Глава vii

ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

Общие положения о Президенте

В соответствии с действующей Конституцией Республики Бела­русь Президент Республики Беларусь является Главой государства. Должность Президента в Республике Беларусь введена Конституци­ей Республики Беларусь 1994 г. Согласно Конституции 1994 г. (ст. 95) Президент являлся Главой государства и исполнительной власти. Его правовой статус определялся главой 4 Конституции, ко­торая следовала за главой, регламентировавшей правовое положение законодательного органа — Верховного Совета Республики Беларусь.

В Конституции 1994 г., с изменениями и дополнениями, вне­сенными республиканским референдумом 1996 г., вначале опре­делено правовое положение Президента (гл. 3), затем следуют по­ложения о Парламенте — Национальном собрании (гл. 4). Такое расположение имеет под собой серьезные основания. Последние обусловливаются в первую очередь повышением статуса Прези­дента. По Конституции США правовой статус Президента опре­деляется статьей 2, следующей после статьи, регламентирующей правовой статус Конгресса — законодательного органа. Подобное расположение норм о Президенте США объясняется, вероятно, тем, что он призван осуществлять исполнительную власть.

В Конституции Франции правовой статус Президента регла­ментирован в разделе II, Правительства — в разделе III, Парла­мента — в разделе IV. Как видно, порядок расположения разделов весьма своеобразен. Он свидетельствует об исключительном по­ложении среди органов государственной власти Президента и Правительства. Исполнительная власть во Франции находится в руках Президента — главы государства и Правительства. Таким образом, французская центральная исполнительная власть пред­ставляет собой «двухголовую» структуру1. В предшествующей

[1] Конституции зарубежных государств. М., 1996. С. 96.

Конституции Франции 1946 г. положения о Парламенте занима­ли второй раздел, а о Президенте — пятый.

В Конституции Итальянской Республики правовой статус Президента определяется главой, следующей за главой, определя­ющей статус Парламента. Президент там избирается Парламен­том. Примерно таким же образом избирается и Федеральный Президент в ФРГ, а следовательно, его правовой статус регламен­тируется нормами главы, следующей за регламентацией Бундес­тага.

Важным для определения статуса президента является поря­док занятия им такой должности. В странах, в которых президент избирается путем прямых выборов (Франция, Российская Феде­рация, другие страны — члены СНГ, Болгария, Польша), он име­ет более высокий статус, чем в странах, где его избрание осуще­ствляется путем косвенных выборов (США, Аргентина) или пар­ламентом (Греция, Венгрия, Турция, Чехия и др.).

В Республике Беларусь Президент избирается непосредствен­но народом на пять лет. Его правовой статус регламентирован с учетом мирового опыта организации института президентства. Вместе с тем этот институт в Республике Беларусь имеет свою специфику, в которой находят отражение белорусские условия политической жизни общества.

Институт президентства является преимущественно институ­том конституционного права.

По-видимому, правильно будет сказать, что в целом целью президентства является управление страной (государством), Рес­публикой Беларусь. Однако термин «управление» следует пони­мать по-особому, как осуществление некоторых общегосударствен­ных задач, т.е. таких, которые не под силу любому предусмотрен­ному статьей 6 Конституции виду государственной власти.

Президент как Глава государства наделен различными функ­циями и соответствующими им полномочиями. Основными из них являются: общегосударственные (условное название), по вза­имоотношению с законодательной, судебной, прокурорской и исполнительной властью.

К общегосударственным относятся:

1) олицетворение единства ^ народа;

2) представление Республики Беларусь в отношениях с дру­гими государствами и международными организациями;

3) решение вопросов о приеме в гражданство Республики Бе­ларусь, о его прекращении и предоставлении убежища;

4) ведение переговоров и подписание международных дого­воров;

5) прием верительных и отзывных грамот аккредитованных при Президенте дипломатических представителей иностранных государств;

6) введение на территории Республики Беларусь или в от­дельных ее местностях чрезвычайного положения;

7) отложение проведения забастовки или приостановление ее;

8) выполнение обязанностей Главнокомандующего Вооружен­ными Силами Республики Беларусь;

9) введение на территории Республики Беларусь в случае угрозы или нападения военного положения, объявление .полной или частичной мобилизации.

