I.Задания для самостоятельной работы
Высшего профессионального образования
«Российская таможенная академия»
Кафедра теории и истории государства и права
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
По самостоятельной работе студентов
И проведению практических занятий
Дисциплина: «Правоведение»
Направление подготовки:036401.65 – «Таможенное дело»
Квалификация выпускника:специалист
Москва
Государственное казенное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российская таможенная академия»
Кафедра теории и истории государства и права
УТВЕРЖДЕНО на заседании кафедры (протокол от « 14» мая 2012г. № 10) |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по самостоятельной работе студентов
и проведению практических занятий
Дисциплина: «Правоведение»
Направление подготовки:036401.65 – «Таможенное дело»
Квалификация выпускника:специалист
Москва
Автор:
Н.В.Курысь, профессор кафедры теории и истории
государства и права, канд. юрид. наук, доцент
Ответственный за выпуск:
Г.А. Козлитин, и.о. заведующего кафедрой теории и истории
государства и права, канд. юрид. наук, доцент
Рецензенты:
Л.В. Важенин, доцент кафедры гражданского права Российской таможенной академии, кандидат философских наук, доцент
И.В. Заикина заведующий кафедрой гражданского права, кандидат юрид. наук, доцент
© Российская таможенная академия, 2012
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
МОДУЛЬ 1. ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ «ПРАВОВЕДЕНИЕ»
Тема 1.1. Исторические основы современной государственности
И права
I.Задания для самостоятельной работы
1. Письменно ответить на вопросы:
- Охарактеризуйте государственно-правовое развитие Древнего мира;
- Эволюция таможенных отношений в мировой истории государства и права зарубежных стран с древнейших времен и до настоящего времени
- Становление российской государственности и правовой системы
2. Заполнить таблицу «Мировые правовые семьи (системы) современности»:
наименование | источник | характеристика | география распространения |
Романо-германская (континентальная) семья | |||
Англосаксонская (общего права) семья | |||
Семья религиозно-традиционного права |
3. Подготовить развернутое сообщение на тему: «Российское государство и право на рубеже XIX-XX вв: состояние и перспективы мирного развития»
4. Решите задачи:
- А. передал Б. на хранение два золотых сосуда, которые последний поместил в специально оборудованную кладовую. Во время нападения разбойников на дом Б. золотые сосуды (вместе с другими вещами хозяина) были похищены. А. предъявил иск о возмещении ущерба. Как разрешить этот спор по «законам царя Хаммурапи»?
- Княжеский дружинник Ратибор в ответ на тяжкое оскорбление действием ударил своего обидчика мечом. Используя текст Пространной редакции Русской Правды, ответьте на вопрос: какое наказание назначит Ратибору судья?
5. Сравните два памятника права из разных стран и разных столетий, выдержки из которых приведены ниже. Какой из них характеризует более ранний этап развития? Обоснуйте ответ.
Русская Правда | Салическая Правда (франков) |
Статья 18. Если убьют огнищанина ... то платить за него 80 гривен. Статья 21. А за княжеского тиуна (управитель, дворецкий у князя) 80 гривен. Статья 23. А за убийство смерда или холопа по 5 гривен. | Титул XLI, §1. Если кто лишит жизни франка ... присуждается к уплате 200 солидов. §3. Если кто лишит жизни человека, состоящего на королевской службе, присуждается к уплате 600 солидов. §6. Если кто лишит жизни римлянина - землевладельца и не королевского сотрапезника, присуждается к уплате 100 солидов. |
II. План практического занятия
(форма обучения: очная, заочная)
1. Особенности исторического и цивилизационного развития стран Древнего мира
2. Особенности средневекового государства и права в Европе и на Востоке
3. Государство и право Нового времени
4. Особенности развития государства и права в Новейшее время.
5. Эволюция российского государства и права
6. Историко-правовое развитие таможенных отношений
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке
к практическому занятию
Приступая к изучению данной темы необходимо помнить об историческом характере государства и права. Они существовали не всегда и их появление связано с развитием человека и общества.
При подготовке к первому вопросу студент должен уяснить, что государства и право Древнего Востока и Западноевропейской цивилизации прошли различные пути в своем развитии. К примеру, правовые системы стран Древнего Востока отмечены специфическими чертамиих правовых принципов, институтов и норм, связанных с особенностями духовной культуры, религии, той или иной системы ценностей. В то же время, в римском обществе в большей степени имели место культ права и законопочитание.
Переходя ко второму вопросу, студентам необходимо обстоятельно исследовать особенности средневекового государства и права в Европе и на Востоке. Охарактеризовать феодальное право, как один из этапов развития европейского права. Руководствоваться постулатом о том, что во всемирно-историческом масштабе ведущей тенденцией развития Средневековья стало утверждение феодализма, явившегося шагом вперед относительно рабовладельческого строя.
В вопросе государстве и праве Нового времени следует обратить особое внимание на революционные потрясения в Европе в XVII—XVIII вв., т.к. именно с этого рубежа мировой истории идет процесс утверждения современного государства и права, которые принципиально отличаются от государственности предшествующих эпох.
При рассмотрении особенностей развития государства и права в Новейшее время необходимо выявить и охарактеризовать ряд направлений государственно-правового развития в данный период: эволюцию государств либеральной демократии, возникновение социалистической государственности, установление государств с тоталитарными режимами, существование теологических форм правления. Необходимо рассмотреть зарождение цивилизованного межгосударственного сотрудничества после Второй мировой войны рамках Организации Объединенных Наций и других межгосударственных образований различной направленности.
В рамках пятого вопроса необходимо проследить эволюцию российского государства и права с древнейших времен и до наших дней, ибо необходимость познаний в области национальной истории государства и права обусловлено требованием более глубокого понимания современной государственности, и развитием навыков и умений прогнозировать основные тенденции ее развития в будущем.
Вопрос об историко-правовом развитии таможенных отношений предполагает изучение ретроспективы таможенных отношений и их регулирования в различных государствах и на различных этапах их развития с учетом национально-экономических особенностей. Необходимо обратиться к становлению таможенных отношений в Древнее время, их развитию в Средневековье, оформлению в государственно-правовую систему в Новое и Новейшее время. Особое внимание требует изучение данного аспекта в связи с российской государственно-правовой историей.
IV. Рекомендуемые источники