Объектами квотирования в данном случае являются товары, ресурсы (например – рыбные ресурсы), продукция и услуги.

Как правило, квотирование выполняет ряд функций, среди которых можно выделить следующие: реализация экономической политики; регулирование экспорта и импорта; регулирование торговли; снижение конкуренции на внутреннем рынке.

При квотировании не выявляется способность осуществлять ту или иную деятельность, а предоставляется право совершить то или иное действие исходя из целей применения данного административно-правового режима, а именно - обязанности государства обеспечить защиту прав человека и гражданина, интересов потребителей, безопасность общества в целом.

В настоящее время в Российской Федерации квотирование применяется в области трудоустройства несовершеннолетних[62] и инвалидов,[63] в области внешнеторговой деятельности,[64] в качестве меры экономической политики,[65] в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции,[66] рыбы и морепродуктов, продуктов переработки нефти, природного газа, углеводородного сырья, угля, цветных металлов, серы, минеральных удобрений, древесины, целлюлозы и т.п., иностранной рабочей силы и др.

Единого правового акта о применении квотирования как регулятора экономических отношений в российском законодательстве нет. Нормы о квотировании, о требованиях и правилах квотирования содержатся и в законах, и в подзаконных нормативных актах.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим проведение конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот, является Министерство экономического развития России. Квоты устанавливаются Минэкономразвития России по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами.

НаМинистерство экономического развития возложено также ведение Федерального банка квот экспорта товаров.

Министерство экономического развития Российской Федерации с участием конкретного Министерства Российской Федерации и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, исходя из баланса производства и потребления, с учетом потребностей субъектов Российской Федерации разрабатывает общие объемы квот на товары, которые не должны превышать аналогичный показатель предыдущего года. Проекты общих объемов квоты закупки направляются в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по обеспечению государственной монополии.

На основании предложений соответствующих федеральных органов и органов исполнительной власти субъектов России Министерство экономического развития РФ с участием конкретного Министерства Российской Федерации, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти разрабатывает и выносит ежеквартально, но не позднее, чем за 1 месяц до начала следующего квартала предложения в Правительство Российской Федерации по корректировкам общих объемов квот.

Корректировка квот для юридических лиц осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании заявок юридических лиц в пределах общих объемов квот, при этом увеличение квоты возможно только при условии отсутствия задолженности по уплате налогов и других обязательных платежей.

Перечень федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на получение квот, определяется Министерством экономического развития Российской Федерации. Решение об отказе в выделении квоты организации-потребителю может быть обжаловано в установленном порядке.Эффективность института квотирования проявляется в том, что квотирование позволяет государству установить определенные нормы на добычу и производство определенного вида сырья и товаров, ограничив таким образом их переизбыток, и приток иностранных товаров в интересах развития отечественного производства.

Библиографический список

Законодательные и другие нормативные правовые акты Российской Федерации

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации (часть II, раздел III) от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть II) от 21 июня 1996 г. № 14-ФЗ.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть I) от 31 июля 1998, №147-ФЗ.

4. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

5. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

6. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

7. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 75-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 1996 года № 1299 «Об утверждении Положения о порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных импортных квот при введении количественных ограничений и лицензирование экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации».

9. Правила оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт (гражданско-правовой договор бюджетного учреждения) на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. № 722.

10. Письмо Правительства Российской Федерации от 2 августа 2012 г. № АД-П13-4450 «О применении Порядка общественного обсуждения закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд на сумму свыше 1 млрд рублей».

11. Письмо ВАС РФ от 11 августа 2005 г. № С4-7/УЗ-938 «О Федеральном законе «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Литература

1. Авдеев В. Контрактная система в сфере госзакупок // Аудит и налогообложение, № 11, 2013.

2. Васильев М. О Контрактной системе в сфере закупок для обеспечения госнужд // Налоговый вестник, № 6, 2013.

3. Серветник А.А. Применение гражданско-правовых норм в обязательствах по поставке товаров для государственных нужд // Современное право, 2005, № 4.

Л е к ц и я 5.ИНСТИТУТЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ И ЗАЯВЛЕНИЙ

Вопросы

1. Общая характеристика института обращений. 2. Предложения и заявления как разновидность обращений и как самостоятельные административно-правовые институты. 3. Гарантии эффективной реализации институтов предложений и заявлений.

Наши рекомендации