В законодательной сфере Глава государства:

1) созывает внеочередные сессии Палаты представителей, Со­вета Республики (ст. 95 Конституции);

2) обращается с ежегодным посланием к Парламенту (п. 14 ст. 84 Конституции);

3) может участвовать в работе Парламента и его органов, выступать перед ними в любое время с речью или сообщением (п. 14 ст. 84 Конституции);

4) распускает палаты в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь (п. 3 ст. 84 Конституции);

5) назначает очередные и внеочередные выборы в Палату представителей и Совет Республики;

6) подписывает и публикует законы; имеет право возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей (п. 24 ст. 84 Конституции);

7) пользуется правом законодательной инициативы (ст. 99 Конституции);

8) пользуется правом обращаться в Конституционный Суд о соответствии законов Конституции Республики Беларусь (ст. 116 Конституции).

В судебной и прокурорской сферах Глава государства:

1) с согласия Совета Республики назначает на должности Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда из числа су­дей этих судов (п. 8 ст. 84 Конституции);

2) с согласия Совета Республики назначает на должность су­дей Верховного Суда, судей Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора (п. 9 ст. 84 Конституции)

3) назначает шесть судей Конституционного Суда, иных су­дей Республики Беларусь (п. 10 ст. 84 Конституции);

4) освобождает от должности Председателя и судей Консти­туционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Пред­седателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора (п. 11 ст. 84 Конституции); об освобождении назван­ных лиц Совет Республики лишь уведомляется;

5) осуществляет помилование осужденных (п. 19 ст. 84 Кон­ституции).

Президент Республики Беларусь активно воздействует на ру­ководителей указанных судов и Генерального прокурора с целью повышения эффективности работы судебных органов и прокура­туры. Председатели судов и Генеральный прокурор постоянно информируют Главу государства о работе их органов. Президент по результатам полученной информации в форме поручений (тре­бований) нацеливает их на улучшение работы в целом или на определенном направлении. Например, 17 февраля и 16 марта 2001 г. Президент принимал с докладом Генерального прокурора, при этом последнему даны соответствующие поручения1.

Названные выше полномочия весьма важны и существенны, однако их все же нельзя отнести к законодательной, судебной или прокурорской власти. Они являются полномочиями Главы государства.

Президент действует независимо от законодательной и су­дебной власти и им неподконтролен, так как получает свой ман­дат непосредственно от народа.

Широкие функции и полномочия Президент имеет в сфере исполнительной власти (государственного управления). Т.А. Ва- силевич подчеркивает, что «особенность статуса Президента Рес­публики Беларусь состоит в том, что он выступает, с одной сто­роны, в качестве арбитра, с другой — сам может активно руково­дить правительством, подчиненными ему органами»2.

По сравнению с Конституцией 1994 г. функции и полномо­чия Президента значительно расширены. Президент вправе осу­ществлять администрирование, т.е. государственное управление, решать вопросы управленческого характера. Такое положение ни­чуть не снижает статуса Президента как Главы государства. Во

[1] Звязда. 2001. 28 лют.; 20 сак.

2 Василевич Г.А. Органы государственной власти Республики Беларусь: Конституционно-правовой статус. Мн., 1998. С. 73.

многих странах мира, например в Италии, Франции, России и других, где существует институт президентства, президенты зани­маются подобными вопросами, т.е. находятся как бы в двойном положении: главы государства и главы исполнительной власти — в статусе высшего органа государственного управления.

Анализ правового статуса Президента Республики Беларусь позволяет сказать, что он пребывает на самой верхней ступени исполнительной власти, так как наделен верховной исполнитель­ной властью.

Управленческая деятельность Президента — необычная, не в полной мере совпадает с управлением, осуществляемым органами исполнительной власти.

Во-первых, она направлена в первую очередь на исполнение Конституции, а не на исполнение непосредственно закоцов. Так, в статье 85 Конституции записано, что Президент издает указы и распоряжения на основе и в соответствии с Конституцией, а в случаях, предусмотренных Конституцией, может издавать и де­креты, имеющие силу законов.

Во-вторых, Президент наделен верховной исполнительной властью. Он вправе решать наиболее важные, существенные управленческие вопросы, имеющие общегосударственную значи­мость, т.е. те, которые не входят в компетенцию органов государ­ственного управления.

Наши рекомендации