.

Заключение

Учебный курс «Административная деятельность ОВД», сложен в изучении: его характеризуют большой объем нормативного материала, ди­намичное законодательство. Административная деятельность органов внутренних дел, является юридической дисциплиной, поэтому законодательство о милиции - ос­новной предмет ее изучения. Успешное усвоение положений курса «Административная деятель­ность органов внутренних дел» невозможно без изучения законодательст­ва.

Система курса «Административная деятельность органов внутрен­них дел» определяется его содержанием как юридической специальной дисциплины, изучающей закономерности государственного управления в области охраны общественного порядка, обеспечения общественной безо­пасности и борьбы с преступностью в обычных условиях и чрезвычайных ситуациях. В основу системы курса положена объективно существующая система отношений, складывающихся в сфере исполнительно-распорядительной деятельности органов внутренних дел.

Значительное место в курсе «Административная дея­тельность органов внутренних дел» отводится изучению системы и струк­туры органов внутренних дел, организационных основ их работы, а также тактики и методики полицейской деятельности. Однако все же на первое место ставится изучение правового вопроса милицейской работы.

К всеобщей социально-правовой категории относится «общест­венный порядок» в широком смысле слова, включающем в себя социаль­но-правовые определения: «безопасность» {личная, имущественная, обще­ственная, государственная) и «общественный порядок» в узком его пони­мании, а также правовые понятия: «правопорядок», «порядок управления», «собственность» и др. Вce они не тождественны между собой и имеют единичные, особенные и общие признаки.

Список использованной литературы:

1. Административная деятельность ОВД: Учебник/Под ред. В.П. Сальникова – М., 2005. Часть 1.

2. Административная деятельность ОВД: Учебник/Под ред. В.Я. Кикотя – М., 2003. Часть 1.

3. Административная деятельность ОВД: Учебник/Под ред. А.П. Коренева - М., 2002. Часть общая.

4. Административная деятельность ОВД: Альбом схем / Под ред. А.П. Коренева – М., 2000. Раздел 1.

5. Правовые основы деятельности ОВД: сборник нормативных правовых актов: в 3-х томах / Под общ. ред. министра внутренних дел РФ Б.В. Грызлова – СПб., 2003.

[1] Кондратов Б. П., Соловей Ю. П., Черников В. В. Государственное управление в области внутренних дел: Учебное пособие. - М., 1997.

Наши рекомендации